"В наших руках организмы, способные к вечной жизни"

Ученый-геолог из МГУ рассказал о бактерии Bacillus F

Два года назад СМИ наперебой сообщали о том, что российский ученый ввел в свой организм древнюю бактерию, способную удлинить жизнь, а возможно, и привести к бессмертию. Расставим акценты иначе. Действительно, группа ученых из МГУ, в составе которой находился Анатолий Викторович Брушков, доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой геокриологии геологического факультета, сделала открытие. Ей была обнаружена в вечной мерзлоте бактерия Bacillus F, возраст которой оценивается примерно в 3-3,5 миллиона лет. Однако громкие заявления журналистов о том, что введение бактерии в организм способно обеспечить ее носителю вечную жизнь, Анатолий Викторович называет спекуляцией. Почему, разобрался "Журналист Online".

©pixabay.com

– Анатолий Викторович, удивительно, что в толще мерзлоты может сохраниться жизнь…

– Было обнаружено, что в вечной мерзлоте древнего происхождения находятся живые микроорганизмы. Их нашел далеко не я: впервые, более 100 лет назад, это сделали русские микробиологи.

– Расскажите, пожалуйста, что собой представляет бактерия Bacillus F, найденная вашей группой в 2009 году на Мамонтовой горе в районе реки Алдан?

– Всем известно, что клеточные структуры неустойчивы, их жизнь не может продолжаться долго. Однако продолжительность жизни найденных бактерий – фантастическая. При этом они не заморожены, как можно было бы подумать. Клетка окружена льдом, лишена возможности движения, ограничен ее рост, но она не содержит льда, процессы жизнедеятельности в ней продолжаются. Следовательно, у бактерии есть какие-то особые защитные механизмы, предотвращающие распад и разрушение. Отмечу, что эти сведения не являются твердо установленным фактом, но назвать обоснованной гипотезой их можно.

Я – один из тех, кто занимался изучением данной долгоживущей бактерии. Считаю, что ее исследование – очень перспективное и крайне важное направление. Механизмы повреждения и разрушения генетических структур едины для всего живого. И если мы найдем ответ, почему не старится и не умирает эта бактерия, возможно, мы приблизимся к загадке процесса старения человека, сможем манипулировать защитными свойствами наших собственных клеток, отыскав механизмы защиты генома от повреждений. Если раньше мы только гадали, возможно ли продлить жизнь, то сейчас в наших руках находятся живые организмы, которые способны к вечной жизни.

Было обнаружено, что данные бактерии находятся не только в мерзлоте, но и в других изолированных от внешнего мира средах (например, в древних солях, янтаре). Существует целый список исследований, в процессе которых были найдены такие необыкновенно долго живущие существа.