Дикая жизнь

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент «Журналиста Online» посмотрела режиссерский дебют Пола Дано
Автор:

В Москве прошел предпремьерный показ дебютного фильма молодого американского актера, продюсера, а теперь и режиссера Пола Дано «Дикая жизнь». Стоит ли смотреть картину, поделилась корреспондент «Журналиста Online».

©Яна Фирсова

Пол Дано, с одной стороны, снимался в фильмах вполне коммерческих, с другой, он все время экспериментирует. Он играл в корейской картине «Окча», в фильме «Нефть» Пола Томаса Андерсона, он же играл Пьера Безухова в последней версии «Войны и мира», в диком и прекрасном своей дикостью фильме Дэниела Шайнерта и Дэниела Квана «Человек-швейцарский нож» и во многих других. Эти абсолютно разные картины можно объединить по одному принципу – все они отрицают деление на какое-то специфическое фестивальное авторское кино и кино зрительское. Они созданы для всех, кто готов расширить свои ожидания от фильма и не против встретиться, может быть, с сюрпризами.

Картина Пола Дано «Дикая жизнь» тоже такая. В каком-то смысле она очень современная, c другой стороны, она отсылает к старому Голливуду, к лучшим его фильмам, к тем временам, когда этого разделения не существовало – фильмы могли быть одновременно и безусловно авторскими, и абсолютно зрительскими. Эта картина открыта, обладает скромной, но очевидной красотой.

Главный фильм в карьере Кэри Маллиган и Джейка Джилленхола.
Entertainment

В основе фильма лежит одноименный роман американского прозаика Ричарда Форда. Это разговор о семье, в которой мнение детей не учитывается. Для родителей, которые постоянно решают те или иные проблемы, ребенок – просто объект заботы, а не личность, у которой есть собственное отношение ко всему, свои чувства и мысли. Это картина о юности и взрослении. При этом фильм получился очень взрослым. Сценарий Пол Дано написал вместе со своей подругой Зоей Казан. Оба актера решили не сниматься сами, а взять других артистов.

Действие происходит в 1960 году. Тогда еще не появилась та бунтарская молодежь, которая уходит из дома и рвет связи с родителями. Но это рубеж, после которого конфликт поколений и отсутствие какого-то диалога и взаимопонимания между ними приобрели явную форму. Все драматические события произойдут позже.

В этом фильме очень мало внимания и времени уделено жизни самого мальчика (Эд Оксенбульд), хотя понятно, что он главный герой и эта история о нем. Он здесь и не является героем, по сравнению с фильмом «Lady Bird» или с фильмом «Отрочество», где все внимание сосредоточено на ребенке или на подростке и на том, что его интересует. Родители и остальные родственники обычно в таких картинах играют служебные роли. В картине «Дикая жизнь» происходит попытка посмотреть на трех членов семьи с одинаковых позиций и уравнять их друг с другом в правах. Выбор того, как будет устроена их жизнь, делает каждый из троих. В течение фильма, конечно, меняются и переставляются акценты, но по большому счету есть два фундаментальных вопроса, которые каждый из них решает самостоятельно. Первый вопрос связан с самоопределением в обществе и с работой: все трое отвечают на этот вопрос по-разному. Второй связан с тем, хотят ли они быть семьей или же нет. Семья – это то, что поддерживает и помогает им существовать или, наоборот, семья – это то, что сковывает по рукам и ногам и не дает им жить своей собственной жизнью.

©IMDb

Стоит также обратить внимание, как структурно сделан этот фильм. Мы как бы видим последовательную, линейную историю, но на самом деле, мы видим три истории, в каждой из которых существует совершенно своя колея и своя траектория. Это, таким образом, не история разваливающихся отношений, распадающейся семьи, в которой пассивным заложником является ребенок. Это и не история подростка, который растет, взрослеет и учится жизни, глядя на то, как неправильно и несчастливо живут его родители, которых он приучается видеть несовершенными, возможно, впервые в жизни. Это история, в которой постулируется то равенство, на самом деле, невозможное в 1960-ом году, и в кино 1960-го года недопустимое. Поэтому это совершенно современная история. При этом Пол Дано, человек которому 34 года, написал сценарий, скорее, про детство его родителей, а не про свое поколение. В любом случае, совершенно точно можно сказать: герой здесь – сам автор, который говорит о себе.

Картина, конечно, не случайно была названа одной из лучших и самых ярких на фестивале Sundance в этом году и стала сенсацией. Это в малой степени связано со звездностью главных исполнителей (Джейка Джилленхола, Кэри Маллиган) и самого режиссера (Пола Дано). «Дикая жизнь», действительно, очень удачная и цельная работа. Надо понимать, что ее кажущаяся простота и кажущаяся отсылка к тем 60-м, которые как бы начинаются на экране – это все достаточно условная игра. Любой исторический фильм всегда говорит о нынешнем моменте, он затрагивает только здесь и сейчас, когда бы формально действие не происходило. В этой картине очень точно воспроизведены все приметы 1960-х годов, но они воспроизведены без фетишизма. Здесь, в каком-то смысле, больше авторов интересовала общая чистота кадра и его вид, чем включение нужных мелодий, песен, подбор специальной одежды и что-то специализировано указывающее на конкретную дату.

Самый мощный фильм Sundance 2018.
Афиша Daily

Отдельно стоит сказать про финальный кадр, где все три главных героя садятся напротив фотокамеры и делают снимок.

Прежде всего, что такое фотография? Фотография – это остановленный момент счастья, сконструированного, ненастоящего. Они себя заключают в рамку и искусственно оказываются втроем в этой рамке в то время, как они все втроем вместе уже не находятся.

Этот горький момент видимости красивой рамки и есть тот самый 60-й год, когда было необходимо поддерживать эту видимость. Затаенность чувств героев, придающая внутреннюю энергию фильму, потрясающая игра актеров и, конечно, атмосфера делают эту картину высоко эмоциональной и глубокой.

Премьера в России – 18 октября.

09.07.2022
Эволюция поп-культуры
Медиаисследователь Дарьяна Бабына  рассказала о влиянии и развитии поп-культуры
06.12.2022
Как сохранить научное наследие?
В 2023 году научное сообщество будет отмечать 120-летие А.Н. Колмогорова, В. Курчатова, А.П. Александрова, 180-летие К.А. Тимирязева и 115-летие Л.Д. Ландау
20.08.2023
Вымышленные пациенты с настоящими диагнозами
Научный сотрудник РУДН Виктория Карягина рассказала о возможных заболеваниях персонажей различных произведений
14.04.2022
Современная алхимия
Фотограф Александр Богуславский о магии амбротипии