Если человек посмотрел и улыбнулся – это хороший дизайн

Предыдущая статья Следующая статья

В столице проходит Московская неделя дизайна

Авторы учебного издания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова постарались максимально представить участников Московской недели дизайна (Moscow Design Week, MDW), их проекты и лекции, обозначенные в Программе мероприятий. С некоторыми из них знакомит "Журналист Online".

Редакция благодарит учебную группу 413 за предоставленный материал.

©учебная группа 413

Красота спасет мир

Декан факультета факультета журналистики МГУ имени М.Ломоносова, профессор Е.Л. Вартанова

©группа выпуска 413

Елена Леонидовна, Вы представляете факультет на MOSCOW DESIGN WEEK уже не в первый раз, были модератором, приглашали спикеров в наши стены. С чем связано такое внимание, Ваш интерес к миру дизайна?

— В российской культурной традиции всегда бытовало представление о важности красоты. «Красота спасет мир», - говорил Ф. М. Достоевский. Умение видеть жизнь, даже самую обычную, через призму высоких эстетических идеалов - большое искусство. Как можно соблюсти баланс между высокими эстетическими идеалами и требованиями сиюминутными, которые идут от массового пользователя, аудитории? Думаю, дизайн, так же, как и медиа, сегодня сталкивается с подобными вызовами. С другой стороны, очень важно вспомнить еще одну сторону сегодняшних медиа – их возросшую визуальность. Визуальность напрямую связана с дизайном и оформлением медиа, визуальным изложением текста, который тоже должен подчиняться определенным законам красоты, прагматики, определенным канонам графического оформления. Мы понимаем, что и медиадизайн, и дизайн в целом должны решать очень непростые задачи, ведь дизайн выполняет не только эстетические функции, но занимается организацией пространства, цвета и изобразительных форм. Именно поэтому дизайн - важная часть жизни, которая определяет повседневность не в меньшей степени, чем медиа.

— Можете назвать какие-то имена, я имею ввиду дизайнеров, чья деятельность повлияла на ваше восприятие медиасреды, возможно, расширила спектр научных интересов?

— Истоки современных подходов к дизайну, конечно, уходят в изобразительное искусство начала XX века. Мне кажется, очень важно вспомнить Баухаус и представителей этого течения потому, что его представители сумели как раз в бытовом плане объединить высокое искусство и образцы эстетики с весьма прагматичными явлениями: мебелью, жилищным пространством, оформлением своих домов. По-моему, очень многие авангардисты XX века сыграли важную роль в развитии дизайна, в том числе медиадизайна. Лично мне нравятся работы Пауля Клее, которые помогали деконструировать изображение точно так же, как нам сегодня приходится деконструировать медиатекст. Ну и не стоит забывать о финских художниках- дизайнерах, которые оформляли не только большие пространства, но и предметы быта, что несомненно повлияло на медиадизайн. Конечно, в первую очередь, Алвар Аалто с его репрезентацией финской природы в дизайне бытовых предметов, и Ээро Сааринен, начавший свой путь в качестве архитектора, а после увлекшийся дизайном, и многие другие художники, представляющие развитие независимого финляндского искусства и дизайна, которые создали очень интересные подходы к объединению красоты и функциональности.

—Что в программе Недели Дизайна в Москве 2017 привлекло Ваше внимание? Вы выбрали для себя обязательные проекты или мероприятия, которые хотели бы посетить?

—Всегда приятно и полезно посетить публичные лекции недели дизайна, потому что на них мы не только слышим монологи дизайнеров, но и можем вступить в диалог и даже дискуссию с ними. Отрадно, что в этом году многие мероприятия проходят в парке «Зарядье», поэтому некоторые из них мне очень хотелось бы посетить, чтобы посмотреть это новое и интересное место. Я вижу, что в MDW принимают участие как зарубежные, так и отечественные архитектурные бюро, Международная академия архитектуры, преподаватели художественных вузов столицы.

Меня привлекает название лекции Бориса Уборевича- Боровского «Основы создания современного дизайна». Мероприятий в программе много, если бы у меня было достаточно времени, я бы большую часть из них посетила.

—В этом году в программе заявлено много молодых дизайнеров, чьи имена пока не на слуху. Как Вы считаете, вносят ли они что-то оригинальное, свежее в индустрию, и может ли что-то из новых трендов дополнить или изменить мир современного дизайна средств массовой информации?

—Я уверена, что молодые люди – художники, дизайнеры – всегда вносят что-то новое в искусство. Изобразительное искусство и дизайн всегда развиваются благодаря дерзким идеям и неожиданным подходам, которые могут возникнуть в головах именно молодых творцов. Очень трудно предсказать, что будет свежим и оригинальным, но я уверена, что это как раз дело молодых – приносить нестандартные и неожиданные решения.

Уверена, что современным трендом является влияние общих принципов и эстетики дизайна в целом на дизайн СМИ. Однако отношения внутри самого дизайна довольно сложные, потому что современные мультимедийные медиа начинают в возрастающей степени влиять на традиционные подходы к искусству. И думаю, что здесь влияние двустороннее, взаимообогащающее. Экранность медиа, определенный визуальный язык, который складывается сегодня, сказывается на мыслях и вдохновении молодых дизайнеров, поэтому, влияние здесь очень сложное и взаимозависимое. Современный дизайн меняет мир дизайна СМИ, но думаю, как это уже было неоднократно в истории дизайна: раньше - это обложки газет и журналов, фотографии в глянце, а сегодня - дизайн телевизионных программ и видео продуктов в Интернете стимулирует к поиску и традиционных дизайнеров.

—Как Вы оцениваете работу отделения дизайна на факультете журналистики МГУ ? Есть ли у вас планы его дальнейшего развития?

—Для факультета создание и деятельность отделения дизайна очень актуальны. В бакалавриате это своего рода «элитарный» индустриальный модуль, потому что не каждый может на него поступить: нужно обладать не только художественным вкусом и эстетическим чутьём, но и навыками рисования, графическими навыками. Я всегда отношусь к студентам этого отделения с большим уважением, потому что понимаю: им приходится не самым традиционным для журналиста способом рассказывать истории и выражать свои идеи. Факультет поддерживает это отделение и считает, что группа дизайна отвечает на важный запрос медиаиндустрии, ведь сегодня медиа движутся в сторону визуальности, визуальный язык медиа становится усложненным и непростым к восприятию. Дизайн как раз способствует упрощению этого языка, превращению его в доходчивую коммуникацию медиасреды с аудиторией.

Событие для людей

Президент ARTCOM Media Group Александр Федотов

©группа выпуска 413

— Что для вас хороший дизайн?

— Если человек посмотрел и улыбнулся – это хороший дизайн. Дизайн должен вызывать эмоции!

— Какие основные тренды в современном дизайне вы можете выделить?

— Невозможно выделить тренды в дизайне! Тренды – это просто слова! Когда журналисты хотят создать новость там, где ее нет, они часто говорят о трендах. Какие тренды в работах Ле Корбюзье или Старка, Каппеллини или Паолы Навоне? Прошло десять, двадцать, сто лет, а их работы и сегодня вызывают эмоции – это просто гениальный дизайн! Вот и весь тренд. Безусловно, сегодня на работу дизайнеров сильно влияют технологии, но в хорошем дизайне это скрыто, как у Ренфро.

— Почему важно каждый год собирать в одном месте всех – профессионалов и начинающих дизайнеров?

— Мы и не собираем всех в одном месте. Каждый год – это и старые друзья, и новые таланты. Сейчас по всему миру проходит более ста Недель дизайна, и все они разные по контенту или по концепции – в зависимости от поставленных организаторами задач!

MDW – это московское событие, и мы стараемся прежде всего представить контент, который нужен городу и его жителям. Мы задействуем все аспекты жизни горожан, связанные с дизайном: мебель (шоурумы), искусство (галереи и музеи), образование (университеты и школы), даже питание (рестораны), отдых (парки и кино). Цель – расширить границы, в которых живем, узнать то, чего раньше не знали, и, значит, найти новые варианты решений тех задач, которые ставит перед нами жизнь.

Хотя у меня есть идея объединить некоторые Недели дизайна под одним брендом, это будут самые сильные по контенту события: например, Москва (Moscow Design Week) – Милан ( Milan Design Week) — Пекин (Beijing Design Week) – Гонконг (Honkong Business of Design Week) и другие Недели дизайна.

MDW уже ведет переговоры, и в этом нам помогает Комитет по вопросам дизайна ЕОЭС. Было бы неплохо объединить основные дизайнерские события Евразии (все-таки это 94 страны и более пяти миллиардов человек) общим проектом.

— Московская неделя дизайна 2017 года отличается каким-то образом от предыдущих?

— Главное отличие для меня, как Президента оргкомитета, – это признание. Раньше нужно было доказывать участникам целесообразность мероприятия и приглашать посетителей. В этот раз немного проще – участники принимают приглашение быстро, и мы не нуждаемся в рекламе, так как москвичи ждут MDW.

В этом году все просто и одновременно сложно! Впервые инсталляцией будет столь крупный реальный объект – парк «Зарядье». Я считаю, он станет новым символом Москвы. «Встреча» горожан и парка не будет молниеносной. Они должны привыкнуть друг к другу. Парк «Зарядье» – это то, чего не хватало Москве: современный технологичный дизайнерский объект, решающий задачи мегаполиса, опирающийся на традиции и использующий новейшие технологии. Это то, чем москвичи могут гордиться, как нью-йоркцы Хайлендом (Highland park). Мы должны быть благодарны команде, как мы их называем, супергероев – Чарльзу Ренфро и его команде, Петру Кудрявцеву с единомышленниками и, конечно, Сергею Кузнецову – главному архитектору Москвы, старому другу MDW (проект Architects Eye, MDW 2012, Speech Чобан&Кузнецов). Я даже хочу совместно с GEO Россия создать клуб друзей Парка, наподобие клуба друзей Хайленд парка (тоже работа Чарльза). Надеюсь, нас поддержат москвичи и власти города. Посетители сами должны решать, какой парк им нужен, что там должно происходить – какие культурные мероприятия, выставки. И, конечно, они должны помогать парку. В рамках конкурса People of design выступят Ора Ито, Алессандро Гуэрьерро и Хусама Чайя, Александр Ермолаев и другие. Джулио Каппеллини возглавляет жюри конкурса молодых дизайнеров 02.2.20.

—Может ли MDW быть интересна тем, кто не связан с дизайном?

—MDW – одна из самых сильных Недель дизайна в мире, наряду с Миланской, поэтому интересна дизайнерам. Но одновременно MDW – это событие для людей. Почти все проекты адресованы в первую очередь не профессионалам, а тем, кто любит дизайн, увлекается и интересуется им.

TYPO POSTER

Искусствовед, дизайнер, президент биеннале «Золотая пчела»

Сергей Серов – искусствовед, дизайнер-график, генеральный директор Фонда развития и поддержки графического дизайна «Золотая пчела», президент одноимённой московской международной биеннале. Он является членом Ассоциации искусствоведов, Союза дизайнеров России, международных ассоциаций «ITC», «Friends of ICOGRADA», «Alfabugs», «Brno Biennale» (почётный член), Международного графического альянса AGI. В 2006 году удостоен «Премии Родченко».

©учебная группа 413

—TYPOPOSTER – одновременно и название, и концепция. В названии отражено главное – это выставка типографического плаката. Ну, и немного легкой самоиронии: на слух оно может звучать как «типа постер», то есть «плакат не совсем настоящий». Так оно и есть – это учебные работы студентов Школы дизайна РАНХиГС. Занятиям по шрифту, типографике и плакату здесь придают особое значение, считая эти жанры максимально подходящими для дерзких экспериментов, для развития креативности, которая так необходима сегодня и в дизайне, и во всех сферах жизни.

В начале 90-х мне довелось оказаться в Австралии, на международной дизайнерской конференции. Кроме бесценных профессиональных контактов там случилось и множество прекрасных человеческих встреч. Вспоминаю об одной такой – с эмигранткой дворянской волны, светлой дореволюционной старушкой, Анастасией Гавриловной. Ей было тогда хорошо за 90, судя по тому, что она была медсестрой во время Первой мировой войны. Ноги у нее не ходили, она передвигалась с помощью ходунков, которые выставляла перед собой, а потом ловко подтягивалась на руках. При этом она побывала с нами и на художественной выставке в Национальном музее, и на венчании в православной церкви — одним словом,  активно «тусила» вместе со всеми. И вот в какой-то момент, узнав, что я дизайнер, Анастасия Гавриловна обрадовалась и с гордостью показала на свои алюминиевые ходунки: «Я каждый день молюсь и благодарю Бога за того дизайнера, который это сделал». Ни ей, ни мне имя дизайнера не было известно, но Господь, до которого ее молитвы, я уверен, доходили, безусловно, ведал, о ком идет речь. Вот это и есть пример хорошего дизайна – если кто-то где-то поблагодарит Бога за наш труд.

Именно это и привело меня в дизайн, который назывался тогда «технической эстетикой». Потом, когда я учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, я отчетливо осознал, что все самое главное произошло именно тогда, когда я делал первые шаги в творчестве. То, что в молодости открылось, обожгло душу, осталось на всю жизнь.

Дизайнеру важно не прятаться от жизни. Не терять радости и удивления перед ней, благодарности, любви к людям, из которых и прорастает настоящий дизайн.

Что касается трендов, то, с одной стороны, это тренды «алгоритмического», «генеративного», «параметрического» и т.п. дизайна, в которых компьютер выступает не в качестве инструмента, а становится другом, соавтором, творческим партнером. На другом фланге – хендмейд-дизайн, в котором источником креативных инноваций становится неклассическая каллиграфия и другие современные рукотворные практики. С третьей стороны, проекты, обостряющие гуманитарный смысл профессии, апеллирующие не столько к пластике и стилю, сколько к порождающей их человеческой глубине, не столько к эстетике, сколько к этике.

Дизайн уже не тот

Известный итальянский дизайнер, экс-глава Conde Nast Italy

Флавио Луччини- тот человек, который в 1965 году от имени знаменитого медиахолдинга Condè Nast познакомил Италию с Vogue и создал для них ещё несколько журналов. В 1967 году вместе с Джанкарло Илипранди, Хорстом Блачианом, Пино Товалья и Тиллем Нойбургом он основал Миланский клуб арт-директоров, а ещё чуть позже создал Edimoda, первую итальянскую Издательскую группу, специализирующуюся на высококачественных модных изданиях. Луччини создал Донну, Мондо Уомо, Моду и другие журналы, которые повлияли на содержание и эстетику женских изданий последнего десятилетия. Как сказано на его официальном сайте, Луччини - «самый влиятельный персонаж в модном издательстве, талантливый скаут, который обнаруживает и поддерживает многих молодых художников, которые станут стилистами, фотографами и успешными журналистами».

В 1993 году Луччини вновь стал главой Condè Nast Италия. Это была роль, которую он вскоре оставил, чтобы полностью посвятить себя «страсти всей своей жизни». Оставив все важные посты, он углубился в исследование отношений между искусством и модой. Теперь на протяжении многих лет он экспериментирует с техникой и материалами, специализируясь на скульптурах. Флавио Луччини обладает неизменным чувством иронии: "Я двигаюсь от классицизма и новой эстрады, по прямой между Кановой и Джеффом Кунсом. Мне интересна тайна, магия моды, мне интересно прославлять ее и в то же время осквернять”, - говорит он.

На Moscow Design Week он представит одни из самых известных своих работ - городские тотемы из железа, стали, чугуна и серебра, предназначенные для открытых пространств. С помощью золота, скульптурами из золотой бронзы и золотого листа, он создает маленьких языческих идолов, отдавая дань модным одеяниям.

©учебная группа 413

— Название проекта - это предложение задуматься на тему того, как мода в целом и каждый наряд в частности символизируют современное общество. В том числе над тем, как они стали языческими идолами, почитаемыми массой, как их ценность стала гораздо больше, чем есть на самом деле. Эти тотемы сочетают в себе принципы дизайна, африканские примитивные статуэтки, и желание преобразить маленькие скульптуры в большие, чтобы размещать их на площадях, вписав в архитектуру городов.

Дизайн уже не тот. Тот дизайн, который избавился от излишеств, бесполезных орнаментов, который превозносил чистую практичность и максимальную простоту сегодня исчерпал своё предназначение. Макс Билл, великий график и дизайнер, говорил, что винт, в своем чистом и простом виде, был лучшим примером дизайна. С годами дизайнеры привыкали к тому, что кроме практичности, дизайн также несет в себе их личность, стиль, сразу узнаваемый как их собственный. Каждый дизайнер сейчас немного художник, так же, как каждый художник отчасти является дизайнером. Сегодня хороший дизайн - это запоминающийся проект, который сможет стать иконой современности.

Мое первое творческое воспоминание связано со старшими классами школы. Я очень хорошо рисовал. В библиотеке города Мантуя я открыл для себя журналы о кубизме, футури, обо всем, что появилось в 1900х, в том числе о русском конструктивизме. Тогда архитектура представляла собой рационализм и Ле Корбюзье. Это были годы Второй мировой войны и в этих движениях был дух свободы и надежды. Я сразу же начал рисовать обложки для школьной газеты и различные постеры.

Я бы посоветовал начинающим дизайнерам попытаться любой ценой попасть в известную архитектурную студию, чтобы узнавать новое. Школы недостаточно. Вам нужен опыт работы «в поле», и в то же время вам нужно продолжать учиться, приобретать опыт, придумывать новые проекты и воплощать их. Вам необходимо быть дисциплинированным и иметь сильную мотивацию. Места для талантливых есть всегда, даже в переполненном мире дизайна, потому что сегодня все вокруг- дизайн. Дизайн делает ценным любой продукт, от мебели до еды. Во всех индустриях, маленьких или больших, нужны те, кто сделает продукт более современным и востребованным. 

В наше время больше нет стиля, которому можно следовать. Когда-то это были практичность, рациональность и минимализм. Позднее появились сильные личности вроде Этторе Соттсасс, Алессандро Мендини, который финансировал Мемфис, Алхимию и другие движения, которые с 70-х годов сломали границы, создавая новые революционные тенденции. Сегодня дизайн должен вызывать эмоции, чтобы немедленно быть оцененным. Как и мода, он должен быть оригинальным и непредсказуемым. У дизайна есть бесконечные перспективы, с большим пространством для исследований, для личного вкуса, культуры. Но это не безусловная свобода. Практичность является первым и важнейшим компонентом. Даже если эстетика и “посыл” стали очень важными, стул или объект не могут быть только отчасти практичными. Объект может быть барочным,эклектичным, классическим, но не может быть неудобным.

Искусство видеть

Андрей Андреев - художник-дизайнер из Москвы, преподаватель дизайна на факультете журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова

Его инсталляции — одни из самых зрелищных проектов Moscow Design Week.

Burning Hearts, 2012 год. Светящиеся изнутри дизайн-объекты – бумажные слепки с реальных людей. Каждый персонаж излучает свой собственный свет, потому что каждый - уникален, самобытен. Свет исходит из сердца, ведь, по мнению древних мудрецов, человек думает сердцем. Свет разрывает темноту, и только так мы можем найти друг друга.

«Давид», 2013 год. Светоинсталляция создана с помощью тонких нитей и бумажных модулей, на которые нанесен рисунок. Световая композиция представляет собой скульптуру Микеланджело, которую нельзя увидеть сразу. Постепенно, шаг за шагом, зритель находит нужный ракурс, при котором цветные элементы складываются в гармоничный узнаваемый образ — одновременно целостный и иллюзорный. Объемное изображение скульптуры освещается разными цветами, что позволяет акцентировать внимание на определенных частях арт-объекта.

«Геркулесовы столбы», 2014 год. Графическая инсталляция спрятана в самой себе. Увидеть лик Венеры, искусно зашифрованный дизайнерами, можно только под определенным углом. Большое влияние на арт-объект оказывает освещение вокруг. Даже естественная его смена в течение дня сказывается на том, как зритель воспринимает скульптуру.

В этом году гостей Moscow Design Week ждет инсталляция «Икар» – посвящение всем смельчакам, дерзнувшим бросить вызов богам. Сколько таких безумцев пережили творческий взлет и падение — награду за труды и наказание за попытку приблизиться к солнцу? И кто из нас узнает в них себя?

©учебная группа 413

 

— Дизайн многогранен. Есть арт-дизайн, мой объект на выставке относится именно к этому жанру. Есть дизайн среды, есть графический дизайн. Дизайн должен соответствовать поставленным перед ним задачам.

Я вырос в семье художников, творчеством занимаюсь буквально с рождения. Первого своего опыта я не помню. Я работал в самых разных областях дизайна, и на этот процесс влиял не столько мой опыт, сколько жизненные обстоятельства. Я был очевидцем, по крайней мере, трех кардинальных изменений в нашей стране, и эти изменения повлияли на мою работу и выбор направления деятельности в гораздо большей степени, чем мой первый опыт.

Начинающему дизайнеру стоит, прежде всего, основательно подумать, насколько он готов быть дизайнером.

О современных трендах. Если бы я знал эти тренды, то несомненно сам бы в этих трендах работал. Кто бы мне это подсказал! Как говорят, большое видится на расстоянии. Мы поймем, какие направления были действительно трендами только лет через двадцать. А сейчас — мы в гуще дизайнерских событий, как в толпе людей, и выделить что-то значимое чрезвычайно сложно. Можно определить только наиболее близкое. Вот этим близким для меня в графическом дизайне является всяческое развитие интерактивности. Вовлечение пользователя в процесс дизайна. Собственно все мои арт-объекты тоже интерактивные, поскольку зритель вовлечен в процесс восприятия, объект меняется в зависимость от точки зрения.

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
15.02.2021
Неместа России
Новые грани индустриального пейзажа
22.11.2022
«О видящий! Закрой глаза и смотри»
Вадим Демчог, театр «Арлекиниада» и спектакль, в котором играют зрители