Как предугадать, что вернется в моду, узнал «Журналист Online» у академика Национальной академии индустрии моды (НАИМ), члена союза дизайнеров РФ, художника-модельера, режиссера-постановщика fashion проектов, доцента кафедры теории и практики дизайна СИМБИП Юлии Ивановой и культуролога, исследователя и историка моды, преподавателя школы дизайна НИУ ВШЭ Татьяны Бакиной.
Текст: Анна Иванова
Почему мода циклична?
Татьяна Бакина: Мода циклична, как цикличны и феномены культуры. Они проходят круг: от первых ростков до усиления интереса, достигают пика, дальше следует спад и забвение. Этот цикл может повториться через десятилетие, несколько десятилетий, тогда, когда возникнет желание возврата, ностальгия, интерес к эпохе. Но это не прямое копирование. Добавляется что-то новое, актуальное. Если прошло немного времени, то возвращаются детали.
Юлия Иванова: Как цикличен сам мир, в котором мы живем, так же имеют свои циклы и процессы, которые в нем происходят. Можно констатировать цикличность изменения понятия «мода», учитывая, что с момента осознания себя Homo sapiens принципиальных изменений с человеком не произошло, мы испытываем ровно те же эмоции, что были свойственны людям и столетия назад.
По разным оценкам специалистов, цикл модного явления составляет от 2 до 9 лет либо 21-22 года. Можно рассматривать «цикличность моды» и с точки зрения ее распространения или готовности общества ее принять. Однако хочется отметить, что в последние десятилетия искусственно сокращается период «модного цикла», что связано с повсеместным распространением высокоскоростных способов передачи данных.
Итак, модный цикл это:
Процесс адаптации к «новой идее», к примеру, сейчас происходит, на мой взгляд, гораздо быстрее, так как с модных подиумов образы проникают в повседневную жизнь благодаря молниеносному доступу к информации и адаптации идеи масс маркетом. Пример – ZARA, где с экономической точки зрения происходит модная стандартизация показанного на подиумах в этом же сезоне, и любая идея приобретает устойчивость.
Как можно предугадать, что вернется в моду?
Юлия Иванова: На мой взгляд, более правильным будет говорить «рассчитать», что вернется в моду в тот или иной период времени. Предсказать моду в долгосрочной перспективе навряд ли возможно. Мода – это прямое отражение нашей жизни, а не прихоть дизайнеров. Она напрямую зависит от экономических и политических коллизий, которые происходят в мире; это на самом деле продукт сферы коллективного бессознательного. Краткосрочные прогнозы основываются на знании истории моды. Самое уважаемое в мире бюро по прогнозированию тенденций моды – Trend Union, возглавляемое знаменитой голландкой Ли Эделькорт, основывается в прогнозах на истории, на оценке взаимодействия происходящих в мире явлений, учитывая не только экономические и политические показатели, а также литературу, искусство, потребительскую активность. Но и интуиция, по словам самой Ли Эделькорт, играет немаловажную роль!
Сегодня, к примеру, можно смело рассчитывать, что в момент экономического подъема в моду вернутся яркость и блеск, присущие эпохе 20-х годов прошлого века. Возникновение очагов военных действий вызовет волну воспоминаний о военной форме, жестких конструкциях плечевого пояса и присутствие в большом количестве коллекций припыленных цветов. Времена экономического кризиса отзовутся корректными силуэтами и натуральной цветовой гаммой, интересом к рукоделию и секонд-хенду.
Соответственно, сочетание таких социально-экономических факторов влечет за собою и одновременное существование диаметрально противоположных тенденций в один и тот же период времени.
Татьяна Бакина: Предсказать, что будет модным, возможно.
Прогнозы нужны, чтобы функционировала индустрия, чтобы меньше был убыток. Они бывают разные по времени, но долгосрочные оправдываются лишь частично. Для составления прогнозов проводятся социологические опросы по тому, как формируется покупательский спрос. В эти опросы включается много факторов, например, оценки изменения благосостояния. Безусловно, прогнозирование является важным фактором, который учитывается при создании коллекции, но этот фактор далеко не единственный.
На создание коллекции влияют и история бренда, и то, как хочет работать креативный дизайнер, присутствует элемент творчества.
Что сейчас вернулось в моду?
Юлия Иванова: Вперед, в 90-е!!! Стиль унисекс, футболка + платье, платформа, спортивная сексуальность, джинсовый total-look (тотал-лук (цельный образ) – комплект одежды одного цвета, или нескольких оттенков одного цвета, или одного бренда – прим. автора), сетка и сумки на поясе – все это родом из 90-х. Только разнообразнее, нахальнее и громче!
Еще одна явная тенденция – возвращение стиля «гранж» (ам. англ. grunge, сленг – грязь), пришедшего из рок-музыки (Nirvana). Для него характерен неопрятный вид: рваные джинсы, полинялые футболки, вытянутые свитера. Сформировавшийся как идея главенства духовного над материальным и противовес пафосу, театральности и вещизму 90-х, сегодня гранж переформатировался и стал не менее пафосным и гламурным, чем волшебные платья на красных ковровых дорожках. Примером можно считать коллекции Эди Слимана для Saint Laurent. Или столь модный сейчас молодой бренд Vetements Демны Гвасалия.
Татьяна Бакина: Сейчас действительно возвращается мода 90-х. Но не только. Это комплекс аллюзий. В коллекциях весна / лето есть отсылки к моде 70-х. Это:
В самих 90-х чувствуется обращение к 60-м годам. Это не «свингующий Лондон» (такой синоним слову «модный» подобрал журнал Time; столицей моды тогда стал Лондон — прим. автора), но «Cool Britannia» (Классная Англия; снова Туманный Альбион стал диктовать моду — прим. автора). Даже цифры. 90 – это перевернутое число 60.
Современная мода – это такой ностальгический гибрид: она работает с прошлым, но не цитирует его буквально.
А почему возвращается мода именно 90-х?
Татьяна Бакина: Действительно, в последний год особый акцент ставится именно на 90-е годы, но другие тренды тоже присутствуют. А на вопрос «почему?» можно ответить так: с 60-ми, 70-ми и 80-ми годами мода работала и раньше. 90-е появились совсем недавно как тренд. С одной стороны, это вызвано тем, что замкнулся тот самый цикл — прошло достаточно времени, чтобы осмыслить моду 90-х на качественно новом уровне. С другой стороны — это обращение не только моды, но и современной культуры и медиа к теме 90-х.
Каковы, на ваш взгляд, существуют проблемы в индустрии моды?
Юлия Иванова: Выделю следующее.