Творчество как профессия: ожидание и реальность

Предыдущая статья Следующая статья

Креативный директор о буднях рекламного агентства

Текст: Алена Клиппенштейн

Что общего у рекламы и спорта, как справляться с критикой и почему  срок дедлайна всегда «вчера»? Креативный директор агентства Media Stars Константин Назаров делится с читателями "Журналист Online" своими профессиональными секретами.​

©pxhere.com

– У многих студентов творческих факультетов есть иллюзии о работе в креативной индустрии. Свою повседневность они зачастую рисуют как-то так: «прихожу в офис, когда пожелаю, общаюсь с селебрити, воплощаю в жизнь все, что придумаю и т. д.». Константин, а лично вы с какими ожиданиями пришли в рекламу? 

– Я поступал на факультет связей с общественностью в 2003 году, когда культура еще не была перенасыщена образами рекламистов вроде героев фильма «99 франков». Поэтому у меня не было никаких особо ярких представлений и фантазий о профессии. Просто хотелось реализовать в рекламной практике свое творческое видение. Первые пять лет я провел в агентстве в Казани, много работал и в итоге стал креативным директором. Но дальше профессионально расти и развиваться было некуда. В то время в Казани, как и во многих городах России, индустрия брендов была еще слабо развита, нового пространства для применения своего потенциала я не видел, поэтому решил поехать в Москву, устроиться в небольшое растущее агентство и там начать все «с нуля».

Первое время мне было очень сложно: голова просто не усваивала информацию в таком большом объеме, я ничего не успевал, засыпал на летучках. Я был как в фильме «Назад в будущее», в котором самым популярным сроком выполнения любой задачи было «вчера»,  приходилось учиться работать на опережение. Вторым открытием для меня стало то, что креатив на самом деле – система. Но в отличие от любой другой системной работы, здесь ты не можешь на 100 % отвечать за результат, так как он, в первую очередь, зависит от того, как будут восприняты и будут ли приняты твои идеи заказчиком и его целевой аудиторией.

Контантин Назаров
©Из личного архива героя

– Получается, никакой романтики?

– Нет, лишь бесконечная песня группы «Кровосток» (смеется). На самом деле я быстро свыкся с мыслью, что в нашей среде, как в казино: бывает, над одной идеей ночами работает несколько человек, но в итоге «ставка не играет» – не нравится клиенту. В следующий раз тратишь гораздо меньше сил и времени, с ходу цепляешь заказчика – и все получается. Поэтому в рекламе нужно уметь абстрагироваться: критика твоей работы не имеет ничего общего с мнением о тебе, это всего лишь несовпадение твоих идей с ожиданиями и интересами других людей. Главное, не сдаваться и не прекращать поиск. Иногда можно найти самое лучшее решение для проекта, только изменив свой взгляд на ситуацию.

– Имея десятилетний опыт в рекламе, вы можете объяснить по-простому, что такое рекламное агентство на самом деле?

– Здесь все, как в спорте: чтобы добиться успеха, ты должен выкладываться каждый раз все больше и больше. Оценка заказчиком твоей работы определяет твое место в «турнирной таблице», где каждый выигранный тендер, новый клиент и реализованная идея приближают тебя к месту в лиге первых. Достичь успеха в креативной среде можно разными путями, пробуя свои силы в десятках не похожих друг на друга ролей. Как писал Огилви, в агентстве есть много направлений, в которых каждый может найти что-то свое. Но теплых местечек в рекламе нет, везде и всегда придется прикладывать массу усилий.

©Из личного архива героя

– Какова роль креативной команды в создании рекламы? 

– После работы аналитиков и стратегов, которые определяют, какую маркетинговую задачу мы должны выполнить и к какой аудитории обращаемся, приходит очередь креативной команды. Мы создаем контент и пытаемся угадать, как его воспримет потребитель. Здесь нет свободы творчества в широком понимании. Реализация даже самой гениальной идеи должна быть вписана в строгие рамки брифа и бюджета. В проектировании рекламной кампании есть множество подводных камней, задача креатора – учесть их все и не допустить даже малейшего шанса возникновения новых трудностей в реализации идеи.

– Как обычно проходит рабочий день?

– Приходится уделять много времени планированию, ведь чтобы успеть выполнить свою работу в срок, важно правильно расставлять приоритеты. Например, первую половину дня лучше посвящать поиску идей и мозговой активности, а вторую – оформлению своих идей в презентацию. Также не менее важно в этой профессии уметь распределять свои силы и не истощать себя. С опытом каждый креатор вырабатывает свой комфортный темп работы: один может каждый день работать над новой задачей, а другой заниматься одним проектом в течение года, двух или даже трех лет.

– Уметь генерировать идеи –  основное требование для креатора?

– Он должен быть наблюдательным: чувствовать, что хотят люди, предвидеть их реакцию на тот или иной контент. Важно уметь доносить до людей свою мысль просто и понятно,  создавать такие проекты, которым верят. Также не обойтись в нашем деле без эрудиции, ведь мы каждый раз сталкиваемся с новыми задачами и компаниями, производящими разные продукты. Поэтому нужно иметь представления обо всем: от устройства подводной лодки до причин лишнего веса у мужчин – никогда не знаешь, для какого клиента предстоит работать.

– Что бы вы сказали ребятам, которые прямо сейчас грезят о карьере в творческой сфере?

– Скорее переходите к практике. Дерзайте!

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
29.11.2019
Дюймовочка и КАМаЗ
Как хрупкая девушка оказалась за рулем большегруза
23.09.2019
Детокс от соцсетей
Как пережить день без интернета
13.07.2021
“Ты можешь не написать ни одной книги, но ты всё равно будешь писателем”
Каковы тонкости писательского мастерства и вкусы современного читателя - в материале “Журналиста Online”