От футуризма до перформанса

Предыдущая статья Следующая статья

Как развитие информационных технологий влияет на литературу

Как меняется наша жизнь, так меняется и искусство. Мы становимся более мобильными, технический прогресс коснулся уже почти всех сфер нашей жизни. Никого не удивить компьютерной графикой или электронной музыкой. Развитие информационных технологий повлияло на появление новых форм поэзии. Подробнее – в материале корреспондента «Журналист Online» Анастасии Курковой.

©pxhere.com

Медиа и электро… теперь и в поэзии

МЕДИАПОЭЗИЯ – это симбиоз мультимедийных технологий и форм (визуальных, текстовых, звуковых, виртуальных, многомерных, интерактивных), объединенных вокруг поэзии. Благодаря использованию разнообразных средств выразительности, медиапоэзия может воздействовать одновременно на все чувства читателя-слушателя-зрителя.

ЭЛЕКТРОПОЭЗИЯ – еще один жанр современного поэтического творчества, включающий в себя множество направлений, в создании которых непременно используется язык программирования. Важно понимать, что привычные нам произведения лирики, набранные на компьютере,  электронной поэзией не являются, так же как не являются ей стихотворные тексты, озвученные под электромузыку.

Принято считать, что электронная поэзия зародилась на Западе, где она уже давно стала неотъемлемой частью современного искусства.  И прародителем этого жанра стал футуризм. В России футуристическое течение связано с именами братьев Бурлюков – Давидом и Николаем – которые в начале ХХ века в своих дневниках обращали внимание на отличные от букв знаки: нотные, математические, картографические, некоторые из них использовали в творчестве. Но это был эксперимент. Более широкое распространение в России явление приобрело только в середине 1990-х: появились первая сетевая русскоязычная литературная игра «Буриме», заключающаяся в сочинении стихов на заданные рифмы, и гипертекстовый интерактивный проект филолога Р. Лейбова «Роман». По мнению одного из авторов Дмитрия Минина, «Романа»  был создан «не для того чтобы его читать, а для того, чтобы его писать». Да и сам автор проекта  определял его как «эксперимент по совместному писанию нелинейной прозы».

В Америке электронная поэзия как вид искусства стал формироваться в 1980-х годах одновременно с появлением первых компьютеров.  Одно из первых и самых известных электронных произведений Afternoon, a story сгенерировал (а не написал) М. Джойс в 1990 году. Оно представляет собой «стихотворение» из отрывков газетных сообщений того времени.

Позднее, в самом конце прошлого века, в связи с  потребностью в презентации поэтического текста и развитием мультимедийных технологий, появилась медиапоэзия. Правда, некоторые исследователи придерживаются мнения, что ее истоки уходят к визуальной поэзии античного времени. Поэтому вопрос: «Новая ли форма медиапоэзия?»  – до сих пор остается открытым. Но если говорить о медиапоэзии в современном ее представлении, то фундаментом послужили все те же авангардные течения.

©pxhere.com

Медиа-поэтические перформансы или поэзия прямого действия

Появление огромного количества мультимедийных инструментов повлекло за собой великое множество медиапоэтических направлений, подробно описать которые не представляется возможным… Остановимся на некоторых.  

Видеопоэзия – одна из наиболее развитых форм медиапоэзии в России. Представляет собой симбиоз визуального и вербального рядов. Кроме того, поэтический текст может как декламироваться, так и изображаться графически.

Флэш-поэзия отчасти тоже относится к видеопоэзии, но видеоконтент заменяется на мультипликацию.

Саунд-поэзия, или звучарная, или же сонорная поэзия – здесь звук порождает и накладывает на вербальный текст новые смыслы. Не стоит путать с записанной на аналоговый или цифровой носитель стихотворной речью.

3D-поэзия и 4D-поэзия  – разница между ними заключается лишь в наличии у последней дополнительного переменного измерения.

Голографическая поэзия – превращает изображение плоского двумерного поэтического текста в объемную форму, для чего текст фотографируется  в лучах лазера.

Биопоэзия – использует живые организмы, чтобы достичь единства вербальных, визуальных и пластических форм.

Электронная поэзия и текстовые генераторы

Электропоэзия использует все трансмедийные возможности цифровой среды.

Гипертекстовая поэзия – текст, составленный из фрагментов ссылок, по которым можно перемещаться в произвольном порядке.

Интерактивная поэзия – объединяет в себе поэзию и компьютерную игру, где читатель сам выбирает последовательность вербального изложения.

Программно-литературные коды – поэтические произведения, пригодные для чтения человеком или же самим компьютером. Для создания текстов используются языки программирования высокого уровня (Pascal, C++, Java и другие).

Фларф-поэзия – состоит из поисковых запросов.

Спам-поэзия – аналогична фларф-поэзии, только вместо поисковых запросов представляет собой выдержки из заголовков спама, приходящего на электронную почту.

Nomadic poetry – здесь поэтический текст постоянно меняет свою смысловую нагрузку в зависимости от электронного устройства и местоположения читателя.

Общее в «медиа-» и «электропоэзии»

Можно сказать, что медиа- и электропоэзия относятся скорее не к лирике, а к поэтическому перформансу. Писатель Патрис Пави в «Словаре театра» определяет перформанс как «объединение равноправных разных визуальных искусств: театр, танец, музыку, видео, поэзию и кино», что мы и наблюдаем в медиапоэзии. Только медиапоэты, конечно, во главу угла ставят поэзию. Для них электропоэзия представляет собой процесс творчества здесь и сейчас, «искусство действия». Перформером в этом случае становится не автор, а каждый человек, прикоснувшийся к данной поэзии.

Уже существует «Манифест машинной поэзии», созданный медиапоэтической группой Machine Libertine, во главе с медиапоэтом Натальей Федоровой и композитором Тарасом Машталиром. В данном документе заявляется, что механизмы должны быть свободны и заниматься творческой работой.

В эпоху информации в основе обоих направлений лежит именно информация и новые способы ее подачи и распространения. Поэты экспериментируют с языком, ищут новые средства выразительности, из-за чего этот вид искусства находится в непрерывном развитии, подобном совершенствованию технологий.

Сегодня огромный пласт уже существующей в нашей стране медиа- и электропоэзии пока еще не освоен публикой. Такое искусство, несомненно,  принадлежит будущему. Нет сомнений, что со временем оно станет привычным и понятным каждому.

08.02.2023
Наномир ближе, чем ты думаешь
Что вы слышали о нанотехнологиях и наноматериалах?
07.05.2023
Поисковый труд
О поисках бойцов 8-й дивизии народного ополчения Москвы отрядом "Вымпел-поиск МГУ"
08.10.2022
Я не непослушный - у меня аутизм
На фестивале НАУКА 0+ рассказали о восприятии мира людьми с расстройствами аутистического спектра
20.08.2023
Ихтиопланктон и рисунки на песке
В Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась выставка в рамках фестиваля "НАУКА 0+"