Цветы в стакане

Предыдущая статья Следующая статья

Букеты перешли в новый формат

Настасья Скляренко родом из Владивостока. В 16 лет она стала совладельцем своей первой цветочной мастерской. К 22-м годам создала собственный бренд Flo To Go, который уже известен в Санкт-Петербурге и Москве.

©Фото из архива Настасьи Скляренко

Когда ты поняла, что хочешь заниматься флористикой?

В 5 лет. Это был конец 1990-х – флористика была очень слабо развита. Но, заходя вместе с родителями в магазины, я расспрашивала флористов, чем они занимаются, нравится ли им это. Как-то на дне рождения меня спросили, кем я хочу стать. Ответила очень четко и уверено, что хочу быть флористом. Но это не нашло отклика в сердцах моих близких родственников: мамы, бабушки, дядь и теть, и единственным человеком, кто меня поддержал, был мой отец. Он сказал, что у меня все получится и, видимо, эта заложенная в детстве «программа» неплохо сработала. В 16 лет я поступила в вуз учиться на ихтиолога, но уже тогда четко осознавала, что эта профессия только ради диплома. И тогда же у меня появляется собственный цветочный магазин «Раффлезия». Свое название он получил в честь трупной лилии, самого известного и «противного» растения на земле.

Почему именно такое название?

Это нестандартное название, не «лютик», не «ромашка» и не «150 тысяч роз». Раффлезия. Хотя с точки зрения маркетинга выбор был ошибочным. Потому что только мне нравилось это название, и я получала от него удовольствие, а многие даже не знают, что это такое.

Как в таком юном возрасте тебе удалось открыть свою мастерскую?

Мне было 16, и я еще была абитуриенткой. Мама предложила летом устроиться официанткой, чтобы заработать свои первые деньги. В течение двух с лишним месяцев я работала, но не забирала зарплату. А когда увольнялась, забрала все разом. Меня обеспечивали родители, я не нуждалась в каких-то средствах, заработанные деньги отложила в «долгий ящик» и стала думать, во что их вложить. Познакомилась с девушкой Наташей, которая была в два раза старше меня. Она сказала: «Вот бы сейчас заняться цветами». Я согласилась. Она взяла на себя все юридические вопросы, потому что я тогда была даже несовершеннолетней, а моей заботой стала креативная часть.

С какими проблемами пришлось столкнуться?

У нас был общий капитал 50:50. Мы открыли юридическое лицо, начали сотрудничать с компанией «7 цветов». В 2011 году это был один из крупнейших поставщиков цветов в России. Были проблемы с логистикой: мы находились во Владивостоке, а база «7 цветов» была в Москве. Через некоторое время поняла, что не хочу заниматься «цветами в горшках». Навела справки, открыла для себя, что вся прогрессивная флористика сосредоточена в Европе, но тогда под этим понятием я подразумевала красивые букеты из американских блогов, а на деле оказалось все немного сложнее и более структурировано. Я решила освоить флористику глубже. Поняла, что коммерческая  флористика очень сильно отличается от профессиональной, от флористического искусства. Коммерческую мы можем видеть в букетных мастерских, цветочных салонах, магазинах, лавочках. Это букеты на «каждый день». Профессиональную флористику чаще всего встречаем на выставках. Помимо растительных материалов в работе используют металл, стекло, камни.

Мое обучение проходило в течение шести месяцев. Я ездила по всей Восточной Европе – по Болгарии, Литве, Латвии, Украине, кочуя от одного крутого флориста к другому. Своими учителями считаю прежде всего девочек из «Квiтер», мастерской города Харькова. Для меня они – одни из самых лучших в мире. Но это мое субъективное мнение. Совершенно случайно на них наткнулась, когда «гуглила», сколько стоит петуния на Украине. К слову, она там стоила сущие копейки, и мне всегда было обидно, почему во Владивостоке все так дорого. Так я сама искала флористов, списывалась. Заодно практиковала английский.

15 мая 2014 года во Владивостоке открылась моя мастерская. На тот момент мне только исполнилось 19 лет. Мы с подругой занимались озеленением ресторанов и кейтерингом (это можно назвать цветочной подпиской: мы раз в неделю или в другое оговоренное время приезжали и украшали рестораны цветочным композициями).

©Фото из архва Настасьи Скляренко

Ты придумала формат Flo To Go. Что это такое?

Flo To Go – особый формат букетов. А придуман он был отчасти случайно. Я шла на день рождения своей подруги, та позвонила и сказала, что празднование переносится на два часа. А я несла букет гвоздик, и их уже нужно было поставить в воду. Шагая по набережной, я нашла стаканчик из-под кофе, ополоснула его в морской воде, налила туда воды из своей бутылки, подрезала цветы (секатор у меня всегда лежит в сумке) и поставила их в этот стаканчик. И мне очень понравилось, как это выглядит. Это был букет типа бидермейер (так называют особую шарообразную форму сборки букетов). Но прежде чем начать продавать Flo To Go, пришлось много экспериментировать с подбором растений.

И как покупатели восприняли твое новшество?

На удивление, созданный мной формат быстро стал очень популярным. Сначала я его никак не брендировала, но потом поняла, что это очень легко скопировать. Тогда я позвала знакомого дизайнера, он создал красивый логотип, который я потом стала клеить на стаканчики. Всё всем нравилось. В таком формате я очень успешно работала год. Завела для Flo To Go свою страницу в Instagram и работала непосредственно через него. И параллельно с этим продолжала сотрудничать с ресторанами. Я работала каждый день определенное количество часов в свободном режиме. Это было очень здорово, и я была счастлива. Но в какой-то момент я поняла, что нужно двигаться дальше.

И ты переехала в Санкт-Петербург.

Да. Закрыла мастерскую во Владивостоке, переехала жить в Петербург. Год была, так сказать, в творческом отпуске. Изучала рынок, наблюдала, мониторила, сравнивала.

И на что ты там жила?

На 30 тысяч рублей в месяц, работая обычным флористом, никому не говорила, что у меня был свой проект Flo To Go. Тихо и скромно «внедрялась» в новый для себя рынок. 20 февраля 2015 года состоялось официальное открытие Flo To Go в Петербурге.

Но в этот раз ты уже была одна, когда открывала свое дело?

Да. Проблема заключалась в том, что до этого моя бизнес-модель была довольно примитивна: купить подешевле – продать подороже. Здесь эта модель не работала. Конкурентный рынок диктовал, что нужно делать упор на уникальность проекта.

©Фото из архива Настасьи Скляренко

И как тебе удалось в итоге продвинуть свой проект в Петербурге?

Благодаря арт-кластеру «Цархитектор» и проекту «Классная комната» я стала проводить свои мастер-классы в Санкт-Петербурге. Потом произошло мое знакомство с программой «Бизнес – для меня».

Что за программа?

Это государственная программа, которая учит тебя создавать свой бизнес с нуля. В завершении курса я выиграла в номинации «Лучшая бизнес-идея года». После обучения закрыла свою собственную «мастерскую офлайн». Мои букеты можно было приобрести онлайн через Instagram и офлайн в кофейне Welcome на Невском.

Когда ты решила, что пора переезжать в Москву?

Мои мастер-классы стали пользоваться популярностью в столице, и в марте 2016 года я туда переехала. Пришлось свернуть бизнес в Петербурге. В последние годы я веду свое дело одна, и это определенная проблема. Приходится все тащить на себе, а один ты на себе все не вывезешь.

И как пошли дела в Москве?

Приехав в Москву, по накатанному сначала начала мониторить местный рынок. Так как я во флористике уже больше шести лет, то у меня есть некоторое видение, как можно выстроить дела мастерской так, чтобы получился качественный продукт. И еще решила написать пособие по цветочному делу.

 Чем оно будет отличаться от уже существующих?

В этом пособии я субъективно изложу свое видение того, что сейчас творится в цветочной индустрии в России. И укрепить такое понятие, как «цветочное дело». Надоело изобилие двухметровых роз в пленке и то, что многие считают гвоздику каким-то красным похоронным цветком. А ведь это очень красивое растение, которое может украсить любой праздник. Хочется, чтобы люди знали о цветах больше.

С какими проблемами ты столкнулась в Москве, когда начала здесь продвигать свой проект?

Столкнулась с финансовыми проблемами. Открывать мастерскую во Владивостоке или Петербурге – это одна история, а в Москве – совсем другая. Здесь очень дорогая аренда, поэтому нужно четко понимать целевую аудиторию и учитывать географию города. Нет смысла открывать Flo To Go где-то в Южном Бутово, потому что тебя там не только не поймут, но еще и «спросят» за твой стиль.

©Фото из архива Настасьи Скляренко

Ты еще занимаешься консалтингом. Для чего?  

Да, я помогаю людям открывать свои мастерские. Выступаю, по сути, в роли креативного директора. Разрабатываю концепцию таким образом, чтобы бизнес был качественным, мог спокойно конкурировать с бизнесом тех, кто сейчас на «Олимпе» цветочного дела. Это шесть-семь мастерских в Москве и Петербурге. Прежде всего – Flowers Lovers, Lacy Bird и студия TRAVA. У них необычные работы, есть свой стиль.

 А как обстоят дела с плагиатом во флористике?

Плагиат есть, и это большая проблема. Причем другие мастерские, копируя мой формат, начинают работать с флористическими «отходами». А это очень портит мою репутацию, так как покупатель думает, что я тоже использую остатки от других букетов. Хотя при составлении Flo To Go я беру хорошие, целые цветы. Бороться с плагиатом пока не получается. Но я не опускаю руки и стараюсь в первую очередь работать над собой. Потому что, когда ты впереди, абсолютно не важно, что тебе кто-то наступает на пятки.

24.05.2018
Встречаем лето на песке
Пляжный «Локомотив» после уверенного начала сезона готовится к новым турнирам и организовывает спортивное соревнование для студентов МГУ
24.09.2018
«На пленке даже фасад дома получается особенным»
Почему так много людей до сих пор увлекаются пленочной фотографией?
18.10.2018
«Научный» дебют «Журналиста Online»
Как спецкорреспонденты редакции работали на Фестивале науки NAUKA 0+
07.05.2018
Нелегкая гимнастика
Одна из самых известных современных гимнасток в России – о цене медалей