«Люди способны веселиться благодаря футболу»

Предыдущая статья Следующая статья

В России прошло одно из самых масштабных мероприятий в футбольной истории страны – 21-й чемпионат мира по футболу

Чемпионат проводился впервые в Восточной Европе и проходил в 11 городах России. Было задействовано рекордное количество волонтеров,  желающих принять участие в организации  всеобщего праздника. Наверняка на наших улицах он окажется не последним. Потребуются еще волонтеры. Как ими стать, узнала корреспондент «Журналиста Online» Мария Алешина.


Саша Пономарева

©Фото из личного архива героини

Главной причиной, по которой я решила стать волонтером именно на чемпионате мира по футболу, наверное, было желание стать частью праздника, участвовать в организации и  проведении этого важного международного события. Нам хотелось показать иностранным гостям, что Россия вовсе не такая страшная, как показывают СМИ, что у нас тут тихо, спокойно, на улицах не убивают, что люди все открытые, дружелюбные и гостеприимные, всегда помогут. Плюс ко всему, я очень люблю спорт, наверное, это тоже повлияло на мое решение. Все-таки прочувствовать атмосферу единства объединенных спортом людей дорогого стоит.

Было два способа стать волонтером на ЧМ-2018. Можно было стать волонтером от FIFA, но там была регистрация чуть ли не за три года. Я подавала заявку, но, к сожалению, не успела пройти собеседование, потому что его ставили на утро, когда у меня были важные лекции, их нельзя было пропускать. Другую возможностью стать волонтером давал «Мосволонтер». Я буквально запрыгнула в последний вагон уходящего поезда: увидела запись в сообществе МГУ, что «Мосволонтер» продлил на пару дней регистрацию только для студентов МГУ и я поняла, что откладывать нельзя. У нас было организационное собрание, где нам рассказали про работу «Мосволонтера», потом было собеседование, на котором нас спрашивали, чем бы мы хотели заниматься. Единственное, что я отметила в анкете, это работа с прессой, потому что я учусь на журфаке и мне хотелось посмотреть на работу иностранных журналистов. Идти волонтером на фестиваль болельщиков только чтобы взаимодействовать с иностранными фанатами для меня было неинтересно. Я узнала, что работа в фанзоне подразумевает, что ты будешь стоять на ногах 8 часов и махать перчаткой, меня такая перспектива, честно, не очень радовала. Так что я пошла в московский пресс-центр и не пожалела.

Обязанностей было очень много. Например, мы делали аккредитации нашим журналистам, помогали в проведении пресс-конференций, помогали иностранным журналистам отправлять письма, поскольку все компьютеры были на русском. Также пришлось служить навигатором. Пресс-центр Москвы находится в Доме союзов на Большой Дмитровке, журналистам и иностранцам было несложно там заблудиться, и мы помогали им найти пресс-залы, рабочие зоны журналистов, буфеты, стойку информации. Часто нам могли менять задачи даже в течение одной смены, например, ты начал работать на навигации, а через пару часов тебя сменили, и ты стоишь на информационной стойке и отвечаешь на вопросы журналистов.

Я очень рада, что чемпионат мира по футболу 2018 прошел именно в России. У нас была возможность наблюдать за этим событием своими глазами, видеть болельщиков, общаться с ними. Жаль, что он закончился. Очень здорово было наблюдать за иностранными болельщиками, которые постоянно улыбаются. Допустим, ты делаешь фотографию на улице, и никто не отворачивается и не ругается, наоборот, они начинают еще больше веселиться, с удовольствием с тобой сфотографируются. Это здорово. Оказывается, несмотря на сложную политическую обстановку в мире, люди способны веселиться, находить положительные моменты, и все это благодаря спорту. Классно, что все люди на спортивной арене, независимо от религии и политических взглядов, едины. Сколько было моментов, когда болельщики разных стран болели не только за свои команды, но и за другие.

И вообще к проведению чемпионата мира наш город преобразился, он стал более светлым, дружелюбным. Многое было сделано непосредственно для чемпионата мира. Я очень хочу, чтобы ощущение радости не покидало столицу – пусть эта атмосфера останется в Москве хотя бы еще на полгода.

Было бы здорово, если бы в России еще что-нибудь похожее провели, например, чемпионат Европы. Я очень надеюсь, что болельщикам понравилось у нас и они еще не раз приедут, мы всегда им рады.

Настя Куканова

©Фото из личного архива героини

Сначала я очень сильно загорелась идеей стать волонтером ЧМ. Как только услышала о дополнительном наборе среди студентов МГУ, подумала: раз я являюсь студенткой факультета журналистики и очень люблю футбол, это отличная возможность. Пошла на собеседование и успешно прошла его. Мне выслали дальнейшие инструкции. Я стала узнавать подробности, и мое желание поутихло. Меня пугало не то, что придется заниматься черновой работой или что эта работа окажется слишком сложной для меня. Расстраивало то, что она не будет связана напрямую с чемпионатом. Мне придется переписывать какие-то бумажки, заниматься документами, а я хотела бы работать на стадионах, со спортсменами, их обеспечением. Потому что, насколько я знаю, волонтеры FIFA имеют гораздо больше преимуществ и спокойно работают на территории стадиона, смотрят игры, общаются с футболистами, в то время, как у остальных волонтеров такой возможности нет. Они стоят на улицах в перчатках и дают людям «пять» и в жару, и в дождь. Это, к сожалению, того не стоит. После того, как я все хорошенько обдумала, я поняла, что не хочу идти «волонтерить» таким образом и решила не приходить на обучение. Соответственно аккредитацию я не получала, и билетов на матчи у меня нет, но мне достаточно той атмосферы, что царила на Никольской. Хотя я немножко жалею, что не спохватилась полтора года назад и не попробовала себя как волонтер от FIFA.

Процесс отбора проходил очень интересно. Нас по очереди вызывали к специалистам, которые задавали вопросы. Например, нужно было назвать свои лучшие качества и качества, которые тебя в себе не устраивают. Предлагали представить различные стрессовые ситуации. Тут же пример: на территории стадиона нельзя курить, тут ты встречаешь человека, который стоит в окружении людей и курит. Какие будут твои действия? Проверяется еще и скорость принимаемого тобой решения. Специалисты, нанимающие волонтеров, должны понимать, насколько мы готовы к таким ситуациям и каковы будут наши действия. Также волонтер должен разбираться в спорте и иметь хотя бы малейшее представление о командах. Он должен знать, что никто не будет заниматься только своей работой. Вполне вероятно, что к тебе в любой момент может подбежать коллега и сказать, что ему нужна помощь, и ты должен будешь помочь. Вообще на том, что люди помогают друг другу и занимаются не только своими обязанностями, и строиться вся организация чемпионата.

За время чемпионата я успела заметить некоторые различия между иностранными болельщиками и нашими. У нас, к сожалению, отношение к спортсменам зависит от результата, что неправильно. Я не встречала болельщиков-иностранцев, которые в случае поражения своей команды начинали бы ее всячески унижать, говорить, что она ни на что не способна; и наоборот, если она победила, никто не скажет, что сборная победила потому, что им повезло. А у нас такое есть. Стоит Акинфееву отбить мяч – он герой страны, с ним делают мемы, его обожествляют. Но стоит ему оступиться, мнение кардинально изменится. На мой взгляд, если ты любишь команду и болеешь за нее, ты должен любить ее в любом состоянии. Ты либо болеешь всей душой, либо не болеешь вообще.

Отношение друг к другу тоже очень отличается. Иностранцы все очень открыты, я не встречала человека, который мог бы нагрубить, непристойно пошутить. Они намного проще в общении, во взглядах на жизнь, на фоне нашего менталитета иностранцы очень сильно выделяются, хотя, конечно, есть и свои причуды. Иногда эти открытость и общительность переходят в навязчивость. Например, есть люди, которые не любят футбол, они не хотят контактировать с болельщиками, и некоторые иностранцы могут нарушить личное пространство человека, не подразумевая ничего плохого.

Есть и еще одно отличие. К сожалению, статистика такова, что россияне в большинстве своем оставляют огромное количество мусора после себя, в то время как иностранцы стараются за собой убирать и уважительно относятся к стране, в которой они находятся.

Настя Печникова

©Фото из личного архива героини

Волонтерство у меня началось на журфаке. Мы с ребятами из Школы Юного Журналиста очень хотели попробовать вместе «поволонтерить» на ЧМ. Мы как раз тогда были на первом году обучения, у нас впереди был второй год. Мы еще не знали поступим, не поступим, не знали, что нас ждет впереди, но общая идея была. Мы отправили заявки, их обрабатывали полгода. Через полгода ты заполняешь анкету, тебя приглашают на устное собеседование, а ближе к чемпионату заявку подтверждают или отказывают. Я оказалась в резерве, меня не взяли в основной состав. Я была абсолютно без опыта, маленькая и в момент подачи заявки еще не училась в университете. Подтвердили мне заявку за 2 недели до чемпионата, я узнала об этом прямо перед сессией. Мне позвонили и сказали, что нужен волонтер на «горячую линию» журналистов. Я сразу согласилась, не зная, что там нужно будет делать.

Когда пришла, первое, что узнала: мы будем общаться на иностранном языке. Я хорошо сдала ЕГЭ по английскому, и на журфаке учила другой язык. Мне казалось, что английский забыла напрочь, но я себя настроила, что надо показать себе, и язык «вспомнился».

Работали мы в гостинице «Украина», там находился главный штаб, разместились все офисы FIFA, и не только этого чемпионата мира. Там и женский футбол, блок офисы, IT-поддержка, все, что  участвует в проведении чемпионата мира, находится там. В основном там работали иностранцы, волонтеров привлекли не очень много, нам просто повезло. Мы отвечали на звонки журналистов и общались со всеми организаторами. С нами находился сотрудник, который отвечал за все аккредитации журналистов. Он мог пробить по базе зарегистрированного журналиста, откуда бы он не приехал, посмотреть, на каких матчах он был. Мы общались с журналистами, были в курсе, куда и когда они идут, видели заявки на все матчи. Нас сразу предупредили, что даже на кухне мы не можем обсуждать то, что происходит у нас, потому что мы все обладаем конфиденциальной информацией.

Мы принимали звонки по любым вопросам: по поводу аккредитаций, часов работы медиацентра, подачи заявки. Нас спрашивали, как добраться до стадиона. Бывали достаточно забавные вопросы. В конце июня в день рождения Леонеля Месси нам звонили из какого-то технического университета, спрашивали, можно ли поздравить футболиста с помощью двух роботов, которых они запрограммируют таким образом, чтобы роботы выдавали поздравления. А главное, можно ли с ними пройти. Нам очень не хотелось говорить «нет». Но, во-первых, мы все сомневались в том, что сам Месси будет отмечать торжество (кстати, так и получилось, он не пришел, ему было не до празднований). Во-вторых, изобретателей с их творением просто не пустила бы на стадион служба безопасности – на чемпионате мира эта сторона дела была хорошо организована, каждая мелочь и деталь продуманы.

Был еще вопрос: можно ли в Петербурге пронести самокат на стадион. Мы звонили, спрашивали. В результате объяснили человеку, что пронести никак нельзя, но можно оставить у охраны. Очень забавно, что взрослые люди звонят на «горячую линию», чтобы узнать можно ли пронести с собой на матч самокат.

Для себя я отметила одну особенность – иностранные журналисты намного вежливее русских. У нас есть медиаканал, на котором собрана самая подробная информация. Все вопросы подачи заявок, куда и как добраться – все это там есть. То есть нам на «горячую линию» должны звонить те, кто не нашел ответа. Иностранные журналисты не ленятся прежде чем звонить все изучить. Были, конечно, инциденты: иностранцы путали города Ростов-на-Дону и Ростов Великий, Волгоград и Вологда, приезжали не туда, тем не менее звонков от них поступало гораздо меньше, чем от наших журналистов. Российские коллеги были достаточно настырны и порой даже нагло себя вели. Могли позволить себе грубить, хотя вся проблема была в их невнимательности. Я теперь понимаю, каково это – работать на «горячей линии», потому что звонят совершенно разные люди, по разным вопросам, и нужно всегда сохранять самообладание. У меня это еще получается, потому что я не принимаю все близко к сердцу, но у нас есть эмоциональные девушки, им довольно сложно в такие моменты.

Все было очень здорово организовано. Я это говорю как человек, который знает чемпионат изнутри. Для журналистов сделали практически все: бесплатный проезд от всех гостиниц к стадионам, к основным площадкам проведения чемпионата, от «Украины» ходит автобус до фан-зоны. Перед матчем автобусы наполнены всегда. Они сменяют друг друга каждые пять минут. На самих фан-зонах много входов, если один закрыли, то, например, за полчаса до матча мы прошли через другой, и все было нормально.

Для болельщиков все сделано идеально. У них есть специальный гид, по каждому городу есть сайт фан-зоны, а на нем есть информация обо всех основных достопримечательностях, которые можно посетить в этом городе. Некоторые музеи опускали цены или вообще делали бесплатным проход, например, Музей Победы, который предложил болельщикам скидку 65% на экскурсии. На Новом Арбате работал Музей мирового футбола FIFA, туда четыре раза привозили Кубок, для болельщиков проводились мастер-классы.

И горожане не почувствовали неудобства. Вообще, если подумать, события такого масштаба всегда опасны и для болельщиков, и для жителей города: постоянное движение, пробки, столпотворение в метро после матчей. Но никаких чрезвычайных ситуаций не было, это дорогого стоит. Все очень четко контролировалось.

У волонтеров была возможность выносить флаги на предматчевую церемонию, 40 человек на каждый флаг. Этим занималась основная группа, к которой  каждый раз добавлялось еще по 10 человек новеньких. У меня тоже была такая возможность, я выносила флаг Франции, когда они играли с Данией в Лужниках. Во время ответственных матчей новеньких уже не берут. Когда флаг опускают на землю, волонтеры стоят на коленях, и, если кто-то не зажал флаг ногой, кончик загнулся, а подул ветер, все это может полететь.

 Камера все снимает сверху, и не факт, что это показали по телевизору, но все равно церемония уже считается из-за этого провальной. Прошел не по линии, выступил за нее – тоже повод огорчаться. Флаг если разворачивают неровно, сверху это хорошо видно – уже ошибка. Пальцы могут соскользнуть, потому что флаг держат 40 человек, он огромный. Если ко всему подойти ответственно, то все будет, конечно, в порядке.

У нас был доступ на стадионы, и мы спокойно проходили на турниры. Правда, с трибун мы не могли смотреть матчи, но наблюдали за борьбой из медиацентра. Если везло, попадали на медиатрибуну. На каждом стадионе есть эта зона, она выделена синим цветом, оборудованная специально для журналистов.

Во время работы на ЧМ-2018 у нас подобралась отличная команда, я была окружена очень приятными людьми. В основном, они постарше меня, большинство уже заканчивает бакалавриат, магистратуру. Я сдружилась с девочкой из МГИМО, она тоже второкурсница.

Мне было полезно поучаствовать в таком мероприятии, потому что я, как будущий журналист, теперь знаю, как действует эта система, как обрабатываются запросы, как подаются заявки, как взаимодействуют между собой центры FIFA. Это, безусловно, практика английского языка. Когда только приходишь, тебе кажется, что ты ничего не помнишь и не знаешь, но, когда ты начинаешь говорить с иностранцем, у которого проблема, у тебя нет выхода.

14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
24.11.2022
«Ты почему ещё не в костюме?»
Дрессировщик тигров Артур Багдасаров о жизни артиста цирка
07.12.2022
Давайте существовать в диалоге!
В Театральной студии «МОСТ» обсудили проект единого пространства для развития непрофессиональных студенческих театров
16.12.2021
Куда приводят мосты: из Циндао в Омск, из Омска – в Ханчжоу
В этом путешествии во времени и пространстве мы побываем в китайских городах Циндао и Ханчжоу, узнаем три древние легенды Сломанного моста, проедем в душном автобусе над Иртышом и за четверть часа пересечем залив Цзяочжоу