«Спорт – это часть экономики, которая приносит миллиарды»

Предыдущая статья Следующая статья

Доцент факультета журналистики МГУ Максим Бабюк прочитал лекцию на ВДНХ на тему «Спортивные медиа и журналистика в меняющемся мире»

Текст: Николай Большаков

23 июля Максим Бабюк, кандидат философских наук, доцент факультета журналистики МГУ, рассказал слушателям о том, как развивалась спортивная пресса заграницей и в России, почему эта индустрия стала популярной, но переживает кризис в нашей стране. Лекция прошла в рамках образовательного проекта факультета журналистики МГУ «Спортивные понедельники» на ВДНХ.

©Алина Сотова / Журналист Online

«Говорить о спортивной журналистике до XX века как о системе – ошибочно», – с таких слов начал лекцию Максим Бабюк. А дело в том, что спорт был развлечением для очень узкого круга людей. Занятие спортом было больше вопросом хобби, а не смыслом жизни. Ситуация изменилась в первой четверти XX века, когда произошла революция спортивных медиа. Эта революция развивалась двумя путями: по американской (экономической) и советской (политической) моделям.

Советская журналистика, отметил Максим Бабюк, превратила спорт в большую политику. Спорт в Советском союзе, а также в других странах с тоталитарными режимами (Италия и Германия), превратился из хобби для высшего класса в продукт массового воспитания общества. На первом месте было не участие, а непосредственно победа. Тем не менее, сама советская спортивная пресса искусственно сдерживалась государством. Например, известный журнал «Футбол.Хоккей» нельзя было выписывать – он продавался только в розницу, и то тиража часто не хватало для всех читателей. Лектор считает, что советская спортивная журналистика была сама по себе довольно скучной.

Совершенно по другому принципу бурно развивалась западная пресса в XX веке, что обусловлено двумя глобальными причинами. Первая – кризис капитализма и всеобщая фрустрация западного мира после Первой Мировой войны, когда произошло крушение иллюзий рациональности и светлости человеческой цивилизации. Если раньше наука и техника работали на благо общества и прогресса, то теперь, то же самое было направлено на уничтожение людей. Новая реальность, сказал Максим Бабюк, вызывала у людей стремление к эскапизму – бегству от проблем к спорту, где можно было найти симулякр счастья и символический смысл, которого так не хватало в повседневных делах. Так, если раньше только половина процента площади газеты была посвящена спорту, то уже к 20-ым годам XX века эта цифра выросла до 30%.

Вторая же причина заключается в том, что в XX веке происходит изменение потребительской культуры общества. Это связано с изменением демографической ситуации: массовое появление среднего класса, у которого было достаточно не только денег, но и свободного времени. Так, в Америке бокс заработал популярность как система развлечений, особенно когда к массовому интересу присоединилось и бурное развитие радиовещания.

С тех пор спорт был и по сей день остается товаром: он специфичен и создается, чтобы его покупали. Это важно сейчас, в эпоху постиндустриального общества, когда важны свободные профессии, где люди работают, чтобы жить –  а значит, имеют много свободного времени.

© Алина Сотова / Журналист Online
© Алина Сотова / Журналист Online
© Алина Сотова / Журналист Online

«Спорт – это часть экономики, которая приносит миллиарды», – заявил Максим Бабюк. Коммерциализация спорта работает обычно по такой схеме: спортивные каналы покупают у лиги права на трансляцию, а те распределяют суммы по клубам турнира. И таким образом спорт из хобби превратился в крупный бизнес.

Именно поэтому спортивные медиа стали жить в своеобразном «постмодерне». Потребитель любит «погорячее», эмоции и драму, и ему не продать то, что не выходит за рамки моральных ценностей. Яркий тому пример – традиция «треш-тока» в боксе, где соперники на пресс-конференции стремятся друг друга всячески унизить перед поединком. Интер-шум порой гораздо интереснее, чем сам спорт, отметил лектор.

Тем не менее, несмотря на непрерывный рост спортивных медиа западного мира, в России эта индустрия переживает тяжелейший кризис и дышит на ладан. Максим Бабюк это объяснил тем, что в России неразвита культура потребления – постиндустриальное общество только формируется. Классические спортивные проекты («Матч ТВ», «Советский спорт», «Спорт FM», «Спорт-Экспресс») убыточны и постепенно умирают – комфортно себя чувствует только онлайн. В России просто отсутствует спортивная медиаэкономика: капитализация отечественных лиг в десятки раз меньше, чем на западе. К тому же, потребитель не готов платить за контент, отчего журналисты без зарплаты, а спортсмены не получают денег. А один из футболистов сборной России по футболу, Василий Березуцкий, даже заявлял: «Вы знаете, Россия – неспортивная страна».

Однако даже среди стольких проблем у отечественной спортивной прессы есть большой плюс: спортивные медиа находятся так «низко» по многим параметрам, что могут хорошо «выстрелить» и выйти из кризиса.

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
17.12.2021
Как по мосту в Китай и Россию попал буддизм
Что общего между древними пещерами на Севере Китая и ледяными гротами острова Ольхон на Байкале
24.05.2023
«Белые воротнички» – газета, а «голубые воротнички» — смартфон»
Журналист Online поговорил с Русланом Новиковым – генеральным директором ИД «Аргументы и Факты»
20.08.2023
Победит умнейший!
В кластере "Ломоносов" прошел Хакатон от ГК Юзтех при поддержке Акселератора Возможностей при ИНТЦ МГУ "Воробьевы горы"