Владимир Хотиненко: «Это было самое большое унижение в моей жизни»

Предыдущая статья Следующая статья

Кинорежиссер Владимир Хотиненко — о «Бесах», женских сумочках и паутине судьбы
©Егор Никаноров/www.journ.msu.ru
В копилке работ кинорежиссера Владимира Хотиненко – «Зеркало для героя» (1987 г.), «Макаров» (1993 г.), «Мусульманин» (1995 г.), «1612» (2007 г.), «Поп» (2009 г.), «Достоевский» (2011 г.), «Бесы» (2014 г.), «Наследники» (2015 г.). Сегодня он заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма во ВГИКе. На публичной лекции в стенах факультета журналистики МГУ мэтр приоткрыл завесу мира кино и своей жизни. «Журналист Online» собрал самые яркие цитаты.

О личном...

«Меня зовут Владимир Хотиненко, режиссер, профессор кафедры игрового кино, на которую меня не приняли, когда я поступал во ВГИК… Там творческий конкурс в три тура, в первом отсеивали совсем шлак, ну совсем негодных людей, которые просто ошиблись дверью. И вот так вот – меня развернули в первом же туре, который, я думал, пройду, как нож масло: с архитектурным образованием, умею рисовать, уже поработал ассистентом Никиты Михалкова, был художником-постановщиком на его картине…

Я осторожно подхожу к приемной комиссии на следующий день: солнечный ясный день, ВГИК, улица Вильгельма Пика, 3. Сейчас, когда я поднимаюсь по этим же ступенькам солнечным ясным днем, всегда вспоминаю свои ощущения. У меня одно высшее образование уже есть, а все равно волнуюсь, подхожу к ведомости, не могу, как всегда, найти свою фамилию... Тогда система была пятибалльной. Напротив своей фамилии вижу кол! Я это помню по двум причинам: бумажка аж была порвана вот этим вот штрихом – колом. А я тогда ассистентом работал у Никиты Михалкова на ”Обломове”. На Оке мы снимали. Я приехал, там Никита Михалков с Адабашьяном… ”Ну что, двоечник!” – бодрым голосом говорят они мне. ”Да не двоечник, а колышник!”. Мне потом клялись во ВГИКе, что такую оценку не ставили. Ректор ВГИКа даже принес извинения за недоразумение.

Судьба все-таки плетет какую-то свою паутину: вот не нужно мне это было. Судьба просто сказала мне: ”Не надо морочить голову ни себе, ни людям, иди, ступай. На следующий год поступишь на двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров, закончишь, зачем тебе 5 лет учиться?” А мне не очень-то и хотелось. Было унизительно. Это было самое большое унижение, которое я испытал в своей жизни. Я вышел на крыльцо в полуобморочном состоянии: мне это было не нужно, умом я все понимал, но пострадало самолюбие: как меня? Ну и далее по Толстому. Но все равно это опыт хороший: слышать звуки судьбы –  очень важная вещь, и в данном случае это был хороший урок, хотя совершенно не рациональный».

©Анна Гайно/Журналист Online

О фильме «Зеркало для героя»

«Кто ”День сурка” видел? Они просто украли у нас ход. Американцы снимали лет на 5-6 позже и украли ход, ход уникальный: его два раза, думаю, придумать сложно, там у нас зацикливался день».

О зрителях

«У нас есть такая присказка: в кино опоздать нельзя. Обратите внимание: если гасишь свет, а потом зажигаешь, они <люди> появляются. Это действительно до смешного закономерно».

О титанах

«Пантеон закрыт, ключи выбросили. Сейчас совсем другое время, никаких титанов. Я не утверждаю, что это плохо. Это ни плохо, ни хорошо. Вот так сегодня обстоят дела. И не исключено, что останется один вид искусства, который мы пока называем кинематограф».

Об актерах

«В кино может все что угодно применяться, но оттуда никогда не сможет исчезнуть человек. Технические средства – все можно купить. А вот актеры… С того момента начнется профессионализм, когда будут актеры. Хотя есть любители, им не заменить профессионалов. Все же главным останется человек. Если мы все с ума не сойдем».

О принципах

«У меня был жесткий принцип: ”Я классику не экранизирую. Мне нечего добавить к Толстому, Достоевскому”. Но мне приснился Федор Михайлович в ночь, когда я решил сходить на могилу его дочери в маленьком городке. И когда мне раздался звонок с канала: ”Мы хотим вам предложить экранизацию «Бесов»”, я, не задумываясь, согласился, хотя клялся, божился. Сначала пришел в ужас. Потом было много всяких испытаний».

О критике

«И тут мне мой приятель дал письмо 1872 года от 20 января (день моего рождения!). Оно стало моей защитой от критиков. В письме одна почитательница таланта Достоевского просит разрешения на инсценировку ”Бесов”. Достоевский пишет, что буквальное переложение никогда не удается вполне: каждая форма требует своего языка. Будет лучше, если выбрать одну линию и ее инсценировать, а еще лучше, если оставить основное содержание и смысл и совершенно изменить сюжет».

О техническом прогрессе

«Кино развивается естественным путем. Если раньше оно было недоступным искусством, то сегодня из кармана достается вот эта вот штучка (указывает на телефон – прим. ред.) и произносится волшебная фраза, за которую во времена моей юности могли позвонить врачу соответствующего профиля: «Вы знаете, я на телефон тут снял». А сейчас на телефон снимается серьезное кино, которое показывается на фестивалях. И любой из вас сможет это сделать».

©Анна Гайно/Журналист Online

О пробах

«Мне скучно проводить пробы, разыгрывая сцены. Поэтому я, как правило, придумываю обстоятельства. На пробах фильма «72 метра» я придумал фотоателье: пальмы, зеркала, а я сам – болтливый фотограф. И пока я их снимал, они отвечали мне на вопросы. Пронзительные получились пробы. Актерам кажется, что они хотят сниматься, а мне значительно больше хочется не промахнуться, выбрать того, кто мне нужен.

​Один раз я симулировал документалистику. Я изображал журналиста, который опрашивает героев после произошедших событий. Этот фильм мы показывали худсовету: народ плакал».

О деталях

«Женская сумочка – это поэма. Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы о хозяйке рассказать многое. А у мужчины карманы. И вот когда Роберт де Ниро не знал, как ему играть в фильме «Таксист», режиссер и сценарист задали ему вопрос: ”А что у тебя в карманах?” и стали думать, что у того таксиста могло быть в карманах. И тогда придумали все детали: и смятую пачка Marlboro, и, главное, билеты на ночные порносеансы – это не то что человек любит такое кино, у него просто бессонница, а ночью показывают эти фильмы».

О повороте судьбы

«Когда мы учились в архитектурном, мне попалась книга про кино, а мы кино любили. И я вижу три кадра из ”Андалузского пса”, меня совершенно завораживает название. И с этого момента я сошел с ума, в голове произошел щелчок. И с этого момента я долбанулся на кино».

О лучшем фильме

«Я, не задумываясь, отвечаю: это ”Андрей Рублев”. Мне даже в голову не придет доказывать почему, потому что это сродни тому, почему вы любите. Да, вы можете описать это в стихах… Но в конечном итоге это просто чудо».

О творчестве коллег

«Я по-настоящему прихожу в восторг, если вижу то, чего бы я никогда не смог сделать».

О свободе

«Вы знаете, сколько людей становится рабами Каннских фестивалей? ”Ой, вдруг его не позовут, вдруг его забудут. Пустите его в Европу”. В искусстве свобода – самое главное».

19.10.2020
Зачем смотреть кино?
На Фестивале науки кандидат исторических наук Михаил Калинин рассказал о начальных этапах становления как мирового, так и советского кинематографа
19.07.2019
Научиться петь за час
Корреспонденты «Журналист Online» посетили мастер-класс по вокалу
13.12.2018
Живописный гид России
Топ 10 уникальных картин из региональных музеев
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать