Текст: Анастасия Свешникова, Юлия Углова
Собранности, быстрой мобилизации и умению быстро принимать решение наш собеседник научился, занимаясь спортом. Это помогло ему в профессии. Но не только о спорте шла речь на встрече художника-карикатуриста Адольфа Скотаренко со студентами факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
При взгляде на Адольфа Скотаренко, карикатуриста, проработавшего больше 40 лет в журнале «Крокодил», не скажешь, что ему уже далеко за семьдесят. Подтянутая фигура, широко расправленные плечи – все выдает в нем спортсмена. Своими словами художник эти догадки подтверждает:
– Я спортом занимаюсь очень давно, поэтому и живу долго. От него я взял педантизм и работоспособность. У меня было две тренировки в день. Я плавал по 15 км.
На встречу Скотаренко пришел в перчатке, на тыльной стороне которой было сделано несколько маленьких дырочек. «В них можно вставить фломастеры, чтобы они не терялись при рисовании», – пояснил художник. А появились перчатки с дырочками после одной ответственной командировки.
– Мне забронировали номер в гостинице «Россия». Одноместный номер в Сочи – это было что-то! И попросили сделать карикатуры в местную газету. Я весь город проехал и прошел, но не смог найти флакончик черной туши. Ручки, перья – все это было с собой. А тушь из Москвы не взял. Подумал, что склянка в самолете разбиться может – жидкость прольется, испачкает вещи. Тушь подарили в одной из школ.
С тех пор Адольф Скотаренко, куда бы не поехал, даже к нам на факультет, брал с собой все самое необходимое для работы, не полагаясь на удачу. Тушь, перья, другие письменные принадлежности всегда у карикатуриста под рукой. А некоторые из них – и над рукой.
Карикатура – острый жанр. Очень легко в полемическом задоре утратить чувство меры и своим рисунком оскорбить человека. А с другой стороны, можно дать ему мнимый повод так считать. При создании карикатур художник журнала «Крокодил» призывает всех быть аккуратными. Незнание законов ведет к неосторожности в выборе темы для рисунка. В этом случае от человека, которого критикуют, может последовать серьезное обвинение.
На эту тему у Адольфа Скотаренко есть особая работа. На ней нарисован Дон Кихот, герой романа Мигеля де Сервантеса, с надписью «Пресса» на груди. Он мчится на лошади, а вокруг едут мотоциклисты-юристы в мантиях и треуголках. Это его особая охрана. Она ему нужна, потому что, по словам Скотаренко, «журналист – в первую очередь романтик, бессребреник; такой же, как и все художники. Без защиты ему не обойтись».
Художник, посвятивший свой талант работе в журнале, не мог не затронуть тему культуры. Знаменитый карикатурист подчеркнул важность всех видов искусства, в частности театра и музыки, положительно влияющих на каждого человека, призвал приобщиться к искусству, пропустить его через себя. При этом у журналистики, по его мнению, должна быть особая миссия.
– Надо работать с народом, с молодежью. Помогать и материально, и информационно, – убежден Адольф Скотаренко. – Нужно быть со всех сторон готовым к завтрашнему дню и обучать этому умению подростков.
Журнал, о котором с таким увлечением рассказывал художник-карикатурист, появился в 1922 году, однако долгое время он оставался безымянным. По словам Адольфа Скотаренко, название у журнала появилось случайно. Уборщица сравнила работников с крокодилами, назвав их зубастыми и вредными. Столь неожиданное сравнение оказалось очень удачным: «Крокодил» стал известен читателям не одного поколения. В отличие от большого количества сатирических изданий, он оказался долгожителем. Тираж достигал 6 млн экземпляров. Успех и популярность журнала – во многом заслуга художников-карикатуристов, с ним сотрудничавших. Адольф Скотаренко рассказал о нелегкой «борьбе» за место на полосе:
– Карикатуристы хотели поместить определенного размера картинки, в то время как фельетонисты притесняли их, желая заполнить листы колонками.
Мораль ясна: не стоит пренебрежительно относиться к рисункам. Порой одна карикатура способна заменить целую статью. И она может быть более выразительной, нежели большой текст. Именно поэтому наш собеседник просит нас относиться с уважением к ним, художникам.
Свою карьеру художника Адольф Скотаренко связал с карикатурой, потому что считает: карикатурист как никто другой может точнее отобразить злободневность события. Из-под талантливого пера без всяких видимых усилий появляются узнаваемые шаржи.
Наш гость показал плакат-шарж – одну из своих любимых работ на тему Нового года. Воспитательница детского сада походила одновременно и на Снегурочку, и на Деда Мороза: у нее были красный нос и приклеенная борода. Как пояснил художник, это собирательный образ одинокой женщины, участь которой под Новый год играть роль двух героев одновременно.
Адольфу Скотаренко важна реалистичность. В наших газетах рисунки, в отличие от западных, традиционно создаются правдоподобными, что занимает больше времени на их подготовку. Например, если это девушка, то необходимо изобразить ее «красивой, с длинными ногами, в строгом костюме и с фотоаппаратом». И получится шарж, наполненный добрым юмором. Однако из такой «серьезной дамы» можно сатирически сделать «бессердечную даму», у которой ожили цветы только тогда, когда она перестала с ними разговаривать. Шарж превратится в карикатуру, а «Крокодил» покажет свои «зубы». На то он и крокодил.