Карандаш природы

Предыдущая статья Следующая статья

В Москву привезли фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота

В Государственном музее А.С. Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, проходит уникальная выставка, посвященная творчеству Ульяма Генри Фокса Тальбота – изобретателя фотографического негативно-позитивного процесса. Англичанин в 1839 году назвал его калотипией.

Шесть лет длилась переписка с Национальным музеем науки и медиа в Брэдфорде (Великобритания) о получении разрешения привезти отпечатки в Россию. Ещё год заняла подготовка экспозиции – отбор, согласование, выпуск каталога. Экспозиция уникальна хотя бы с той точки зрения, что прежде она не покидала пределов Англии.

В Пушкинском музее представлено 150 авторских отпечатков и негативов не только из Национального музея науки и медиа в Брэдфорде, но и из Музея Виктории и Альберта в Лондоне, а также дагеротипный портрет самого изобретателя, обложка его книги о фотографии "Карандаш природы", устройства для получения фотоизображений. Специально для выставки студентами ВГИКА был подготовлен короткометражный фильм, рассказывающий о биографии Тальбота и демонстрирующий метод калотипии в действии. Выставка открылась еще в феврале, а 8 апреля завершит работу.

Отпечатки представляют собой весьма хрупкую вещь, требующую особых условий для транспортирования и хранения. «Без освещения такое ощущение, что они подвыгорели, что ли, такие блёкленькие, – делится с посетителями куратор Ольга Аверьянова во время экскурсии. – Но они не блёкленькие, они в очень хорошей сохранности. Просто люди так видели мир и так печатали. Без той контрастности, которая у нас существует сейчас: белое-черное, белое-черное. Наша жизнь сейчас такая... сильно контрастная – у нас очень мало осталось градиентов. Созерцательного и прекрасного ощущения всё меньше и меньше...».

Из рассказа куратора также было интересно узнать о том, что для того, чтобы гортензия цвела голубым цветом, в ее корни нужно вбивать гвозди, что памятник Святым мученикам в Оксфорде, запечатленный на фотографии Тальбота, был объектом шуток для английских студентов (они заверяли доверчивых туристов, что это элемент монастыря, который ушел под землю, и на поверхности осталась лишь эта часть) и что мать Тальбота была против того, чтобы её сын назвал изобретенный им фотографический процесс калотипией. Коммерческого успеха он не снискал, в отличие от «конкурента» – дагеротипии, а сам Тальбот со временем разочаровался в своем изобретении. В дальнейшем англичанин посвятил время сначала фотоглифии (особый способ печати), а в середине XIX века и вовсе отошел от фотографии и занялся расшифровкой клинописных текстов, в чём весьма преуспел.

© Гавриил Григоров / Журналист Online
© Гавриил Григоров / Журналист Online
© Наталья Шибаева / Журналист Online
© Елизавета Санина / Журналист Online
Картинка
© Мария Александрова / Журналист Online
© Юрий Трубников / Журналист Online
© Мария Александрова / Журналист Online
© Александр Князев / Журналист Online
© Елизавета Санина / Журналист Online
© Юрий Трубников / Журналист Online
21.06.2022
На Смоленщине
Седьмой год отряд "Вымпел-поиск МГУ" ищет пропавших бойцов
07.05.2023
Поисковый труд
О поисках бойцов 8-й дивизии народного ополчения Москвы отрядом "Вымпел-поиск МГУ"
10.07.2023
Дорога в автомобильное прошлое
На Воробьевых горах прошел масштабный фестиваль раритетных автомобилей
22.04.2023
"Вновь приеду в МГУ"
Иногородние студенты-участники о научной конференции "Ломоносов" на журфаке МГУ