Абракадабра

Предыдущая статья Следующая статья

О тенденциях искусства нового поколения

Этим летом, с 8 июня по 22 июля, многочисленные выставочные площадки столицы заняты проектами Шестой московской международной биеннале молодого искусства. Проводится она уже десятый год, с тех пор, как в 2008 г. объединились Фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» и выставка молодого искусства «Мастерская». Участвуют в биеннале художники до 35 лет. Поддержка творческого развития молодых авторов – главная цель выставки.

За десятилетие проведения биеннале четко оформилась ее структура. Основной проект отвечает центральной концепции мероприятия, стратегические проекты отражают направления развития молодого искусства. Программы представляют самые различные тенденции искусства нового поколения.

©Софья Кращенко

Основной проект

Тему Шестой московской международной биеннале выражает слово «Абракадабра», преодолевающее коммуникативные барьеры и понятное носителям разных языков. Однако концепция, объединяющая работы основной программы выставки, не определяется  интернациональностью. Раскрывая ее, куратор проекта Лукреция Калабро Висконти обращается к термину «экономика присутствия». Его автор Вилльям Митчелл обратил внимание на то, как технологический прогресс создает выбор между физическим присутствием и «присутствием» дистанционным или отложенным во времени.

В рамках концепции биеннале этот тезис, однако, раскрывается в ином ключе. По утверждению Лукреции, современный человек, постоянно вовлеченный в определенную информационную среду, испытывает необходимость «присутствовать» всюду. Он пытается успевать за новостным потоком и трендами, границы между работой и отдыхом стираются. Рекреационные часы часто уходят на тщательный труд над определенным онлайн-образом.

Художники предлагают зрителям исследовать этот аспект их жизни и найти моменты своего, личного времени, не вовлеченного в социальную активность.

Лукреция обращается и к концепции «очарования и разочарования», согласно которой после крушения иллюзий о чем-то, изначально вызывавшем восторг, следует поиск путей к его совершенствованию, второй любви, «переочарованию». Между этой сменой чувств существует неуловимый промежуток. Именно это пространство и стремятся заполнить работы биеннале.

© Софья Кращенко
© Софья Кращенко
© Софья Кращенко

Художники, выставляющиеся в рамках основного проекта, вынуждены переосмысливать знакомое: во время, когда чувство ностальгии нещадно эксплуатируется рекламой, важно избежать сентиментальных штампов. Чтобы вырвать зрителя из густой сети избитых слов и образов, они создают новый, неожиданный опыт, свежие переживания. Опыт этот порой предельно личный: посетителю предложено прикоснуться к мрамору, повторяя движения рук художника, прилечь на массажный столик и прислушаться к песне, любовно напевающей «Все о тебе», окунуться в мир тактильных ощущений в «Саду» Давида Бернштейна. Последнее произведение особенно показательно в контексте выставки. Обращаясь к детскому полуосознанному чувству исследования странного, загадочного мира посредством осязания, Бернштейн не помещает в «Сад» почти ни одного знакомого предмета, обремененного рациональным взглядом и ассоциациями. Возвращая нас к искренности детских отношений с миром, художник избегает ностальгических штампов и помещает посетителя в абсолютно новое, но в то же время интуитивно знакомое пространство. Мы оказываемся оторванными от языка современности и способны вновь соприкоснуться с самими собой.

Стратегический проект: Ведутся революционные работы

Первый стратегический проект проводится на территории Московского музея современного искусства.

Название проекта не просто забавная игра слов. Здание музея на время выставки действительно будто бы приостанавливает обычный режим работы и меняет свое назначение: в одном из залов посетителям предоставляется доступ в интернет, многочисленные списки чтений и ссылки на эссе на остро социальную тематику. Некоторые выставленные работы сопровождены исследовательскими материалами, подробное изучение которых может занять часы. Более того, по выходным в здании музея проводятся бесплатные ворк-шопы, лекции, дискуссии с участием студентов-искусствоведов – все в рамках публичной программы стратегического проекта.

Центральная идея проекта – сопротивление в цифровую эпоху, использование новых технологий и онлайн-платформ для гражданского протеста. Художники ставят вопросы расизма и современных последствий колониализма, западноцентристского восприятия мира, государственного и корпоративного контроля. Диалог «Гугл Переводчика» и «Сири» используется для размышления о месте женщины в цифровой среде и о том, как передается чувство «бестелесности», ограниченности, подконтрольности в патриархальном обществе. С помощью 3D принтера воссоздается фигура ближневосточной джинны Хумы, призывающей карательный жар (глобальное потепление) на головы угнетателей-колонизаторов. В произведении «Искренне жаль» простая анимация, воссоздание неприкрашенного диалога в чате между друзьями безапелляционно взывает к совести зрителя.

© Екатерина Корнева
© Екатерина Корнева
© Софья Кращенко
© Екатерина Корнева

Может сложиться впечатление, что данный стратегический проект отошел от искусства: столь большую часть его составляют простые факты, поток информации. Однако то, как именно передаются эти знания, так или иначе задевает аудиторию. Даже простые распечатки на стене с участием посетителей оживают: ссылки на бесплатные эссе постепенно исчезают, наглядно демонстрируя, в какой сфере сосредоточены интересы аудитории.

Само сосредоточение альтернативных высказываний, бросающих вызов статусу-кво, на ограниченном пространстве выставочной площадки производит сильное впечатление. «Позволить звучать нашим голосам, дать нам существовать без страха осуждения» – это стремление персонажа диалога «Бестелесная дружба» вмещает в себя дух проекта.

Стратегический проект: Спасибо, пожалуйста, извини

Совсем другая атмосфера царит на площадке второго стратегического проекта, расположенного в здании Государственного центра современного искусства: «Спасибо, пожалуйста, извини». Вместо громко звучащих голосов – ощущение недосказанности, многозначной тишины. Экспозиция представляет собой единое целое: дом, где можно найти чердак, гостиную, спальню, где даже обои являются частью выставки. В отличие от участников основного проекта, здесь никто не стесняется привычного, сюжеты и образы могут оказаться знакомыми.

Однако пространство «дома» будто играет с посетителем. Все не совсем то, чем кажется: изменено в размере, оживает по собственной воле, не исполняет своей функции. А порой знакомое прячется в узорах калейдоскопов.

© Софья Кращенко
© Софья Кращенко
© Софья Кращенко
© Софья Кращенко

Дополняет ощущение игры формат программы. По выставочной площадке расставлены пронумерованные принтеры. Посетители вынуждены блуждать по залам от одной стойки к другой в порядке обратного отсчета. Это напоминает жанр видеоигры-квеста, в которой игрок должен исследовать мир, чтобы постепенно восстановить события прошлого. Однако в данном случае участники этих событий не люди, а личные переживания, знакомые всем.

Каждый из проектов биеннале предлагает уникальный опыт и позволяет на несколько часов вырваться из наших ежедневных иллюзий. Они напоминают о том, сколь многое мы не замечаем в рутинном течении жизни, концентрируют рассеянные чувства и служат своеобразным катарсисом. И все – а под всем подразумеваются все три выставочных площадки – всего лишь за 600 рублей, что точно того стоит, тем более учитывая, что билет действует до конца выставки.

09.11.2021
Релакс в TikTok
Об ASMR-контенте в TikTok рассказала блогер Эллина Елецкая
22.11.2022
«О видящий! Закрой глаза и смотри»
Вадим Демчог, театр «Арлекиниада» и спектакль, в котором играют зрители
20.08.2023
"Дети просто разучились играть"
Академик РАО Александр Веракса рассказал об игровой деятельности и еë роли в развитии ребëнка
15.04.2024
Традиционная редакция СМИ против блогеров и алгоритмов?
Секция журфака МГУ «Платформенные медиа: вызов журналистике и СМИ?» прошла в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ