Дом, где живут мечты

Предыдущая статья Следующая статья

Выставка современного искусства, посвященная мечтам, проходит в особняке Морозовых в Москве

В обычно закрытом для посетителей особняке Морозовых в Москве проходит выставка современного искусства «Два желания», посвященная мечтам.

©Елизавета Архипова / Журналист Online

Экспозиция начинается со второго этажа, к которому ведет мраморная лестница, застеленная красной дорожкой. Перед посетителем работа Юлии Вирко: на картине изображено два вливающихся друг в друга человека, которые стоят перед фантастическим лесом. Смотря на картину, зритель погружается в глубь своих ощущений, в свои мечты. Так задается настроение выставки.

Выставка полна объектов из серии «Потребление», которые расположены в самых неприметных местах: на подоконнике, на полу. Зритель как бы натыкается на них, воспринимая, как инородные предметы, затерявшиеся не в той эпохе. Здесь и бокал с тарелкой, накрытой фольгой, с надписью «не брать», и мышь с сыром, который отсылает к старой доброй поговорке про бесплатный сыр в мышеловке.

© Елизавета Архипова / Журналист Online
© Елизавета Архипова / Журналист Online

Дальше выставка переходит в детские желания, которые изображает кисть Родиона Китаева. Художник создал маленькие картинки, ориентируясь на рассказы людей про детские мечты.

В зале с лепниной в стиле барокко и гобеленами – мистические и сказочные работы Анны Быстровой. Здесь изображен таинственный лес, окутанный туманом. Нечеткие стволы деревьев стоят на фоне пастельных оттенков голубого цвета, а сквозь них проходят белые круги или линии. В правой части зала зритель неожиданно обнаруживает фортепиано, покрытое мхом и тиной. Это инсталляция Саши Нестеркиной, которая показывает утраченное и потерянное время, хрупкость жизни и ее непостоянство.

На первом этаже работы Милы Гущиной. Здесь и графика, и вышивка, и живопись. Ярко-красные акценты на фотографии привносят жизнеутверждающие мотивы, особенно контрастируя с предыдущим экспонатом. Здесь изображен полыхающий огонь – желание жить, стремление к обновлению.

Из коридора слышится ритмичный бит – вспышки света, диско-шар, манящая темнота. В зале стоит перекрытая лестница, а наверху – самая настоящая вечеринка, на которую невозможно попасть. Спустя несколько минут глаза привыкают к сумраку зала и можно начать рассматривать детали. Здесь висят картины Врубеля, стоят деревянные часы размером с человека. Поднимаем глаза – видим витражные окна и роспись на потолке.

В соседнем зале висят тканевые полотна с любовными мотивами Людмилы Барониной под названием «Стон в летнюю ночь». На них изображены «скелеты». В этих работах мечта любить и быть любимым остается несбыточной. Об этом нам говорят фразы: «ты сегодня, как и вчера, в меня совсем не влюблена», «я к вам пришла, а вы ушли в себя, свидание опять не состоялось», «я сад из роз тебе не обещала».

Выбор места проведения выставки не случаен, ведь судьба особняка долгое время была связана с искусством. Здание в Подсосенском переулке было построено в 1879 году, раньше оно впечатляло деловых партнеров купца Викулы Морозова. Потом усадьба перешла к сыну Алексею. По его инициативе архитектор Федор Шехтель меняет интерьеры особняка в неоготическом стиле, а в залах, где раньше проходили приемы, начинает собираться коллекция фарфора.

В 1919-м году в особняке открывается «Музей-выставка художественной старины», где Алексей Морозов становится директором. В 1924-м году его выселяют из особняка, и фарфор распределяют по разным музеям. И вот — в особняке снова появилась возможность взглянуть на произведения искусства. Выставка работает до 14 декабря.

31.12.2020
Предновогоднее настроение
Москва готовится к встрече 2021 года
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
07.06.2023
Цифровая реальность – новые правила
На ВДНХ прошла вторая лекция в рамках «Медиапонедельников» журфака МГУ
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой