В Музее Москвы проходит выставка, подробно описывающая путь, который прошёл образ типичной жительницы советской столицы с 1920-ых по 1930-е года. Организаторы предлагают взглянуть на эти изменения через призму произведений, созданных в то время.
Первая половина 20 века – время стремительных перемен. Их центр – Москва: именно её жители смогли прочувствовать социальные изменения максимально остро. Символом этих изменений стала женщина – новая советская женщина, примерившая на себя всевозможные социальные роли: от жены и матери до политика. Музей Москвы предлагает подробно изучить путь, который прошла советская жительница столицы, и сделать это, изучив произведения искусства, героиней которых стала новая женщина. В число экспонатов вошли не только картины, но и плакаты, скульптуры, монументальное панно и прочее. Ознакомиться с выставкой “Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х” посетители смогут до 25 августа 2024.
Открывает выставку экран, демонстрирующий хронологию исторических событий, погружающий посетителя в исторический контекст, помогая проследить дальнейшие отображённые на выставке социальные изменения, которые написаны уже краской на полотне, а не шрифтом на экране.
Организаторы разделили выставку на девять секций - этапов развития образа советской женщины: “Женщина и революция”, “Героиня НЭПА”, “Жизнь работницы”, “Художница и муза”, “Превращение в памятник”, “Ударница”, “Жить стало лучше”, “Жёны инженеров” и “За кулисой”. Каждая секция пестрит работами различных авторов и подписями к ним, позволяющим понять место того или иного произведения искусства в действительности того времени. Среди творцов - Казимир Малевич, Александр Дейнеки, Екатерина Зерновая, Надежда Кашина, Константин Юон, Петр Кончаловский и другие.
Отдельные небольшие помещения посвящены определённым женщинам, ставшим знаковыми фигурами в искусстве первой половины 20 века. Среди них выдающийся скульптор Вера Мухина, актриса Любовь Орлова и сестра знаменитого поэта Людмила Маяковская. Этим женщинам на выставке отведены специальные камерные пространства, наполненные уютом советской Москвы, элементами быта, позволяющим зрителю проникнуть в их жилища, взглянуть на столицу глазами героинь.
За два десятилетия советская женщина успела спуститься под землю, чтобы проложить тоннель, а затем, надев пальто и шляпку, прогуляться по улицам столицы с цветами в руках. Между этими занятиями она также успела побыть и революционеркой, и рабочей, и актрисой, и женой трудолюбивого инженера. Необходимо немало концентрации и усилий, чтобы уследить за движением красного платка на голову – неизменного атрибута советской женщины.