Эксперты выясняли, что заставляет молодежь называть многоэтажки «человейниками», почему архитекторам не стоит полагаться на выбор покупателей и какое жилищное пространство нас ждет в будущем.
Жилье будущего строится из современных потребностей. В 1960-1970-е годы такой потребностью было обеспечение каждой семьи отдельным жильем – города заполонили панельные дома, в народе называемые «хрущевками». Процесс реновации ударил железобетонным кулаком по ветхим пятиэтажкам, а в скором времени и их более высокие собратья – девятиэтажные дома – будут близки к физическому и моральному износу. Спикеры, в числе которых президент компании Habidatum Алексей Новиков, глава продукта группы компаний «ПИК» Марко Михич-Ефтич, сооснователь архитектурной мастерской Buromoscow Ольга Алексакова, пытались выяснить, как превратить «человейники» - однотипные дома с одинаковыми квартирами - в жилье с тонкой подстройкой под горожанина.
Модератору дискуссии Алексею Новикову идея назвать типовую застройку «человейниками» показалась «странной», а постановка вопроса – реактивной: происходит она от усталости населения от существующих типов застройки. Людям хочется новизны, оригинальности. При этом стремление придать индивидуальности каждому дому и снизить его этажность может негативно сказаться как на бюджете города, так и на социальной среде: снижение плотности застройки спровоцирует появление изолированных районов проживания.
Чем плохи «человейники»? «Большая концентрация населения – это неплохо. Плохо становится, когда это быстрое, бездумное проектирование, в котором нет ни любви, ни деталей», – резюмирует Ольга Алексакова. Подобными характеристиками чаще всего «хвастается» массовая, более-менее доступная архитектура - дома для представителей среднего класса. Но Новиков напоминает, что позднее в этих домах будут жить и последующие поколения москвичей, и те, кто переедет в столицу.
Получается, что судьбу будущего жилья определяет меньшинство – градостроители, девелоперы и строительные компании. Угадать, что нужно потребителю, – задача непростая. Зачастую даже сам потребитель не знает, чего хочет. В подтверждение Михич-Ефтич приводит результаты опроса 22 семей, купивших квартиры в одном из жилых комплексов компании. Как выяснилось, люди покупали в большинстве своем «кота в мешке» - им просто нужна была квартира. Они не верили в благоустройство, которое сейчас является причиной их гордости.
Иными словами, тесное сотрудничество с потенциальными покупателями может привести к неожиданным и неблагоприятным последствиям. Вполне вероятно, что и поколение Z нафантазирует такое жилье, в котором не захочет жить в реальности. Для разгадки этой головоломки участники дискуссии то предлагают найти универсальные типовые формы жилья («на весь лекционный зал от силы приходится 4 модели телефона, и никого это не смущает»), то, наоборот, создать на рынке такое изобилие, которое позволило бы каждому потребителю найти что-то уникальное, полностью удовлетворяющее самым нетривиальным пожеланиям. Варианты разрешения проблемы – разнообразны, но категоричное отрицание вызывает лишь один из них: не так давно социальные инженеры предложили выдворить пожилых людей из центра, освободив его для молодежи. Сооснователь архитектурного бюро Archifellows Родион Еремеев возмущенно подчеркивает, что взрослые люди создают ту особую атмосферу, которой славится столица, и, чтобы город продолжал «жить», поколение Z должно расти только во взаимодействии со старшими.