«Маяк» - безумие Дефо и Паттинсона в новой картине Роберта Эггерса

Предыдущая статья Следующая статья

«Журналист Online» побывал на премьере фильма «Маяк»

16 Января в российских кинотеатрах в прокат вышел нашумевший в Каннах хоррор Роберта Эггерса «Маяк». Корреспондент "Журналиста Online" Даниил Чистяков попытался разобраться в Лавкрафтовских видениях Роберта Паттинсона и приоткрыть тайну старого маяка на каменистом островке, окруженного чайками и русалками. 

©Кадр из фильма "Маяк"

Успех режиссёру Роберту Эггерсу принёс полнометражный дебют «Ведьма», который вышел на экраны в 2015 году. Фильм был тепло принят критиками и удостоен приза за лучшую режиссёрскую работу на кинофестивале «Сандэнс». В картине показаны ведовские процессы XVII столетия, а историческая тематика стала несомненной частью почерка режиссёра. Новый фильм Эггерса – не исключение.

События разворачиваются в Новой Шотландии начала XX века. Сюжет картины предельно прост. Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон) приезжает работать помощником старого смотрителя маяка Томаса Уэйка (Уиллем Дефо) на небольшой остров. Молодому герою сложно принять скверный характер старика, из-за чего между мужчинами постепенно возникает конфликт. Эфраим ежедневно выполняет грязную и тяжёлую работу, в то время как Томас рассказывает дурацкие истории и следит за фонарём, к которому он никого не подпускает. Странные обстоятельства смерти бывшего помощника Уэйка и одержимость смотрителя заставляют задавать всё больше новых вопросов, на которые, казалось бы, и должен ответить фильм.

Можно сказать, что всё в этом фильме работало на создание уникальной атмосферы хоррора. Дух забытого острова сужает границы повествования, становится тюрьмой, в которую герой попадает вместе со зрителем. Декорации должны были точно передать мрачность и запустение данного острова, поэтому специально для съёмок был возведён маяк идеального размера и вида, который соответствовал времени действия картины, а его гул наводил тревожные чувства у всех зрителей. При всей камерности фильма, он не богат на яркие диалоги, но их детальная проработка и колорит чувствуются сразу. Герои картины говорят на диалекте, а юмор, вложенный в уста главных персонажей очень точно подобран из рассказов моряков.

Следует отметить, что Работа Роберта Паттинсона в данной картине доказала его актёрский талант, а также наглядно представила новый вектор его актёрской карьеры после перезагрузи в фильмах у братьев Сэфди и Клер Дени. Уиллем Дефо же предстаёт в новом для себя образе, но настолько органичном, будто он всегда был ворчливым смотрителем Томасом Уэйком, а предыдущие роли Ван Гога или менеджера мотеля «The Magic Castle» Бобби Хикса («Проект Флорида») играл совершенно другой человек. В какой-то момент актёры будто перестали играть и попытались вытащить все свои животные инстинкты наружу, чтобы передать постепенное попадание в безумие Лавкрафтоских ужасов.

Работа оператора-постановщика Джарина Блашке была отмечена номинацией на Премию «Оскар». Стилизованное черно-белое изображение - визитная карточка фильма. Благодаря не самому распространённому формату кадра 4 на 3, создаётся чувство клаустрофобии, которое погружает нас в тесные и гнилые коридоры старого маяка. В фильме нередко появляются его ржавые механизмы, напоминающие кадры из работы классика документального кино Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Киноязык картины тоже будто бы намеренно состарен до снятых в те времена фильмов. В совокупности все элементы фильма погружают нас в мир безумного помешательства.

Когда в очередной раз наблюдаешь беседу главных героев за ужином, фильм перестает быть страшным, а порой и вовсе становится смешным. Сюжет от сцены к сцене заставляет задавать множество вопросов, на которые многие не найдут никакого вразумительного ответа даже после выхода из зала. Прямые визуальные цитаты древнегреческой мифологии (например, похищение огня Прометеем) будто бы приоткрывают завесу тайны, но всё равно оставляют зрителя в неведении. Совершенно логично напрашиваются вопросы: почему и зачем…? Складывается впечатление, будто режиссёр пытается сказать совершенно иное, а возможно и сам не может дать нам ответы на заданные им же вопросы.

Новую работу Роберта Эггерса не надо воспринимать как хоррор в привычном понимании. Данная картина напоминает больше эксперимент режиссёра над жанром. Здесь важно стать скрытым наблюдателем запутанной истории персонажей фильма. Попытаться осознать, где находится та самая реальность и что же действительно можно увидеть в луче маяка на таинственном острове в новой Англии.

20.08.2023
Синефилы в Ясной Поляне
В Тульской области завершился выезд Школы кинокритики
13.04.2021
Больше, чем паблик с мемчиками
Интервью с арт-директором «ОколоТеатра» Анной Моляновой
14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
28.04.2023
«Хочу начать работать!»
На журфаке МГУ прошел ежегодный День карьеры