Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, заместитель директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников рассказал, трудятся ли выпускники вузов по специальности, кто остается верным профессии и как обстоят дела на рынке труда за рубежом.
Текст: Анна Иванова, Максим Барзенков
Диплом имеет значение
Глобальная сеть пестрит материалами о выпускниках вузов, работающих не по специальности. Однако заместитель директора ЦеТИ Ростислав Капелюшников утверждает, что, наоборот, 60% выпускников по специальности РАБОТАЮТ.
По его словам, в РФ не по специальности работают около 40% занятых. Но даже если они не трудятся по профилю своего образования, высшее образование является необходимым условием для занятости большинства из них. И лишь 15% из 40% обладателей дипломов работают там, где оно не нужно, утверждает Капелюшников.
Меньше всего в России изменяют своей специальности медики и юристы. По данным ЦеТИ, опубликованным в исследовании «Выбор профессии: где учились и где пригодились», почти 80% выпускников медицинских вузов и 53% юристов работают, кем должны работать.
Система образования и методы сравнения в разных странах различаются. Так, в большинстве развитых стран образование ведется по широким специальностям, например «инженер», а в России по дробным – «инженер аэрокосмических аппаратов». Значит, если человек обучался на инженера, то каким бы инженером он ни работал – в конструкторском бюро, проектирующем космические корабли, или в сервисе по ремонту бытовой техники – он все равно будет работать по специальности. А вот «инженер аэрокосмических аппаратов», начав работать инженером по ремонту стиральных машин, например, будет работать не по специальности.
Авторы исследования «Выбор профессии…» постарались привести понятия дробной и широкой специальностей к общему знаменателю и сравнить показали разных стран. И оказалось, что мы не сильно расходимся с другими странами.
В Швеции, в которой предметная специализация высшего образования относительно дробная, по полученной специальности работают 61% мужчин и 71% женщин. В США, наоборот, широкая, но и там работают по специальности 55% обладателей третичного образования.
Почему же люди работают не по профессии?
Существуют как естественные, так и специфические причины смены профессии для каждой страны в отдельности. Одна из естественных причин понятна – со временем могут просто меняться профессиональные предпочтения работника.
Второй естественной причиной Капелюшников назвал изменение спроса на профессию. В исследовании «Выбор профессии…» об этом говорится так: «Дипломированные инженеры до сих пор составляют 30% среди всех работников с высшим образованием, а среди мужчин их доля еще выше — 45%. В то же время общая численность занятых в промышленности — основном потребителе инженерного труда — сократилась за последние десятилетия почти вдвое, опустившись до отметки 20% от общей численности занятых. Такая усиливающаяся асимметрия между предложением труда инженеров и падающим спросом на их услуги не могла пройти бесследно и в итоге стимулировала массовую профессиональную мобильность работников с инженерно-техническим образованием как “вниз”, так и “вбок”». Другими словами, дипломированные инженеры уходили на специальности, не предполагающие такой высокой подготовки или требующие другого высшего образования.
Специфическая причина смены профессии кроется в том, что для многих наших соотечественников важнее получить диплом, а не конкретные навыки.
Также, как считает Капелюшников, проблема кроется в системе высшего образования. Она может быть связана с тем, как и кого готовят высшие учебные заведения. Система должна оперативнее реагировать на изменения на рынке труда, быть ближе к реалиям рыночной экономики.
Цена проблемы
Ростислав Капелюшников полагает, что люди, работающие не по специальности, проигрывают на рынке труда, государство же не является игроком в этой сфере.
«Нет разницы работает человек по специальности или нет, если на него есть спрос. Государство при этом теряет, если только у неспециалиста ниже производительность, чем у специалиста», - ответил Р.И. Капелюшкинов.
В общем и в целом, как отмечается в труде ЦеТИ «Выбор профессии: чему учились и где пригодились», если выпускник работает не по специальности, значит «номенклатуры специальностей» оторваны «как от реалий рыночной экономики, так и от запросов XXI столетия», но, при этом, «в конечном счете такая мобильность обеспечивает более полное согласование работников и рабочих мест, которыми располагает экономика».