Авторы:
Александра Бубенец, Екатерина Юрина
Новая сцена Театра Табакова строилась более 10 лет. Проектирование началось в 2005 году, стройка начиналась, останавливалась, снова продолжалась, менялись подрядчики и начальники…
Сегодня новая сцена Театра Табакова отвечает самым современным стандартам организации театрального пространства.
Зал рассчитан на 398 посадочных мест. 100 из них могут выставляться в переднюю часть на место подъемно-опускных площадок около сцены, – сказал первый заместитель художественного руководителя и директор театра Александр Стульнев. – Интересно, что кресла различаются по цвету: мы видим бежевый и темно-серый секторы. Это является элементом дизайна.
Принципиально новая механика, сцена-трансформер, современный свет и чистый качественный звук будут сопровождать каждый спектакль.
– Сотня электродвигателей, задействованных здесь, связаны между собой особой системой компьютерного управления, – пояснил начальник службы механизации Кирилл Комаров. – Любые спецэффекты можно будет воплотить: с легкостью поднимать вверх тяжелые декорации или, наоборот, зловеще опускать потолок, пускать по нему волну. У нас 15 человек персонала отвечают за эти технические новинки.
Комаров рассказал, что на каждом представлении с этой сложнейшей системой будут работать трое сотрудников: механик, электронщик и оператор. За презентацией сцены и безупречной работой механизмов следят специалисты из сервисного центра в Люксембурге – именно там находится компания, создавшая эту систему управления. Сейчас она специализируется на разработке сценического оборудования. Воплотила проект в жизнь австрийская компания Waagner Biro.
– Система Waagner Biro стоит в Большом театре, МХТ и у нас, – добавил Комаров. – Но если в Большом и МХТ это система второго поколения, то у нас – самая последняя, третьего. Такой в Москве больше нет ни у кого.
По словам начальника звукового цеха Александра Зайцева, характерная особенность нового зала в отличной акустике.
– И конфигурация зала, и архитектурная акустика рассчитаны таким образом, что актеров будет хорошо слышно даже без звукоусиления. Это объясняется небольшим размером помещения, отражающими поверхностями, расположенными по бокам, и акустическими козырьками. Впервые в драматическом театре в России будет использоваться система виртуальной акустики. Она представляет собой закрытые серыми сетками громкоговорители на стенах и потолке, – рассказал он.
Через громкоговорители транслируются реверберационные эффекты. Работает это так: специальная система получает сигналы с микрофонов, расположенных над сценой, обрабатывает их определенными алгоритмами и выдает в зал, чтобы зрители могли погружаться в разные виртуальные звуковые пространства. Электронная система виртуальной акустики Vivace создает «эффект присутствия» – ощущение погружения в акустическую атмосферу места действия спектакля. Особая акустическая геометрия помещения, то есть волнистый акустический потолок, будет поддерживать звуковую атмосферу. Для этого использованы отражающие поверхности, акустические козырьки и другое.
Нужно отметить, что далеко не каждый оперный театр может себе позволить такую систему виртуальной акустики. Настраивая звук, немецкие специалисты (разработавшие всю технику специально для «Табакерки»), уходили в глубь сцены и специально говорили как можно тише, чтобы аппаратура на авансцене подхватывала и усиливала звук. Это позволило добиться максимальной естественности от акустических эффектов и убрать огромные колонки, которые оглушают зрителей в зале. Вместо этого по периметру были установлены небольшие серые заглушки, выполняющие роль колонок. Система также проверяется с помощью оркестра, который приглашают на сцену.
Сцена очень многофункциональна и имеет несколько секретов. Легким движением руки партер может превратиться в авансцену: край сцены опускается до уровня пола, и на свободное место выставляются дополнительные ряды — 88 мест. Там же есть сейф с двумя стеллажами, куда прячутся дополнительные ряды. Для того, чтобы играть серьезные большие спектакли, требующие полного погружения в происходящее, можно увеличить сценическое пространство, подняв край до уровня сцены.
Все технические возможности сцены показал и рассказал заведующий художественно-постановочной частью театра Илья Полуянов.
— Сверху — 33 штанкетных подъема, поворотный круг, поворотное кольцо. Один человек записывает программу, и потом с небольшого пульта управляется вся сцена, – прокомментировал Полуянов.
После рассказа обо всех технологических нюансах у нас появилась возможность посмотреть, как двигаются штанкеты, пока на них не навесили декорации, как взаимодействуют массивные подъемно-опускные платформы на сцене.
Под энергичную музыку в воздухе летают и изгибаются все 33 штанкеты, они двигаются так быстро, что практически незаметно, каким образом они закреплены. Картина стала выглядеть еще более сюрреалистично, как только сцену заполнили яркий свет софитов и дым. Под конец изнутри самой сцены выехала объемная механическая конструкция, напоминающая несколько металлических арок, соединенных между собой и прикрепленных к одному основанию. Сложно не вздрогнуть, представляя, как все эти три тонны металла с такой легкостью маневрируют в сценическом пространстве.
Как потом объясняет Полуянов, это подъемно-опускные платформы, выезжающие из трюма и способные перемещаться практически в любых направлениях.
— Для художника, для режиссера тут возможности открываются невероятные! Причем система безопасности позволяет артисту спокойно войти внутрь – с ним ничего не случится. Там он может спокойно двигаться, и его не размажет, не изувечит, – сказал Полуянов.
Обилие современных технологий нисколько не умаляет игру талантливых актеров, скорее, наоборот, оно помогает им раскрыться во всей своей полноте.
В самом «закулисье» тоже много интересного: например, после скромного подвального помещения на улице Чаплыгина, вдохновляет количество гримерок, их 23. Есть гримерки, рассчитанные на одного человека, есть - на трех. В индивидуальной, помимо гримировального столика, есть диван и раковина. Худруку отведен целый комплекс помещений, он состоит из приемной, кабинета и комнаты отдыха. Здесь же его гримерный столик.
Особый предмет гордости новоселов — два репетиционных зала, большой и малый. Большой полностью повторяет размеры сцены и находится над зрительным залом. Несмотря на расположение, в нем можно репетировать прямо во время спектаклей, не мешая зрителям, за счет того, что пол подвешен и не дает вибрации.
Новые помещения «Табакерки» позволяют расширить художественно-постановочные возможности театра и ставить спектакли разных жанров и стилей: классические постановки в пространстве традиционной академической сцены, музыкальные и экспериментальные спектакли, спектакли для детей и юношества. В своем первом сезоне на новой сцене Театр Табакова планирует адаптировать для нее 5 спектаклей, имеющихся в репертуаре, а также поставить 4 премьеры.