Миры Билли Миллигана

Предыдущая статья Следующая статья

Внутриличностный конфликт на грани сна и реальности

Постановку «Билли Миллиган» на сцене Центра имени Всеволода Мейерхольда представил петербургский независимый театр – «Такой театр». Театр не имеет постоянной труппы и собственной площадки. Именно такой подход к работе помогает собирать уникальную команду на каждый отдельный проект и вести непринужденный разговор со зрителем.

©Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры"

Спектакль основан на документальном романе Дэниела Киза «Войны Миллигана» о первом человеке в истории США, которого признали невиновным в совершении преступлений из-за диссоциативного расстройства личности. Однако постановка строится преимущественно на биографии обвиняемого, нежели на творческом замысле американского писателя. Кроме того, в спектакле масса решений самих режиссеров – Вари Светловой и Игоря Сергеева.

Первое, что привлекает внимание, – это небольшой зал и сцена с минимумом декораций, которые создают домашнюю обстановку. Зрителей готовят к спектаклю еще до его начала. Приглушенный свет, тихая музыка, Билли (Дмитрий Белыш) ходит, как заводная игрушка по траектории знака бесконечности, по полу плывет текст с предысторией преступлений главного героя. Все это медленно погружает в предстоящее действие. В спектакле представлен лишь один эпизод из жизни Миллигана – пребывание в государственной клинике для душевнобольных преступников в Лиме. Для полноты восприятия в постановке идет разделение на Сон и Лиму. Под «сном» подразумевается сознание Билли: все, что происходит на сцене в это время, видят и знают только его 24 личности.

©Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства, Уроки режиссуры"

Когда герой прибывает в лечебницу, звучит фраза, что в его расстройство множественной личности здесь не верят, но «добро пожаловать». В этом противоречии заявлено отношение мира к герою. Сюжет – сплошной конфликт. Конфликт и во внутреннем мире, и во внешнем. Общество не может принять Билли так же, как и он не может совладать с личностями в голове. 

На протяжении трех действий мы видим поиски «выхода» самим Билли. Развивается мир в его сознании, появляется больше людей рядом с ним, его вынуждают анализировать и делать выбор. Спектакль включает в себя много философских монологов и диалогов, не отображенных в романе. Поражает диалог Билли с одной из личностей Миллигана, Артуром (Игорь Грабузов), о том, что есть зло: оно есть в каждом, не существует абсолютно добрых людей. Зло – это твоя тень, сможешь от нее убежать?

Первое действие знакомит с миром Билли Миллигана и помогает адаптироваться к подаче материала. Постепенно зритель понимает, кто общается с обитателями больницы. В первом действии в основном в контакте со всеми 18-летний Алан/Аллен, другая личность Миллигана. В последующих действиях выходят и другие персонажи, происходит больше событий, содержание становится сложнее. 

Хочется отметить игру Алана в исполнении Виталия Гудкова. Это единственный актер, который играет в обоих "мирах". Играть несколько героев, к тому же одновременно, – достойно внимания. Переключающиеся персонажи, которые становятся узнаваемы в игре оного актера, потрясают. Все легко и лаконично. Если еще в первом действии люди на сцене воспринимались как актеры, то дальше ты начинаешь верить, что все происходит по-настоящему.

©Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры"

В спектакле появляются герои, которых нет в романе. Например, Дороти Гейдж (Светлана Савенкова), медицинский эксперт, который должен доказать, что Миллиган лишь актер и преступник. Человек, взявшийся за дело ради денег, меняет свою позицию и становится на сторону Билли. Персонаж неожиданно шумный и даже взбалмошный. Запоминающаяся сцена, где она приносит кофе, в котором якобы препарат торазин. Сцена отражает противостояние «защиты» и «нападения», где роль «противника» Билли играет Ева Грюндинг (Мария Амеленкова), старшая сестра отделения психиатрической больницы. Они с Тони Рузолли (Александр Худяков), надзирателем этого беспокойного хозяйства, мощно воплощают сторону «зла». Актеры заставляют зрителя ненавидеть и побаиваться их героев. Дороти и Тони являются собирательными образами: в Дороти отразились люди, защищавшие Миллигана в суде и лечебнице, а в Тони воплотилась охрана тюрьмы, которая измывалась над заключенными. Заточение в больнице Лимы – очень яркий период жизни героев, который смогли так понятно и сильно преподнести в постановке, опираясь на меньшее количество персонажей.

В спектакле много интересных технических решений: звуко- и светоэффекты, красный порошок, заменяющий кровь. «Пятно» в сознании главного героя отображено лучом проектора. Цепляет и общение актеров с публикой, которое позволяет почувствовать свою причастность к действию. Перерыв на антракт тоже необычен: спектакль будто ставят на паузу – все герои замирают… После третьего звонка действие продолжается, и создается ощущение, что зритель ничего не пропустил.

©Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры"

Один из ярких и напряженных эпизодов постановки – казнь на электрическом стуле, изображенная лишь светом и звуком, герой в это время остается неподвижен. Зал перестает дышать. Героя увозят за сцену, актер встает и уходит, а зал все еще погружен в момент казни.

Зритель вместе с Билли постоянно пребывает на грани сна и реальности. Хотя спектакль длится 4 часа, время от начала до конца пролетает незаметно. Актеры глубоко передают картину, волнуя и одновременно опустошая публику. История «Билли Миллигана» сложна для восприятия, но ее интерпретация «Таким театром» никого не оставит равнодушным.

21.10.2022
«Да, это сложно – быть психологом»
В МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол на тему «Обеспечение психологического благополучия населения»
03.05.2023
Великая Победа в рассказах студентов-журналистов
Спецпроект «Журналиста Online» к 78-летию со Дня Победы
24.05.2023
«Белые воротнички» – газета, а «голубые воротнички» — смартфон»
Журналист Online поговорил с Русланом Новиковым – генеральным директором ИД «Аргументы и Факты»
22.11.2022
«О видящий! Закрой глаза и смотри»
Вадим Демчог, театр «Арлекиниада» и спектакль, в котором играют зрители