Поэзия московских закоулков

Предыдущая статья Следующая статья

Поэт-студент из Литинститута рассказал, зачем современному обществу нужен «Жемчужный век»
©Алёна Филина

В Москве существует много поэтических союзов, где любой желающий может прочесть собственные стихотворения, пообщаться с единомышленниками, послушать талантливых и необычных людей. Такие творческие площадки есть не только на городском уровне (поэтические объединения «Игры в бисер» или «#птицапоэта»), но и на студенческом («Поэтический клуб МГУ» или «Чтение у экрана» студентов МЭИ). Среди подобных объединений особняком стоит творческая организация «Жемчужный век». Ее создатель и главный постоянный участник – студент Литинститута Антон Кобец.

Текст: Борис Поженин

- Антон, когда вы начали писать стихи?

- В 12 лет. В своем родном городе, в подмосковной Шатуре, я стал писать стихи для собственных выступлений – хотел прославиться. После первого выступления сразу попал на международный конкурс, выиграл и стал очень известен в городе.

- Способствовала ли учеба в институте творческому развитию?

- Сложно сказать. Выбор учебного заведения не был «выбором»: я сразу знал, что пойду в Литинститут, и родители ничуть не сомневались в этом и не препятствовали мне. Драматических историй из разряда «я сбежал с тремя рублями в Москву» у меня нет, все было запланировано. Сама учеба не влияет на стихи.

  У Пикассо нет женщины - есть образ. Окутанный печалью вековой, Она давно сама себе конвой. Сама в себе она рождала Фобос.

- «Жемчужный век» – творческая организация, двери которой открыты для начинающих поэтов, художников и музыкантов. Как все начиналось?

- В десятом классе я сочинил стихотворение «Жемчужный век» – максималистский, наивный, какой только и может написать подросток в 16 лет. Так появилось название объединения, которое мы основали в Москве с моей подругой Алёной Филиной, с которой дружим 12 лет. Казалось, что жемчужный – это чрезвычайно возвышенно, хотя сейчас я бы так организацию не назвал. Тем не менее «Жемчужный век» звучит дерзко по отношению к сегодняшнему обществу, чересчур занятому бетоном и пластиком. Жемчуг – это вода, обновление, отказ от металла.

Поначалу наша организация вызывала умиление у взрослых и зависть у одухотворенных сверстников. Я создал «Жемчужный век» вместе с двумя интересными творческими личностями – парнем и девушкой. «ЖВ» (сокращенное название организации) собирался в крошечном местечке под названием «Сталин», что не могло не вызвать у меня иронию: Иосиф Виссарионович погубил Серебряный век и «создал» Жемчужный. Из студентов Литинститута в составе нашего общества не было никого, кроме некоторых моих друзей. Я, как создатель и названия, и концепции, был очень демократичен, а мои коллеги стали чересчур активными. Вскоре начались разногласия и с юношей, и с девушкой-основательницей, так как она хотела устраивать вечера «ЖВ» чуть ли не по 2 раза в неделю. Даже самые плодовитые поэты из нас не справлялись с подобной нагрузкой и попросту не успевали писать новое. Однажды мы с подругой сидели в кафе и просто не пошли на очередной вечер. Это вызвало жуткий скандал. Кроме того, на одном из мероприятий, где я должен был читать стихи, меня не назвали в числе организаторов «Жемчужного века». Это было как удар под дых, словно меня обворовали.

Так в 2014 году закончился первый период «ЖВ», и год наш проект пребывал в застое. Я никуда не ходил, зато научился лучше писать. Это и был тот революционный момент.

©Алёна Филина

Для меня то время стало «копанием колодца», из которого я теперь черпаю зачарованные воды. И осенью 2015 года я вернулся в тусовку, стал ходить по свободным микрофонам, попал на площадку «#птицапоэта». Возвращение дало мне понять, что я вошел в современную поэзию легкой походкой. Мне даже неловко, когда меня называют криком поколения – статус ВКонтакте такой, но он прижился. В апреле 2016 года был возрожден «Жемчужный век».

- И в чем проявляются черты обновления?

- Раньше состав участников был немного иной. Сейчас пришли художники, музыканты. Осталась коллега, с которой мы совершили «бунт», пропустив тот вечер, и, конечно, Алёна Филина. На первом этапе нас было немного, сейчас – все больше и больше. Я всегда задумывался над костяком, который был бы постоянной фишкой вечеров, но это очень сложно… Сначала планировал «ЖВ» как компанию друзей – пиратскую команду. Но мы вышли за эти рамки.

Многих «Жемчужный век» вдохновляет, заставляет творить, выводит из депрессии. Осенью мне девушка-художница подарила картину с благодарностью за то, что наши вечера вывели ее из творческого ступора, и это было величайшей похвалой для меня как организатора.

- А у вас подобные ступоры случаются?

- Да, бывают моменты, когда я думаю, что ничего из себя как поэт не представляю. Бывали периоды, когда я считал, что читаю стихи хуже всех. И я, как «страшная подружка» из фильмов, ходил на вечера с одним парнем, которого считал лучше по дикции, внешности. Но он боялся выступать после сильных чтецов, а мне было неважно. В итоге меня начали замечать, понемногу хвалить, а он прекратил посещать эти встречи.

Трамвай Желание в никуда, Лишь пол-лица в бледном свете ламп. Дрожат от тяжести провода, Я выбрал смерть и, возможно, ямб.

- В январе 2017 года у вас был первый творческий вечер в Москве. Как удобнее и интереснее выступать – одному или в команде?

- Это две разные сферы, ведь на вечерах «Жемчужного века» я прежде всего ведущий и организатор. Я выступаю зачастую как рекламная пауза, «затыкаю» дыру во времени. Я понимаю, что некоторые люди ходят к нам только потому, что им важнее выступить. Да и популярность им нужнее. Мне хайп не нужен, я считаю себя уже более-менее состоявшимся поэтом. Мне очень нравится выступать, но все-таки больше я люблю сочинять стихи. У меня на сцене есть своя манера, и я делал ее сам, упорными трудами оттачивал подачу и произношение.

- В начале июля «ЖВ» выступал в Питере. Как все прошло?

- Просто замечательно. Участвовал и основной состав, и несколько новичков. Все выступали долго, и я сам читал много стихов. Зрителей было около 30 человек, и зал был подобран как раз под такое количество.

- Является ли разросшийся нынешний «Жемчужный век» все таким же пристанищем для молодых поэтов, которые смогут впоследствии стать чем-то большим, чем просто посетителями «свободных микрофонов»?

- Цель «Жемчужного века» – призвать участвовать в организации как можно больше людей, чтобы из каждой сферы – поэзии, музыки и рисования – вышло по одному достойному артисту. Совместными усилиями поэтов, художников и музыкантов мы будем создавать лучших. Я полностью открыт для любого контакта.

©Алёна Филина

- Как научиться писать стихи? Как в свое время научились вы сами?

- Я никогда не считал себя гением. Если талант есть, то необходимо работать. Я всегда «на ногах». Вот что в первую очередь нужно молодому литератору – ноги, чтобы самому ходить на огромное количество конкурсов и выступлений. Мне не была близка позиция непризнанного поэтического пророка, пишущего в стол и не двигающегося с места. Я очень много пишу и выступаю. То мнение, что ты можешь написать один стих в месяц, но бриллиант, – бредятина, потому что ты можешь написать и хлам.

Еще очень важно создать свой образ. Помню, в самом начале я начал строить из себя восторженного мальчика – и вдруг написал очень пошлую вещь, «мои стихи как метрочтиво». Это был резкий отход от школьных идеалов. Необходимо было перерубить эту верхушку айсберга наивности одним махом, резко перейти от жемчуга к пошлости.

  Мои стихи лишь метрочтиво, Там неумело, но правдиво, Показана моя душа... 

Не ждите вдохновения, а старайтесь писать систематически. Нельзя прикрывать лень наличием некоей творческой личности. Я иногда ни с того ни с сего начинал писать в метро, потому что мне не нужна была обязательно тишина. Сейчас так уже нельзя, потому что пишу большие вещи, а они требуют большего усилия. Труд – единственное, что сделает тебя достойным публичного успеха.  

19.03.2020
Девушки в боксе
Корреспондент "Журналиста Online" поговорил с девушками в боксерских перчатках
10.11.2020
Япония на снимках
"Журналист Online" побывал на фотовыставке, посвященной Японии
09.12.2021
Как отмечают Новый год в разных странах?
От «Иронии судьбы» и салата оливье до грузинских застольных песен
08.02.2023
Наномир ближе, чем ты думаешь
Что вы слышали о нанотехнологиях и наноматериалах?