«О видящий! Закрой глаза и смотри»

Следующая статья

Вадим Демчог, театр «Арлекиниада» и спектакль, в котором играют зрители

Этой осенью стартовал новый сезон спектакля «Закрой глаза и смотри», который далеко не первый год покоряет Россию. Артист, микрофон и луч света – все, что вы увидите на сцене, но есть в этом действе что-то, что заставляет зрителей приходить снова и снова. Корреспондент «Журналиста Online» побывала на спектакле несколько раз, чтобы рассказать о его феномене, его истории и об искусстве зримого слова.

©Елизавета Дискина / Журналист Online

«Это и не спектакль даже – как видите, на сцене ничего нет. Микрофон, луч прожектора, артист, листы бумаги», – обращается к залу Вадим Демчог, художественный руководитель театра «Арлекиниада». За один вечер прозвучит семь монологов в исполнении семи разных артистов. Это будут истории, совершенно друг с другом не связанные: о любви и предательстве, мечтах и падениях, о жизни и смерти, о творчестве и болезни – или обо всем сразу. Актер может говорить устами известного музыканта, художника, гения, злодея, героя книги или даже явления. Лишь в конце монолога зрителю откроется тайна: кто же обращался к нему со сцены? Здесь присутствует элемент игры и некой викторины – хочется успеть самому разгадать эту загадку. Возможно, именно такая манера речи в сочетании с хрипотцой напомнит вам Тома Уэйтса. Возможно, именно эти слова про космический корабль и баобабы подскажут, что с вами разговаривает Маленький Принц. А может, вы будете тщетно разглядывать в артисте множество образов, но так и не узнаете в нем… Золотое сечение.

Stand Up tragedy

Специфический стиль и формат действительно мало напоминают обычный спектакль. Отсутствие декораций и перемещений актера по сцене. Не связанные друг с другом монологи. Однако у этого явления в театральном искусстве есть свое название – стэндап-трагедия. Жанр, в котором сплетаются стэндап – выступление перед публикой – и драматизм, художественность, сценичность. Это история, которая обращена к чувствам и эмоциям зрителя и стремится затронуть самые дальние уголки его сознания. В спектакле «Закрой глаза и смотри», в зависимости от персонажа и его истории, может варьироваться уровень трагизма или юмора. А иногда между ними очень тонкая грань.

©Елизавета Дискина / Журналист Online

«Еще ни одному человеку не удалось подлинно описать встречу со мной, – говорит завороженной публике Кристина Ра в роли Смерти. Через какое-то время она загадочно посмотрит на свои листочки с текстом и с улыбкой протянет: – Каждый из вас есть в моем списке контактов... – Вовлеченный в эту игру, зал застыл в напряжении. Оно висит в воздухе несколько секунд, как вдруг – нарочно ли, или совершенно случайно – тишину разрезает чей-то телефонный звонок. По рядам прокатывается смех, а «Смерть» спешит успокоить зрителя: – Не волнуйтесь, это пока не я!».

Искусство зримого слова

Идея спектакля во многом отражена в его названии. «Закрой глаза и смотри» – это призыв заглянуть в свое воображение, ведь главное действие разворачивается именно там. Слушая тот или иной рассказ, ты сам дорисовываешь в голове образы и декорации. Как отметила как-то актриса театра «Арлекиниада» Анна Заря, сколько было зрителей в зале, столько и произошло спектаклей за один вечер.

В этом спектакле играем не мы, не артисты. Играют зрители. Мы делаем только небольшой набросок углем – и это не кокетство, это действительно так. Раскрашивается картина во всей своей цельности игрой воображения его высочества зрителя.
Вадим Демчог

Выйти «на сцену между своих ушей», воплотить слова во множество зримых образов и пропустить их через себя – это и есть искусство зримого слова.

© Елизавета Дискина / Журналист Online
© Елизавета Дискина / Журналист Online
© Елизавета Дискина / Журналист Online

Безумный Фрэнки

У «Закрой глаза и смотри» долгая история. Она берет свое начало с радиопередачи «Фрэнки-шоу». Биографическая викторина – и она же «трансляция из сумасшедшего дома». Ее главный герой Фрэнки, голосом которого был Вадим Демчог, каждый выпуск просыпался в новой роли. Белый Бим Черное Ухо, Мерлин Монро, Василий Блаженный, Джокер, Черная дыра… Безумец и любитель публики мог быть кем угодно, но важнее всего была история, им рассказанная. Слушатели звонили в эфир и угадывали, кто же Фрэнки на этот раз.

Когда «Фрэнки-шоу» прекратило свое существование, идея продолжилась в аудиовизуальном проекте «Трансляция оттуда». Тексты из обоих проектов и легли в основу сегодняшнего спектакля. К ним добавились тексты артистов театра «Арлекиниада», и теперь вселенную, созданную еще в двухтысячных годах, населяют более 360 персонажей. Кстати, сама фраза «закрой глаза и смотри» была девизом «Фрэнки-шоу», а также она является названием книги – сборника сценариев из вышеупомянутого проекта.

Хотя тексты написаны 10-15 лет назад, мы сами потрясены тем, как распаковываются они в этом наваристом, густом вареве времени. То, что звучало во времена Фрэнки просто как детская шалость, сегодня вдруг образует такую канву времен…
Вадим Демчог
©Елизавета Дискина / Журналист Online

«Это спектакль-сериал. Подсаживайтесь!»

Особенность спектакля «Закрой глаза и смотри» еще и в том, что он никогда не повторяется. Поэтому его можно смотреть как сериал – каждый раз на сцену выходят новые персонажи с совершенно другими историями. Неизменной остается талантливая команда артистов, мастеров зримого слова: Вадим Демчог, Маргарита Быстрякова, Анна Заря, Кристина Ра, Виктор Воронин, Александра Грин, Юлия Лазерсон, Алексей Душевин, Олег Невежин и Юлия Железняк. Музыкальное оформление спектакля создает мультиинструменталист и композитор Николай Иншаков.

В 2022 году «Арлекиниада» отметила свое 10-летие. За эти годы театр подарил России не один спектакль, и сейчас, параллельно с «Закрой глаза и смотри», в Москве и Санкт-Петербурге проводятся «БезДна» и #КтоГамлет. Их посетить мне пока не удалось, а вот на первом я побывала три раза. Сначала как зритель, потом как фотокорреспондент, затем снова в качестве зрителя… И интерес не ограничивается тем, чтобы услышать как можно больше историй, узнать как можно больше персонажей. С каждым разом те самые зримые образы, о которых неустанно говорит Вадим Демчог, оживают и начинают по-новому играть в сознании, открывая те стороны жизни и твоей личности, которые раньше, возможно, были от тебя скрыты. А художественный руководитель театра, в свою очередь, обещает: «Мы сделаем все возможное, чтобы ваш внутренний мир заполнил дальние уголки пространства».

20.08.2023
Видим всплески из прекрасного далека
Доктор физико-математических наук Григорий Рубцов рассказал о самом ярком гамма-всплеске, который произошел 2 млрд лет назад
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
07.10.2022
Метеориты повсюду
Ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ рассказал, где найти метеориты
27.03.2022
«Мюзикл всегда и везде со мной»
Актриса Екатерина Лисоченко – о своём творческом пути, непростой бродвейской системе проката и личном бизнесе