Мем поддерживает карму

Предыдущая статья Следующая статья

Проект Why We Post продемонстрировал, как реальная жизнь соотносится с виртуальной
©ideafor.info
О чем говорят наши фотографии в Instagram, Facebook и Snapchat, и так ли бессмыслен обмен смешными картинками в интернете? Профессор Университетского колледжа Лондона антрополог Дэниел Миллер на лекции рассказал, как социальные медиа поменяли мир.

Проект Why We Post

Несмотря на то что дигитальная антропология – абсолютно новое направление в науке, уже существуют разногласия по поводу методологии ее изучения. Первые исследования в этой области проводились исключительно онлайн – кажется логичным изучать поведение субъектов в интернете непосредственно в этой среде. Однако Миллер утверждает, что этнографические и антропологические исследования не могут проводиться только в виртуальном пространстве: интернет – это лишь одна из составляющих нашей жизни. Поэтому Миллер запустил масштабный проект Why We Post, нацеленный на изучение поведения в социальных сетях представителей разных культур неотрывно от их повседневной жизни. Для этого команда антропологов отправилась на 15 месяцев в 9 точек планеты, чтобы наблюдать за бытом местных жителей, их нравами, особенностями менталитета и выяснить, как эти характеристики влияют на то, каким контентом они обмениваются в соцсетях, какие платформы предпочитают и как их виртуальная жизнь соотносится с реальной. Прожив полтора года в разных общностях – в Бразилии, Чили, небольших городах на юге Италии, в Индии и английской провинции, двух точках Китая, на карибском острове Тринидад и даже на сирийско-турецкой границе, – антропологи сделали ряд открытий, опровергающих многие стереотипы о социальных медиа, и доказали, что нельзя судить о взаимодействии человечества и соцсетей обобщенно, ведь даже в пределах одной страны – например в промышленном городке на юге Китая и деревне на севере – люди используют социальные медиа абсолютно по-разному.

Список самых распространенных стереотипов о социальных сетях

1. Мемы – это лишь бесполезная «игрушка» для подростков

А вот и нет! Мемы – самая распространенная форма визуализации контента в современных социальных медиа. Существует два простых типа мемов: серьезные и смешные. Смешные мемы любят все пользователи интернета, а серьезными обмениваются лишь некоторые социокультурные группы. Например, индуисты используют мем как некое подобие религиозного символа: каждое утро они обмениваются благословением в форме мема, таким образом поддерживая в порядке карму.

По мнению антропологов, мемы выполняют роль «моральной полиции интернета» ─ они всегда утверждают один набор значений и критикуют другие. Зачастую люди бывают скованными в выражении собственного мнения – по причине низкого уровня образования и культуры, низкого социального статуса и дохода, однако в каждом человеке сохраняется потребность в самовыражении.

Мем – это емкое выражение ценностей и убеждений личности или ее отношения к конкретной ситуации. Таким образом, делясь мемами, мы достигаем консенсуса между желанием заявить о своих убеждениях и неспособностью и нежеланием словесно описывать присущий каждому из нас набор ценностей.

2. Селфи – признак нарциссизма, смайлы - признак деградации

В интеллектуальном обществе растет пренебрежительное отношение к таким явлениям в социальных медиа, как смайлы и селфи, однако они лишь отражают то, как трансформировалась природа коммуникации в современном мире. Визуальные средства теперь стали самостоятельной формой коммуникации. Это наглядно демонстрируется новой соцсетью Snapchat, где основная часть коммуникации с миром осуществляется посредством фотографий и сопровождающих их смайликов. Миллер также разделяет селфи на типы, в большей степени присущие конкретным социальным сетям. Так, для Instagram характерны «классические» селфи: фотографии одного человека, обычно демонстрирующие стиль или социальный статус субъекта. В Facebook чаще постят так называемые «groupie» - совместные фотографии больших компаний, а Snapchat полон селфи в стиле «uglie» - чаще всего в ракурсе, создающем видимость парочки вторых подбородков. Это тоже форма посыла: отправляя другу свое «уродливое» селфи, мы демонстрируем свое доверие и привязанность.

Более того, посредством селфи люди могут лучше узнавать себя. Дэниел Миллер в рамках проекта проводил один день в неделю в хосписе для больных с терминальной стадией рака. Многие из них ведут историю своей болезни в соцсетях. Например, один из пациентов сказал, что использовал Facebook для того, чтобы не говорить отдельно каждому, что с ним происходит, и заметил, что, составляя пост и делая для него фотографию в зеркале, он лучше сознавал свое физическое и психологическое состояние.

3. Социальные сети отвлекают детей от учебы, что негативно влияет на уровень образования в мире

Винить интернет в появлении плохих оценок в школе тоже не совсем правильно. Конечно, социальные сети могут сказываться негативно на успеваемости ребенка, если он проводит в интернете слишком много времени. Однако у этого вопроса есть и другая сторона. За полтора года исследований антропологи выяснили, что в некоторых общностях социальные медиа служат формой неформального обучения, а для семей с низким доходом являются единственной возможностью получить образование. Например, в Бразилии и индустриальных городах Китая из-за ограниченного доступа к формальному обучению набирают популярность различные обучающие ролики на Youtube. А в Англии социальные сети являются посредником между учениками, родителями и учителями и часто заменяют традиционные родительские собрания.

4. Нужно запрещать использование социальных сетей в рабочее время, потому что это снижает продуктивность работников

Парадоксально, но запрещение заходить в социальные сети в рабочее время могло бы подорвать экономику страны. Социальные сети в данном случае выступают в роли стрессового регулятора. Например, одним группам людей они помогают устранить напряжение, связанное с плохими отношениями в коллективе, другим – перевести дух после серьезного мозгового штурма и выполнения сложного задания, третьим – мириться со скучной однообразной работой, не требующей активной мыслительной или физической активности, и не искать новую.

5. Социальные сети лишают нас частной жизни

В обществе распространено убеждение в том, что с появлением в нашей жизни социальных сетей, у людей не осталось ничего приватного – теперь каждое действие и смена обстановки протоколируется в Instagtam, круг общения определяется по друзьям в Facebook или «Вконтакте» и даже о начале романтических отношений зачастую сообщается в специальной графе. В какой-то степени это действительно так. Однако если раньше коммуникация делилась строго на публичную (радио, телевидение, печатная периодика) и приватную (телефон, письмо), то применимо к социальным медиа исследователи придумали термин «масштабируемая социальность» (“scalable sociality”). Теперь социальные медиа позволяют пользователям самим определять уровень приватности и размер аудитории для передаваемого сообщения. Например, Facebook и Twitter используются чаще для публичных коммуникаций, а мессенджеры типа WhatsApp – для более приватного общения. В любой социальной сети существуют настройки приватности, которые и позволяют нам «масштабировать» степень доступности того или иного сообщения для других пользователей. Таким образом, пространство между «публичным» и «приватным» теперь заполнено социальными медиа. 

 

13.07.2021
“Ты можешь не написать ни одной книги, но ты всё равно будешь писателем”
Каковы тонкости писательского мастерства и вкусы современного читателя - в материале “Журналиста Online”
09.07.2023
"Неотменяемые" звёзды
В Москве представили снимки известных людей, сделанные легендарным фотографом Сергеем Берменьевым
20.08.2023
От студента МГУ до председателя Союза журналистов России
Владимир Соловьев стал гостем первокурсников факультета журналистики
15.04.2024
Традиционная редакция СМИ против блогеров и алгоритмов?
Секция журфака МГУ «Платформенные медиа: вызов журналистике и СМИ?» прошла в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ