Путь к селфи лежит через дагерротип

Предыдущая статья Следующая статья

Руководитель Фотоклуба МГУ Роман Бармин — о фотоаппарате Kodak, дронах и успехах Instagram
©Павел Оглоблин
Руководитель Фотоклуба МГУ Роман Бармин рассказал о прошлом, настоящем и будущем «дочки» живописи. Текст: Анна Иванова

Kodak сделал фотографию общедоступной?

Фотографии в привычном понимании не более 200 лет, достаточно короткий путь для искусства, особенно для «дочки» живописи. Однако это целая эпоха с точки зрения развития технологии, процесса работы с памятью. Вспомните введенные французским философом Роланом Бартом понятия «studium» (культурная интерпретация) и «punctum» («укол» на уровне эмоций) и поймете – фотография не может существовать только в терминах техники или только в терминах изобразительных искусств, именно их дуализм определяет фотографию.

От первых дагерротипов XIX века до каждодневных селфи – так шло совершенствование фотографии. Основные принципы и вехи этого процесса присутствуют в нашей жизни и сейчас.

Начиналось все с простого: фотография рассматривалась как документ. Первоочередная задача снимков – «фото на паспорт». Пленочные архивы бабушек и дедушек – результат революции Джорджа Истмена, создателя фирмы Kodak, сделавшего фотографию общедоступной.  На протяжении 74 лет бессменной оставалась Kodachrome – торговая марка цветных фотоматериалов. Позднее появились агентства, чьей специализацией стало готовить репортажи – фотофиксация событий. Работы сотрудников престижного международного агентства Magnum Photos, с конца 1940-х годов объединяющего выдающихся фотомастеров-профессионалов, наконец были признаны искусством.

Было бы замечательно, если бы каждый, кто берет в руки камеру, осознавал тот путь, что был пройден ради этого момента.

Что можно сказать о фотографах?

Для них единой классификации не придумано. Для себя я определяю фотографов так: для одних фотодело – ремесло, для других – искусство, для третьих – призвание. Это определяется отношением самого человека к своему труду и его отдачей. Чем автор делится со зрителем: своим временем или своим впечатлением?

©Роман Бармин

Почему сейчас эта профессия стала модной? 

Скорее она стала доступной: для готовой фотографии достаточно щелчка в смартфоне, мало кто интересуется сложностями процесса, например, проявкой пленки. Однако здесь уместно вспомнить слоган Kodak из прошлого столетия: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем за вас все остальное». Пожалуй, фотография сейчас – самый массовый способ поделиться своими взглядами: не требуется ничего кроме «решающего» момента и грамотного «щелчка».

Как заработать фотографией?

Рецепт довольно прост: быть честным с самим собой. Это предполагает, что следует быть честным по отношению к событиям или объектам съемки и честным по отношению к тем, для кого эти кадры предназначены, к зрителю. Думаю, в любой профессии востребованы те, кто заинтересован в своем деле, буквально «дышит» им.

Как различается работа фотографа в разных странах? 

Если говорить о Европе, могу сказать, что фотография за рубежом, как и искусство в целом, изначально коммерчески ориентирована, индивидуальна. Напротив, в России долгое время царило коллективное мышление. К сожалению, мы еще только учимся ценить интеллектуальный труд, не готовы признать, что идея принадлежит создателю, а не обществу в целом.

Какие тренды проявляются в современной фотографии?

Успехи Instagram и мобильной фотографии, появление беззеркальных камер... Фотография становится настолько доступной, что многим камера будет вообще не нужна: в создании объективов для новых моделей смартфонов Huawei участвует легендарная немецкая компания Leica, а про двойную камеру в последнем iPhone и рассказывать не приходится.

Сейчас каждый из нас фотограф – качественный кадр может сделать любой. Но задача и востребованность работы профи прежняя – стабильно высокий уровень мастерства.

©Роман Бармин

Как влияют технологии на фотографию? Я правильно понимаю, что, например, появились дроны – появилась возможность снять кадр «с высоты птичьего полета»?

Дроны — интересная тема для разговора, но пока не берусь рассуждать о них: спорно, как мы будем относиться к беспилотному будущему. Возможность снять кадр с высоты птичьего полета появилась в начале прошлого века благодаря Александру Родченко, его новаторской идее «видеть со всех точек и при всяком освещении».

Приведу более удачный и, на мой взгляд, более этичный, чем дроны, пример: существуют камеры, где фокус способен меняться уже в готовой фотографии. Почему нет?

А любительские снимки влияют на работу профессиональных фотографов?

Зависит от контекста. Если вы имеете в виду: вдохновляют ли любительские кадры профи, то думаю, что нет.

Однако в последние годы в глянце проявилась тенденция «наивных» фото, снятых, например, на Polaroid или смартфон. Мне кажется, что таким образом была обыграна массовость фотографии, ее вседоступность.

Мы уже давно не делим искусство на массовое и элитарное, как принято в школьных учебниках.

Что будет с фотографией и профессией в будущем?

Свежие проекты Школы Родченко и Центра МАРС подсказывают, что будущее за технологиями и мультимедиа. Как соотносить происходящее с фотографией – вопрос времени.

Какие правила этики действуют в работе фотографа?

Нужно быть сознательным гражданином. В мире, где камеры повсюду, нужно помнить: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Как Вы относитесь к снимкам «за минуту до смерти»? Иногда такие кадры попадают в СМИ. Они вызывают эмоции, но кафедра фотожурналистики считает, что неправильно такое снимать.

Согласен с кафедрой фотожурналистики: это элементарные табу человеческой этики. Визуальный опыт созерцания смерти — тоже опыт, однако делиться им уж точно не советую.

Этично ли обрабатывать фотографии для фотоконкурсов, обложек СМИ?

Каждый решает для себя сам: обрабатывать кадры или нет. Существует пропасть между «исправить незначительную деталь» и «добавить то, чего не было». За историю проведения, например, всероссийского фотоконкурса Best оf Russia было немало случаев, когда работы снимались с конкурса, а авторы дисквалифицировались за критическое искажение снимка.

С какими проблемами сталкиваются начинающие фотографы?

Фотография, как искусство в целом, – история о визуальном опыте встречи с прекрасным. Нужно регулярно посещать выставки, изучать авторские проекты и фотоальбомы, вглядываться и учиться, учиться, учиться. Истина кроется в мелочах.

Без знания того, что было сделано до тебя, можно получить отличный кадр. Но чаще всего, он уже был сделан задолго «до». К сожалению, «невежество чаще рождает уверенность, нежели знание».

Где можно усовершенствовать свое мастерство?

С каждой новой работой фотографии должны становиться лучше и осознаннее, самообучением достигается львиная доля мастерства фотографа. А за вдохновением и советами старших по цеху ждем в Фотоклубе МГУ.

17.04.2024
День карьеры в МГУ
Открытие традиционного Дня карьеры МГУ состоялось 10 апреля в главном здании Московского университета
11.02.2024
Молодежные СМИ идут на опережение
Панельная дискуссия о перспективах развития молодежных СМИ и современных тенденциях в медиаобразовании прошла на ВДНХ
20.08.2023
Виртуальная экскурсия в Зоомузей
Благодаря экрану и технологиям дополненной реальности все желающие могут посетить Зоомузей МГУ имени М.В. Ломоносова
20.08.2023
"Это топ-левел современных научных разработок"
Профессор Сергей Кулик рассказал о развитии квантовых технологий в Московском университете