«Гутенберг» ищет шедевры

Предыдущая статья Следующая статья

Центр занимается популяризацией уникальных книг

Генеральный директор Центра книжной культуры «Гутенберг» Михаил Столяров рассказал, где находить редкие книги и как продавать бумажный антиквариат. Текст: Даниил Хомич

©Фото: Центр книжной культуры "Гутенберг"

Можно сказать, что  ваш Центр – terra incognita. Представьте, пожалуйста, его нашим читателям

Мы занимаемся изданием, продажей и популяризацией уникальных книг. Все три составляющих нашей деятельности одинаково важны для нас.

Какие книги издает Центр?

Основной материал для наших изданий относится к XIX веку. В то время выходило довольно много книг, большинство из которых переиздавать не стоит. Но можно найти среди них и шедевры. Я бы сказал, жемчужины. Их необходимо обнаружить, добыть из книжной массы и переиздать, потому что они очень редкие, никто из современных людей не держал в руках ничего подобного.

А можно ли быть уверенным в том, что эту книгу купят?

Свои книги в основном продаем мы сами. Совершенно нет информации о том, в чем эксклюзивность подобных книг и как их надо продавать. Я даже написал учебник по продаже уникальных изданий.

В нашей работе главное – контакт с покупателем, заказчиком, ведь всегда делаешь книгу не просто так, а для кого-то. Если же нет желающих купить или профинансировать издание, то его попросту не стоит делать. Но для первичного диалога с заказчиками нужно прорабатывать огромное количество материала. Может быть, одна книга из тысячи окажется достойной, и тогда потенциальный клиент может сказать: да, мы хотим это выпустить, или же нет, этого делать не стоит. Если он отказывается, поиск приходится начинать заново. И так по кругу.

Очень важно вовлечь клиента в творчество. Видишь: он уже горит, вкладывает свое сердце  в процесс создания книги. Тогда сама задача продажи является решенной уже на старте. Ты начинаешь делать то, что заведомо будет куплено.

©Фото: Центр книжной культуры "Гутенберг"
Генеральный директор Центра книжной культуры "Гутенберг" Михаил Столяров

Как проходят эти встречи?

Продвигать уникальные книги сложнее, чем массовые. У нас нет никакой поддержки со стороны средств массовой информации, например. Специфика нашей деятельности в том, что она достаточно закрыта от внешних глаз. Мы концентрируемся на личном общении. И положительные результаты достигаются тоже в ходе личных встреч. Этим, по сути, я и занимаюсь. Большую часть моего рабочего времени занимают переговоры с покупателями и поиск  самородков в «горной породе»  – массе выпущенных книг.

Вы сами решаете, с кем и когда встречаться, или же это делает клиент?

Все по-разному. Бывает, наша инициатива, бывает, наших заказчиков. Случается, что, например, художник, который делает  иллюстрации для заказчика, рекомендует ему нас в качестве издателей.

Какой проект вы считаете наиболее  успешным?

Очень сложный вопрос. Каждый проект успешен по-разному. Один был невероятно успешен в финансовом плане, другой –  в плане технических прорывов. Некоторые были очень трудными. Выполнив их, мы испытали ощущение победы, хотя при этом заработали гроши. Сложно выделить какое-то определенное издание.  Например,  книга «Семь», которая стала событием этого года, – уникальный проект, включающий в себя два тома: один на русском языке, другой на английском. Каждая часть украшена прекрасными иллюстрациями художников Юрия Ноздрина и Ольги Келейниковой. Каждый экземпляр содержит 14 авторских оттисков офортов в редкой технике «белым по черному». Глядя на это издание, могу с уверенностью сказать, что это достижение, что этот проект можно считать успешным.

Что сложнее: найти клиентов или отобрать достойную литературу?

Самое важное – найти заказчика, поэтому популяризация книги – наша постоянная забота. Проблема заключается в том, что есть очень мало людей, с которыми вообще можно говорить на подобные  темы. Люди, которые в состоянии купить или профинансировать наши книги, безусловно, есть: для богатого человека  это не такие большие деньги. Но дело не в способности покупать, а в недостаточной заинтересованности.  А интерес – эта такая штука:  либо он есть, либо его нет. Поэтому, как только появляется заинтересованный заказчик, мы, как говорится, встаем в строй и работаем до победного. Надеемся расширять этот круг. У нас нет проблем с уровнем техники, квалификации, развития, готовности работать и решать задачи – даже самые сложные.

Каким тиражом переиздается книга?

Не больше 100 экземпляров. Но сразу весь тираж не делаем, выпускаем поэтапно, ведь гарантированных покупателей мало. Потом делаем в расчете на магазины, и какое-то количество еще продается в магазинах. Есть люди, которые покупают наши книги у посредников в полтора-два  раза дороже.

Есть ли у вас дизайнер в штате сотрудников?

Мы в штате дизайнеров не держим, ведем дело в режиме аутсорсинга. У нас нет проблем с квалифицированными кадрами, есть очень много дизайнеров и художников, с которыми Центр в хороших отношениях, но они не в штате. Когда занимаешься такой непредсказуемой, близкой к искусству деятельностью, держать дорогостоящих специалистов в штате очень накладно. Они загружены очень сильно, когда идет поток работы.

Есть ли такие периоды, когда у вас работы нет вообще?

Нет, слава Богу, сейчас такого нет. Бывает, что мы начинаем немного скучать. Но чаще мы завалены работой. Если проектов много, то мы подключаем новые кадры. Всегда есть высококлассные специалисты, которые хотят поработать. Мы на рынке уже порядка 20 лет, и многих знаем.

Какие у вас отношения с конкурентами?

Сложный вопрос. Сказать, что конкурентов у нас нет, будет неправильно. Тут конкурентом может стать каждое издательство. Потенциальный заказчик ведь не обязан разбираться во всех  тонкостях нашей кухни. Он может прийти в любое издательство, спросить, сможет ли оно сделать уникальную книгу, и, скорее всего, получит положительный ответ. Но получится ли нужный результат – вот вопрос.

Как вы получаете права на использование первоисточника?

 Бывает по-разному. Например, в книге «Семь» права на иллюстрации приобретены у художников. Афоризмы, используемые в книге, принадлежат давно умершим авторам  и, соответственно, находятся в свободном доступе. Дизайн был заказан специалисту по оформлению книг.

А если вдруг права получить не удается и проект срывается?

Я такого не припомню. Обычно правообладатель заинтересован в том, чтобы его «сокровища» не лежали под диваном, а находились в обороте. Да и деньги можно заработать. Помимо этого, сама публикация интеллектуальной  собственности чрезвычайно важна.

Ваша сегодняшняя работа будет востребована в будущем?

Если мы будем делать свою работу хорошо, будем продвигать наши идеи  в культурном пространстве, в социуме, то в будущем можно будет рассчитывать на положительный результат. Не стоит  сидеть без дела и ждать, пока случится какое-то чудо. К слову,  чудо не произойдет никогда. Надо думать о том, что зависит от тебя, и делать это. А в остальном – как Бог даст.

У вас богатый издательский опыт. Как вы сейчас оцениваете свою профессиональную деятельность?

Меня обстоятельства подтолкнули к такой работе. В 90-х пришлось уйти из научно-исследовательского института,  приятель пригласил заняться книгами. Книги я всегда любил. Так получилось, что это стало призванием.

19.09.2022
Всем тыквам тыквы
В «Аптекарском огороде» открылась выставка громадных тыкв
28.03.2024
За Telegram-каналами — будущее
На журфаке МГУ открылась мастерская "Создание и продвижение Telegram-канала" от информационного агентства URA.RU
04.10.2022
Новосибирский комсомолец всплывает в Москве
Корреспондент «Журналиста Online» познакомился с внутренним устройством подлодки проекта 641Б «Сом» и узнал о жизни моряков-подводников
15.12.2023
"Стержень, который все держит"
Старший научный сотрудник психфака МГУ Анастасия Сиднева о современных исследованиях и серьезных академиках