Текст: Юлия Рунова
В павильоне «Рабочий и колхозница» в рамках цикла «Фотосреды» прошла лекция известного фотожурналиста Владимира Вяткина о серийной фотографии .
Владимир Юрьевич Вяткин – российский фотожурналист, шестикратный лауреат фотоконкурса World Рress Photo, преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова.
Владимир Вяткин начал лекцию с того, как фотография проявляется в искусстве. Фотография в своей "нумерологии" повторяет музыку, живопись и особенно литературу. В живописи можно определить, с какой диафрагмой была написана та или иная работа. Например, «Явление Христа народу» - 22.64, «Царь-лебедь» - 2.8, «Демон сидящий» - 5.6. То же самое и в музыке. Морис Равель написал «Болеро» с выдержкой 1/125, «Умирающий лебедь» - 1/4. В музыке линия диафрагмы, выдержки совпадает с длительностью нот в музыке: целая, четвертинка, шестнадцатая.
Владимир Юрьевич уверен, что фотография - это литература без слов, но чтобы читать эту литературу, нужно учиться.
Фотографии можно условно разделить на правильные, хорошие и умные. Показатель именно «умной» - конфликтность. В серийной фотографии этот конфликт раскрыт постепенно.
Серия фотографий - это история, а если в истории нет сценария, сюжета, это не история, а инвентаризация жизни. Поэтому в серийной съемке должна присутствовать логика повествования, как и в литературе, то есть завязка, развитие, кульминация, развязка. Например, первая фотография сравнима с зачином в сказках, а именно «Жили-были», «В таком-то королевстве» и т.д.
Чтобы научиться логично и полно раскрывать историю, можно тренироваться следующим образом: рассказ, сюжет или сценарий какого-либо фильма продумывать так, как бы вы в фотографиях «уложили» эту историю в 10-15 кадров.
Серия фотографий не обязательно должна быть снята за день, неделю или месяц, то есть в ограниченный срок. Владимир Вяткин снимал сюжеты о чеченской военной кампании, о спортсменах 20-30 лет, собирая кадры в единую канву постепенно. Может быть готов сразу самый главный, кульминационный кадр, но для того, чтобы получить «открывающий», «финальный» понадобятся годы. Однако можно "поймать" всю историю за самый короткий срок: серию«Несчастливая лошадка» Владимир Вяткин снял за 7 секунд.
Один из элементов раскрытия сюжета - художественная деталь, которая должна присутствовать в каждом снимке серии. (Такой же прием использовали в литературе, например, Гоголь и Чехов). Владимир Юрьевич в серии «Эпоха исторического оптимизма со слезами» об Октябрьской революции такой деталью сделал красный цвет.
Во время лекции Владимир Вяткин показывал свои серии фотографий и на их примере раскрывал техники создания этих работ.
Начинающим фотографам Владимир Юрьевич дал список литературы, обязательной к прочтению: