Свобода прячется в горах

Елена Николаенко

Зачем шесть путешественников из России отправились на горнолыжный курорт в Иран
Кирилл Асеев
Специалист по ценным бумагам, 28 лет
«Людям, избегающим риска, мы даже не предлагали лететь с нами»

Я встал на горные лыжи в подмосковной «Яхроме» в 2010 году, будучи студентом факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Впоследствии спускался с гор в Италии, Швейцарии, Австрии, Словакии, один раз был на горнолыжном курорте в России. Из всех стилей катания мне больше всего нравится карвинг, потому что он, на мой взгляд, позволяет лучше почувствовать преимущества трассы. Кстати, недавно попробовал фрирайд, но к нему нужно относиться с максимальной осторожностью, это вообще особая тема.

Для поездки в Иран команда собралась интереснейшая. Женя Донцов – мой однокурсник, хотя, несмотря на давнее знакомство, мы впервые решили поехать в горы вместе только года два назад. С Олегом Федоровым и Никитой Деминым меня познакомила подруга моего хорошего друга Женя Шапкина, и они сразу влились в нашу компанию. Еще Кристиан – румын по происхождению, который сейчас проходит обучение на PhD-программе в Швейцарии, и его русская девушка – одноклассница Олега. Примерно в том же составе мы катались в Брей-Червинии и Церматте, то есть в Италии и Швейцарии.

Как только возникла идея, мы сразу стали набирать людей, создали чат и группу во «ВКонтакте», в которых потом насчиталось около двух десятков человек. По разным причинам в Иран полетели не все, кто изначально изъявил желание присоединиться к нашей компании. Например, одна девушка не успевала должным образом подготовиться к сессии, другая купила билет на чартерный рейс в турецком направлении и в конце концов решила не ехать вообще. Скорее всего, многие отказались из-за отсутствия финансовых возможностей или нехватки свободного времени. Людям, избегающим риска, мы даже не предлагали лететь с нами.

Покидаем Дубай с лавинным рюкзаком в багаже
«Сейчас в Иране 1395 год»

Сама идея поехать на горнолыжный курорт в Иран пришла в голову Олегу. Он сказал: «Поехали в Иран, покатаемся на лыжах! Там крутой пухляк». Нетрудно догадаться, что на нашем горнолыжном сленге пухляк - свежевыпавший, ненакатанный снег. На таком снегу можно было бы попробовать фрирайд. Олег хорошо разбирается в этом стиле, общается с фрирайдерами в сообществах в социальных сетях. Это они ему посоветовали полететь в Иран. Еще я сразу вспомнил про своего друга, выпускника Института стран Азии и Африки МГУ, который работает там в российском посольстве. Уже несколько лет собирался съездить к нему, но все время откладывал это дело на потом.

Решив освоить фрирайд, мы пошли на трехчасовую лекцию Макса Панкова, лавинщика из Красной Поляны. Такая теоретическая подготовка необходима всем, кто собирается съезжать с трассы на пухляк. Потому что, к сожалению, в этом году под лавиной погибли две мои знакомые, которых я хорошо знал и реально мог похлопать по плечу.

Мы улетели в Иран 27 декабря и вернулись в Москву 11 января этого года. Покупка билетов не оказалась проблемой, оставалось только решить, как добраться до Тегерана. Мне в голову пришла идея полететь через Дубай и заодно встретить там Новый год. Наша компания добиралась до Эмиратов с пересадкой в Азербайджане, потому что билеты на прямые рейсы стоили немерено.

При подготовке к поездке мы использовали все доступные источники информации, которые у нас имелись. На этом этапе возникли некоторые сложности. Во-первых, в стране кредитные карты находятся под санкциями (можно расплачиваться наличными в местной валюте, долларах и евро), поэтому заказать что-либо через Booking.com или Airbnb нельзя. Во-вторых, Иран представляется людям во всем мире строгой мусульманской страной, соответственно, туристический поток туда не такой большой. Наверно, в Москве есть только одна или две фирмы, которые могут организовать тур. В третьих, там своя письменность, свое летоисчисление. Сейчас в Иране 1395 год. Все это усложняет пользование иранскими сайтами. Мы нашли необходимые адреса хостелов, отелей, апартаментов на англоязычных ресурсах и написали напрямую. Чтобы заказать жилье в Дизине, на горнолыжном курорте, мы также воспользовались услугами российской туристической фирмы GoIran.

Картина из рутинной жизни местного населения
«Ребенок таксиста смотрел американские мультики на английском»

Уже по дороге в Иран нас стали подстерегать неожиданности. Например, такая. Олег добирался в Дубай с лавинным рюкзаком рейсом компании Emirates Airline, и никаких осложнений не возникло. Поясню: такой рюкзак - крайне важная в горах вещь. Он снабжен подушками безопасности и, соответственно, баллоном с газом, который при сходе лавины надувает подушки, а они уже, есть шанс, вынесут лыжника на верх снежного потока. Так вот, когда мы собирались лететь в Иран на самолете лоукостера Flydubai, рюкзак отказались принимать. Представители авиалинии не могли понять, что это такое, их смутило наличие давления внутри баллона. Рейс задержали. Для того, чтобы багаж взяли, пришлось схитрить: Олег сделал вид, что относит рюкзак в такси, но на самом деле положил его обратно в чемодан. Поэтому лучше всегда звонить в компанию заранее, если собираешься везти нестандартный багаж.

В Тегеране нас должно было ждать заказанное такси. Как только мы подошли к своему водителю, к нам подбежали другие таксисты и стали предлагать довезти за более низкую цену. Пока ехали в Дизин, получили от полиции сообщение о том, что дорога закрыта. Можно было остановиться и снять номер в отеле в ближайшем городе, но таксист предложил переночевать у него дома на отдельном этаже. Мы согласились. Это был наш первый опыт коммуникации с местными жителями. Общались, конечно же, по-английски. Международный язык знает маленький процент населения, но те, кто говорят, говорят хорошо. По приезде мы обнаружили, что в доме самый быстрый интернет в Иране. Еще там была спутниковая тарелка, ребенок таксиста смотрел американские мультики на английском. Гостеприимная семья, никаких проявлений избыточной религиозности. Здорово провели вечер, выложили фотографии в социальные сети, а с утра съели приготовленный для нас завтрак. Местная кухня – это, как правило, разновидности мяса, каши, бобов, овощей, также мед, джем, варенье и, конечно, чай. Иранская еда достаточно калорийная и очень вкусная.

На пути к иранским горнолыжным склонам
«Можно даже принять солнечные ванны, но без алкоголя»

Следующие четыре дня мы провели на горнолыжном курорте Дизин, расположенном к северу от Тегерана. Рядом национальная достопримечательность - величественная (5670 метров) гора Дамаванд. Номера в отеле забронировали заранее. Хотя вопрос можно было решить на месте: был занят всего один номер, не считая нашего. Мы жили на достаточно большой высоте – примерно 2 500 метров над уровнем моря. В зону катания поднимались на высоту 3 600 метров. Снег здесь достаточно плотный, и его всегда много, что дает Дизину значительные преимущества перед европейскими горнолыжными курортами. Сезон катания длится очень долго – с ноября по апрель.

Но в Иране нет большого разнообразия трасс, есть только несколько условных направлений. Важно понимать, что хочешь получить от поездки. Если тебе нравится неспешно кататься по зеленым или синим трассам, четко обозначенным флажками, а во второй половине дня пить пиво и лежать в апартаментах в джакузи, то, наверно, в Иран лучше не ехать. В последние годы в инфраструктуру страны не вкладывали новых инвестиций, люди живут скромно.

В Иран едет много опытных фрирайдеров, там есть гиды, которые могут показать лучшие для этого стиля катания направления. Лавинная служба не функционирует, вертолетов нет. Спасательная служба имеется, но наш гид советовал в экстренных случаях «звонить знакомому». Сноупарк в Дизине маленький, его строят на короткий промежуток времени специально для соревнований, которые проводит Red Bull. Работает горнолыжная школа, где тренируют взрослых и детей в основном 11-12 лет. Пологих и широких трасс не так много, но встать на лыжи или сноуборд, думаю, реально. Лыжников, кстати, в четыре раза больше, чем сноубордистов. На склоне можно посидеть на шезлонге и принять солнечные ванны, но без алкоголя. Он в стране под запретом. Кафе, как на европейских горнолыжных курортах, практически нет, только в одном продаются горячие блюда.

В Дизине много снега почти круглый год
«Это своеобразный "остров свободы"»

Горные лыжи в Иране – спорт для богатых. Хотя ски-пасс стоит примерно 20 долларов в день. Это дешево по сравнению с европейскими ценами. На склоне много чиновников с детьми, членов правительства. Встречали иностранцев, которые работают в Иране или просто приехали покататься, как мы.

В Дизине нет полиции, в кабинках подъемников написаны условные правила поведения на склоне, но их далеко не все соблюдают. Это своеобразный «остров свободы», куда приезжают отрываться. Как-то раз иранец, который сидел напротив меня в кабинке, достал виски, начал пить и потом протянул бутылку мне. Я спросил: «А так можно?» Он ответил, что всем все равно. После революции 1979 года люди в Иране формально живут по законам шариата. Но экономическая ситуация в стране, которая в последнее время ухудшается, заставляет властей давать некоторые послабления населению.

Вообще к иностранцам относятся с пониманием, потому что люди приехали посмотреть страну, потратить немало денег и потом будут делиться впечатлениями у себя на родине. Но лучше никого не провоцировать и соблюдать правила. Если парень и девушка не состоят в браке, то им не стоит публично проявлять друг к другу чувства. В Тегеране есть специальный женский вагон «Women only». В Дубае мы проехали пару раз в таком вагоне и могли быть оштрафованы на 30 долларов, но все обошлось. Решили больше не испытывать судьбу. В Иране единственная в нашей компании девушка проходила в платке все дни, этого требуют законы.

Единственная девушка в компании
«Там нужно торговаться везде»

Собирающимся в Иран необходимо знать еще одну важную особенность этой страны – там нужно торговаться везде. Если ты не торгуешься, на тебя могут смотреть косо. Получить большую скидку реально даже на автобусной остановке или в супермаркете. Иранцы имеют персидские корни, они насквозь видят человека и понимают, сколько он готов заплатить. Чтобы умело торговаться в Иране, нужно заранее познакомиться с местными.

В чужой стране к тебе могут относиться как к туристу или как к путешественнику. Это две разные вещи. Турист приезжает просто пофотографироваться, проставить все галочки - "я здесь был" - и уехать, потратив некоторое количество денег и дней отпуска. А путешественник отправляется в определенное место, много зная о нем и желая получить незабываемые впечатления.

После Дизина мы поехали в Тегеран, затем в Исфахан и Шираз. В этих городах жили в хостелах. В Исфахане у нас был местный гид. Девушка, с которой мы заранее связались через Facebook, провела экскурсию. Самые популярные социальные сети в Иране заблокированы, но люди ставят анонимайзеры и через них спокойно заходят в свои аккуанты. Так что с местными вполне реально связаться, они готовы и рады помочь иностранцам.
Рынок в одном из городов Ирана
Три совета тем, кто едет в Иран
Планируйте отпуск на большое количество дней. Страна очень интересная, разная: есть и ледники, и тропическая растительность, и Индийский океан, где можно купаться круглый год, и настоящие пустыни с барханами. Никуда не торопитесь. Делайте акцент на качестве отдыха. Если проезжаете какой-то населенный пункт, остановитесь там на пару дней. Особенности национальной культуры узнаешь от иранцев постепенно.

Обязательно заранее познакомьтесь с местными. Так вы сможете сэкономить деньги, не заплатив за гида и, вполне возможно, за жилье. Люди в Иране очень добродушные, они все расскажут и покажут, помогут разобраться с языком и цифрами.

Не думайте, что это действительно строгая религиозная страна.