ФОРМА в «Правде»


ФОРМА в «Правде»
Пятый ежегодный фестиваль современного искусства ФОРМА прошел в Центре городской культуры «Правда» 16 июля
Автор:
Софья Александрова
Никаких правил. Художники сами решают, как расположить свои работы, саундтреком выставки становится музыкальная импровизация за стенкой, перформансы проходят прямо на улице, упорядочивая броуновское движение толпы, сцены притягивают поклонников гитарной и электронной музыки, освежая в жаркий день и перегревая в прохладный вечер.
Территория бывшего издательского, а ныне культурного центра «Правда» стала территорией тотального искусства: гитарная и электронная сцены, выставка, два маркета (причем один из них — проект художницы Кати Гаркушко «Извините, но это еще не все!», где художники обмениваются работами, а все желающие могут их приобрести). Перемещаясь в пространстве фестиваля, люди вслух задаются вопросом: превалирует ли форма над содержанием? А еще пытаются заговорить с главными действующими лицами перформансов, не всегда с легкостью переходя на язык жестов.
Все пространство заполнено искусством: перемещается по территории Настя Белова с перформансом «Вытягивая за волосы», стены — холсты для граффити-райтеров Вовы Nootk, Миши Most и Славы ПТРК, со входа помогает задаться вопросом «кто я?» и, возможно, найти на него ответ Роза По с перформансом «Быть!». Прямо на улице в рамках акции-инсталляции «Цветы» Олега Кулика спускаются на касках-парашютах человечки, сделанные всеми желающими.

«Цветы» — антивоенная инсталляция. Военные каски изнутри выкрашены в розовый цвет — цветовой и смысловой контраст с военным зеленым хаки.
Слева направо:
1. Слава ПТРК 2. Миша Most 3. Вова Nootk
Небольшая по размеру выставка, где каждому объекту удается уделить должное внимание, — пожалуй, главное сосредоточение смыслов. Попытки визуализировать эмоции, взгляды, истории, показать тенденции развития современного мира и современного человека — так можно описать выставку в наиболее близком современному читателю формате.
Спокойствие, умиротворенность, задумчивость разлились повсюду, не затронув, пожалуй, только музыкальные зоны. Не мудрено: гитарная сцена — известный клуб Volta, где на этот раз нет разделения на «вип-» и «фан-». Перемещение свободное, разве что на сцену к музыкантам нельзя. Гитарные риффы слышно даже рядом с клубом. Электронная же сцена расположилась гораздо дальше, чтобы каждый мог погрузиться в любимую музыку без помех. Фанаты электроники подходят ближе к вечеру — на всю ночь они смогут погрузиться в полумистическое состояние под эмбиент, эйсид и техно.

На гитарной сцене поют в основном девушки. Сложно сказать, почему так вышло, но стереотип о парнях-рокерах (впрочем, и так довольно шаткий) получил яркое и звонкое опровержение. Гитарная сцена оказалась богаче не только на девчонок, но и на синтезы — от рок-н-ролльной природы с ее любовью к джем-сессиям никуда не деться. Выдающимся тут стал сет мужской команды Sonic Death, одной из самых узнаваемых российских андеграундных групп. Они не только сыграли песню с еще одной группой-участницей «пасош», но и стали соучастниками перформанса «5/2» Курса Муравицкого, кульминация которого развернулась под песню «Горькие слезы» (вживую Sonic Death звучат гораздо жестче и сочнее, чем на записях).
"5/2"
Перформанс Курса Муравицкого
Рабочая неделя. Для одних — офисная рутина, бумажная волокита, хождение по кругу, для других — тяжелый труд, который не хочет замечать общество. Медленно, но верно мы всегда движемся в сторону двух дней жизни, ради которых влачим свое существование остальные пять. Наконец они приходят — выходные. Но счастье не может продолжаться вечно, и все возвращается на круги своя.
В рамках фестиваля был показан еще один перформанс — «Круг» Юлии Гольдман и Татьяны Люберецкой. Круг — идеальная геометрическая форма, идеальная незаметная ловушка суетности быта. Неизвестно, где же граница, конец, предел окружающей рутины.
Таким «Журналист.Online» увидел, услышал и почувствовал фестиваль ФОРМА в этом году. Опустошающее переполнение или переполняющее опустошение — в итоге осталось какое-то подобное ощущение. Телесные силы вытеснены новыми знаниями. Хочется еще, но не сейчас. Через год — в самый раз. За год можно будет вновь стать полотном, которое ФОРМА наполнит содержанием.