Еще во время учебы на первом курсе факультета философии МГУ Влад Педанов создал паблик «ВКонтакте», который дает студентам возможность ходить на спектакли московских театров почти задаром. Влад рассказал нам о том, как на одном только энтузиазме запустить общественно-значимый проект.
– Расскажите, как возникла идея проекта?
– Честно говоря, идея изначально не моя. В Российском экономическом университете имени Плеханова билеты в театр предоставляет администрация университета. Я подумал, что у меня есть время, а главное желание, адаптировать эту идею для МГУ. И я попробовал – создал паблик. Спустя год масштаб проекта был уже намного больше, чем у РЭУ: шире пул театров, больше подписчиков, проще бронировать билеты.
– Как перешли к реализации?
– Первый театр, куда я обратился, был Театр Армена Джигарханяна – просто потому, что он рядом с МГУ находится. Было страшно, но все случилось достаточно быстро. Я предложил джигарханяновцам дружбу с университетом, в результате которой мы получаем билеты, а они – огласку. Публикации о спектаклях планировалось размещать на наших информационных ресурсах, в том числе на страничке «ВКонтакте», которую я создал в тот же день.
– И как они встретили ваше предложение?
– Театры на самом деле очень отзывчивы. Некоторые всерьез заинтересованы в подобных просветительских проектах. Особенно это актуально для маленьких театров. Скорее всего, они рассуждают так: сейчас студенты, пользуясь льготными ценами на билеты, привыкнут ходить в театр, будут ходить и потом, когда платить придется по полной. Театрала растить, прививать культуру надо с юности.
– А какие спектакли и театры пользуются наибольшей популярностью у студентов?
– Чаще всего интерес вызывает МХАТ, «Сатирикон», «Гоголь-центр», Театр Ермоловой, Театр.doc. Желающих попасть к ним на спектакль всегда много – билеты разлетаются. А в небольшие, камерные театры, например, московский драматический театр «Человек» или Новый драматический театр – желающих поменьше. Туда идут те ребята, кто увлечен театром, следит за трендами или просто без предрассудков пробует новые места и форматы. Потом часто слышу благодарности: вот, я не знал о таком-то театре, он классный, теперь буду ходить туда чаще и рекомендовать друзьям.
– Есть ли у проекта цель перерасти в большую культурно-просветительскую платформу по типу «Афиши»? Выйти на региональный уровень?
– Такой шаг неизменно приведет к монетизации проекта: появлению рекламы, наценки за билеты. По сути, театры дарят билеты. Какое я имею право делать на них наценку? Понятно, когда тратишь много времени, хочется что-то с этого иметь. Но мной двигала идея организовать все максимально удобно и экономично для студентов. Мы никогда не делали наценок и никогда не публиковали коммерческую рекламу.
– А предложения были?
– Были.
– Что останавливало?
– Понимаете, этот проект создавался для своих. Для МГУшников. Мне нравился мой формат. Я публикую анонсы театрального репертуара. Там ничего лишнего: только дата и стоимость. А реклама всегда режет глаза. Когда я начинал развивать проект, меня не интересовали деньги. Все на альтруистических началах. Мне кажется, студенческие проекты должны держаться на альтруистической идее.
– Как ваш паблик находят студенты? Вы где-то даете рекламу?
– Сарафанное радио – это основной канал распространения.
– Я тоже по рекомендации вас нашла.
– Еще одно подтверждение! Как-то раз в трамвае напротив меня одна девочка увлеченно объясняла другой, что в театр сейчас ходить не проблема. «Это не дорого, для студентов очень доступно! Есть такая группа «ВКонтакте», которая предоставляет билеты со скидкой для МГУшников, я сейчас тебе ссылку кину». Забавно было слышать, что о тебе говорят люди.
– Что нового вы узнали о себе за время работы над проектом?
– Ситуации встречались разные. В основном, эти ситуации развивали навык находить компромиссы со всеми и во всем. Смысл моей работы в постоянном общении: нужно взаимодействовать с очень разными людьми, например, администраторами театров и студентами, к каждому из которых нужен свой подход.
Слабые стороны тоже проявили себя. Например, я понял, что у меня есть много проблем с делегированием полномочий. Когда проект набрал популярность, я перестал успевать справляться со всеми задачами. Я попросил нескольких ребят мне помочь, но не смог грамотно распределить функции так, чтобы всем было удобно и интересно. Командная работа рассыпалась – я снова тащил проект на себе. Важно знать свои сильные и слабые стороны. Еще важнее – узнать их как можно раньше.
– Влад, что бы вы пожелали студентам?
– Не могу поделиться рецептом успеха. Сама идея была супер, поэтому она сработала. Уверен, что идей у студентов миллион. Не надо бояться быть инициативным. Пробуйте. Вы ничего не теряете. Я мало встречал молодых людей, осчастливленных тем, что с детства знают, чем будут заниматься. Чтобы узнать свою сферу интересов, надо пробовать себя в разных видах деятельности. По сути, я никогда не имел организаторского опыта, театром тоже никогда не увлекался. Но создал культурно-просветительский проект. Опыт оказался очень полезным с точки зрения освоения менеджмента. И театром я увлекся! Надо пробовать. Заглядывать во все, что можно. Если хочется что-то делать – делай!