В студии керамики за чашкой чая

Предыдущая статья Следующая статья

От студентки журфака до преподавателя в творческой мастерской
Автор:

Мария Хатунцева, руководитель курса «Умная глина» в Творческой студии ГЦСИ, рассказала, как одно ремесло сменяет другое и почему глина – это круто.

©Юлия Углова / Журналист Online

Перемены в жизни

Мария в мастерской чувствует себя как дома: зовет к столу, вежливо предлагает чай. Сама «хозяйка» ходит в фартуке. Но светлая комната, обставленная вдоль стен стеллажами с керамическими изделиями, меньше всего напоминает кухню. По крайней мере, ту, которая есть у каждого из нас. Фартук тоже надет особый: видно, что в нем работали с красками и глиной. С последней Мария связала свою жизнь, однако произошло это не сразу.

– Я окончила факультет журналистики МГУ в 2005 году. Профессию выбрала по стопам родителей и училась на вечерке, совмещая занятия с работой в PR-агентстве Три года проработала в одной из газет Московской области, в отделе культуры. Потом год была репортером в «Комсомольской правде». И тогда я уже окончательно решила, что не буду журналистом. Не мое это оказалось. Очень емкое определение – не мое. Мне очень нравилось ездить на задания (особенно по поручениям в отделе культуры). Я любила знакомиться с людьми, общаться с ними, но потом было сложно все это оформлять в тексты. Больше всего я хотела выразить себя. От меня же требовались голые факты, написанные очень простым языком. Именно поэтому с журналистикой я решила завязать, лишь изредка продолжала заниматься в этой сфере фрилансом.

Затем я год работала в средней школе учителем русского языка и литературы, пробуя воспользоваться бабушкиными генами – она проработала учителем 30 лет, и я очень любила ее рассказы об учениках, походах, педагогических трудностях и удачах. Наверное, я бы и осталась работать в школе, но после рождения своих детей я поняла, что туда я тоже не смогу вернуться в ближайшее время. Совесть не на месте, когда ты с ребятами нашла общий язык, подружилась, приучила к своему стилю работы, а потом бросила все, уйдя в затянувшийся декретный отпуск. С детьми, своими ли, школьными ли, студийными, нужно быть рядом годами – в этом я сейчас имею счастье убедиться.

©Юлия Углова / Журналист Online

Итак, Мария оказалась не совсем домохозяйкой и, «отдохнув» дома со своими малышами несколько лет, вышла в мир.

От маленького увлечения к большому делу

– Глиной я хотела заниматься с детства. К ней у меня была какая-то физиологическая тяга, – рассмеявшись, заявляет Мария, но тут же продолжает рассказ более серьезным тоном. – Где бы мы ни гуляли, мне всегда нужно было найти кусочек глины. Я даже ныряла в речку на даче у дяди, чтобы достать со дна хорошую глину. Из нее лепила что-то, каких-то персонажей. В кружки и художественную школу я не ходила, увы. Впервые я попала в керамическую студию только в 18 лет.

А затем у молодой мамы, помимо младенцев, появилась еще и маленькая печка для обжига. Закупили глин, глазурей, на даче оборудовали мастерскую. Но работать там получалось только в летний сезон.

©Юлия Углова / Журналист Online

– Как только моя дочка подросла, мы пришли с ней сюда, в Творческие студии ГЦСИ на Зоологической, 13/2, и нам здесь очень понравилось. Какое-то время я выполняла только роль родителя и водителя, но скоро стала волонтером – брала на себя хозяйственные дела, успевала лепить свое, училась гончарному делу у хорошего мастера, а дочку прекратила водить.

Когда Мария освоилась, ей позволили вести занятия с детьми. С тех пор она уже больше четырех лет учит ребят обращаться с глиной и лепить из нее изделия. За это время героиня придумала свою концепцию в работе: «вспоминаем прошлое, говорим о современном». Маленькие глиноделы изучают историю искусства, учатся на этом материале, выделяют для себя наиболее интересное, а потом пытаются повторить это в своих работах. Но в итоге выходит не абсолютная копия. За весь период создания, который может занимать месяц из-за того, что занятия проходят один раз в неделю, любое изделие наполняется жизнью конкретного человека. Оно передает личную историю каждого ребенка.

©Юлия Углова / Журналист Online

О проектах

Хотя самые шустрые товарищи успевают накрутить тарелочек, чашечек, сделать елочные игрушки в подарок родителям, большую часть времени по программе дети создают совместные проекты. Мария рассказывает о запомнившихся именно ей:

– Когда мы смотрели древнегреческую вазопись, то вспоминали различные мифы – в общем, все, что я изучала на журфаке на первом курсе. Кто-то после этого придумывал свой миф, кто-то лепил новое мифологическое существо. Мы лепили лабиринты – это игрушка, в нем можно катать шарик. В основе этих лабиринтов – карта Москвы. Например, «Генплан Москвы 30-х годов» с крохотными макетами зданий, которые не были воплощены в жизнь. И вот девочка сделала лабиринт «Моя дорога из школы домой». Она в подробностях начертила свой и соседние дворы, детские площадки, свой дом, дом бабушки, куда она иногда заходит после школы. А по дорожкам катаешь шарик. Для меня это была большая радость, потому что человек вложил в работу частичку себя и своей жизни.

Или, например, в прошлом году мы ходили в Пушкинский музей на выставку, посвященную Джованни Пиранези. Он был итальянским археологом, который очень любил архитектуру и древности. Мы увидели много изображений бытовых предметов: древнеримских печек, чайников, самоваров – вдохновились и сделали свой самовар. Он – результат коллективной работы. Все, кроме крана, который достался ему от настоящего старинного изделия, слепили сами дети. Сейчас мы используем его как кулер – наливаем холодную воду.

Мария с учениками вдохновляются не только скульптурой и живописью. Они изучают разные виды искусств:

 – Мы смотрели немое кино. Чаплина, Бастера Китона, кусочки «Метрополиса» Фрица Ланга. После этого субботняя группа делала кукол-марионеток, напоминающих персонажей этих фильмов. А с группой, которая занимается в среду, мы вдохновлялись цирковым искусством – они делали эквилибристов, акробатов и клоунов.

© Юлия Углова / Журналист Online
© Юлия Углова / Журналист Online
© Юлия Углова / Журналист Online

Лепка: процесс и польза

Творческая работа с глиной традиционно считается женским делом и сравнивается с рукоделием. Мария же с этим не согласна.  В отличие от рисования, где цвет карандашей каждый видит и выбирает заранее сам, в керамике все не так предсказуемо. Можно покрасить изделие одной краской, а после обжига получить его в другом цвете. Во время обжига меняется все: цвет глины, краски, глазури. Например, в сыром виде глазурь выглядит серой, а в обожженном – голубой. Оттенок же зависит от температуры нагрева печи.

– Допустим, ребенок лепит кошечку, покрасил в рыжий с черными полосками, а, окунув в глазурь, видит: кошка-то вся белая! Он не знает, что прозрачная глазурь до обжига белого цвета. Ему приходится смириться и поверить в то, что после обжига кошка вновь станет цветной, да еще и блестящей. Поначалу это сложно представить и многие сильно нервничают, или даже идут смывать свежую глазурь, мол, их и так все устраивает.

©Фото предоставлено героиней

В процессе работы ребенок учится прогнозировать: ему же нравятся красивые эффекты и он старается их повторить. Он привыкает к «поведению» глины, которая трескается, «садится», выгибается. Ему приходится сражаться с материалом и, конечно, немного и с собой.

По словам преподавателя, работа за гончарным кругом – это лучший тренажер концентрации внимания. Человек остается один на один с куском глины, который в воображении уже рисуется прекрасной узкогорлой вазой.  Каковой он никогда не станет, если отвлекаться на суету и разговоры.

10.10.2022
Секреты античных гончаров
О производстве керамических изделий в античные времена рассказала кандидат исторических наук Татьяна Егорова
07.10.2022
Метеориты повсюду
Ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ рассказал, где найти метеориты
07.12.2022
На пересечении искусств
Как прошел день комиксов на ярмарке интеллектуальной литературы «non/fictio№»
05.07.2023
Наука имеет значение
В рамках дискуссии "Наука в медиапространстве" эксперты обсудили способы и форматы продвижения науки