Сцена с секретом появилась в «Табакерке»

Предыдущая статья Следующая статья

Виртуальная акустика, сейф и холодильник Олега Павловича – «Журналист Online» проник в закулисье новой сцены Театра Табакова

Авторы:
Александра Бубенец, Екатерина Юрина

© Фотографии предоставлены администрацией театра
Недалеко от станции метро «Сухаревская», в здании на улице Гиляровского, в сентябре открылась новая сцена Московского театра под руководством Олега Табакова. Корреспонденты «Журналиста Online» посмотрели, насколько удачно классический театр вписался в технические новинки.

Новая сцена Театра Табакова строилась более 10 лет. Проектирование началось в 2005 году, стройка начиналась, останавливалась, снова продолжалась, менялись подрядчики и начальники…

Сегодня новая сцена Театра Табакова отвечает самым современным стандартам организации театрального пространства.

Зал рассчитан на 398 посадочных мест. 100 из них могут выставляться в переднюю часть на место подъемно-опускных площадок около сцены, – сказал первый заместитель художественного руководителя и директор театра Александр Стульнев. – Интересно, что кресла различаются по цвету: мы видим бежевый и темно-серый секторы. Это является элементом дизайна.

Московский театр под руководством Олега Табакова открылся 29 октября 1978 года. В 1986 году он получил статус государственного, в качестве основного помещения ему выделили подвал на улице Чаплыгина, бывший некогда угольным складом. В 1997 году Правительство Москвы приняло решение о строительстве новой сцены «Табакерки» в дополнение к «Сцене на Чистых прудах».

Принципиально новая механика, сцена-трансформер, современный свет и чистый качественный звук будут сопровождать каждый спектакль.

– Сотня электродвигателей, задействованных здесь, связаны между собой особой системой компьютерного управления, – пояснил начальник службы механизации Кирилл Комаров. – Любые спецэффекты можно будет воплотить: с легкостью поднимать вверх тяжелые декорации или, наоборот, зловеще опускать потолок, пускать по нему волну. У нас 15 человек персонала отвечают за эти технические новинки.

Комаров рассказал, что на каждом представлении с этой сложнейшей системой будут работать трое сотрудников: механик, электронщик и оператор. За презентацией сцены и безупречной работой механизмов следят специалисты из сервисного центра в Люксембурге – именно там находится компания, создавшая эту систему управления. Сейчас она специализируется на разработке сценического оборудования. Воплотила проект в жизнь австрийская компания Waagner Biro.

– Система Waagner Biro стоит в Большом театре, МХТ и у нас, – добавил Комаров. – Но если в Большом и МХТ это система второго поколения, то у нас – самая последняя, третьего. Такой в Москве больше нет ни у кого.

По словам начальника звукового цеха Александра Зайцева, характерная особенность нового зала в отличной акустике.

© Фотографии предоставлены администрацией театра

– И конфигурация зала, и архитектурная акустика рассчитаны таким образом, что актеров будет хорошо слышно даже без звукоусиления. Это объясняется небольшим размером помещения, отражающими поверхностями, расположенными по бокам, и акустическими козырьками. Впервые в драматическом театре в России будет использоваться система виртуальной акустики. Она представляет собой закрытые серыми сетками громкоговорители на стенах и потолке, – рассказал он.

Через громкоговорители транслируются реверберационные эффекты. Работает это так: специальная система получает сигналы с микрофонов, расположенных над сценой, обрабатывает их определенными алгоритмами и выдает в зал, чтобы зрители могли погружаться в разные виртуальные звуковые пространства. Электронная система виртуальной акустики Vivace создает «эффект присутствия» – ощущение погружения в акустическую атмосферу места действия спектакля. Особая акустическая геометрия помещения, то есть волнистый акустический потолок, будет поддерживать звуковую атмосферу. Для этого использованы отражающие поверхности, акустические козырьки и другое.

Нужно отметить, что далеко не каждый оперный театр может себе позволить такую систему виртуальной акустики. Настраивая звук, немецкие специалисты (разработавшие всю технику специально для «Табакерки»), уходили в глубь сцены и специально говорили как можно тише, чтобы аппаратура на авансцене подхватывала и усиливала звук. Это позволило добиться максимальной естественности от акустических эффектов и убрать огромные колонки, которые оглушают зрителей в зале. Вместо этого по периметру были установлены небольшие серые заглушки, выполняющие роль колонок. Система также проверяется с помощью оркестра, который приглашают на сцену.

Новая сцена Театра Табакова вмещает 400-местный зрительный зал, первые 4 ряда которого (около 100 мест) могут быть перемещены в трюм сцены для увеличения ее размеров. Для трансформации сцены использованы новейшие технологии поворотной, подвижной и подъемно-опускной механики.

Сцена очень многофункциональна и имеет несколько секретов. Легким движением руки партер может превратиться в авансцену: край сцены опускается до уровня пола, и на свободное место выставляются дополнительные ряды — 88 мест. Там же есть сейф с двумя стеллажами, куда прячутся дополнительные ряды. Для того, чтобы играть серьезные большие спектакли, требующие полного погружения в происходящее, можно увеличить сценическое пространство, подняв край до уровня сцены.

Все технические возможности сцены показал и рассказал заведующий художественно-постановочной частью театра Илья Полуянов.

— Сверху — 33 штанкетных подъема, поворотный круг, поворотное кольцо. Один человек записывает программу, и потом с небольшого пульта управляется вся сцена, – прокомментировал Полуянов.

© Фотографии предоставлены администрацией театра

После рассказа обо всех технологических нюансах у нас появилась возможность посмотреть, как двигаются штанкеты, пока на них не навесили декорации, как взаимодействуют массивные подъемно-опускные платформы на сцене.

Под энергичную музыку в воздухе летают и изгибаются все 33 штанкеты, они двигаются так быстро, что практически незаметно, каким образом они закреплены. Картина стала выглядеть еще более сюрреалистично, как только сцену заполнили яркий свет софитов и дым. Под конец изнутри самой сцены выехала объемная механическая конструкция, напоминающая несколько металлических арок, соединенных между собой и прикрепленных к одному основанию. Сложно не вздрогнуть, представляя, как все эти три тонны металла с такой легкостью маневрируют в сценическом пространстве.

Как потом объясняет Полуянов, это подъемно-опускные платформы, выезжающие из трюма и способные перемещаться практически в любых направлениях.

— Для художника, для режиссера тут возможности открываются невероятные! Причем система безопасности позволяет артисту спокойно войти внутрь – с ним ничего не случится. Там он может спокойно двигаться, и его не размажет, не изувечит, – сказал Полуянов.

Обилие современных технологий нисколько не умаляет игру талантливых актеров, скорее, наоборот, оно помогает им раскрыться во всей своей полноте.

В самом «закулисье» тоже много интересного: например, после скромного подвального помещения на улице Чаплыгина, вдохновляет количество гримерок, их 23. Есть гримерки, рассчитанные на одного человека, есть - на трех. В индивидуальной, помимо гримировального столика, есть диван и раковина. Худруку отведен целый комплекс помещений, он состоит из приемной, кабинета и комнаты отдыха. Здесь же его гримерный столик.

© Фотографии предоставлены администрацией театра

Особый предмет гордости новоселов — два репетиционных зала, большой и малый. Большой полностью повторяет размеры сцены и находится над зрительным залом. Несмотря на расположение, в нем можно репетировать прямо во время спектаклей, не мешая зрителям, за счет того, что пол подвешен и не дает вибрации.

Входная группа новой «Табакерки» не типична для столичных театров. Вместо традиционных декоративных колонн, лепнины и мрамора использованы керамогранит, нержавеющая сталь, стекло, дерево и пространственный декор со светодиодной подсветкой. На фасаде здания установлен пространственный светодиодный экран для размещения эмблемы театра и информации о спектаклях.

Новые помещения «Табакерки» позволяют расширить художественно-постановочные возможности театра и ставить спектакли разных жанров и стилей: классические постановки в пространстве традиционной академической сцены, музыкальные и экспериментальные спектакли, спектакли для детей и юношества. В своем первом сезоне на новой сцене Театр Табакова планирует адаптировать для нее 5 спектаклей, имеющихся в репертуаре, а также поставить 4 премьеры.

© Фотографии предоставлены администрацией театра
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
07.02.2022
Как учатся русские студенты в Австрии?
Русские ребята из Вены поделились своим опытом получения образования за рубежом
13.07.2023
"А умирают ли люди?"
Театр Tabula Rasa представил спектакль "Самые обычные вещи"