Путь к селфи лежит через дагерротип

Предыдущая статья Следующая статья

Руководитель Фотоклуба МГУ Роман Бармин — о фотоаппарате Kodak, дронах и успехах Instagram
©Павел Оглоблин
Руководитель Фотоклуба МГУ Роман Бармин рассказал о прошлом, настоящем и будущем «дочки» живописи. Текст: Анна Иванова

Kodak сделал фотографию общедоступной?

Фотографии в привычном понимании не более 200 лет, достаточно короткий путь для искусства, особенно для «дочки» живописи. Однако это целая эпоха с точки зрения развития технологии, процесса работы с памятью. Вспомните введенные французским философом Роланом Бартом понятия «studium» (культурная интерпретация) и «punctum» («укол» на уровне эмоций) и поймете – фотография не может существовать только в терминах техники или только в терминах изобразительных искусств, именно их дуализм определяет фотографию.

От первых дагерротипов XIX века до каждодневных селфи – так шло совершенствование фотографии. Основные принципы и вехи этого процесса присутствуют в нашей жизни и сейчас.

Начиналось все с простого: фотография рассматривалась как документ. Первоочередная задача снимков – «фото на паспорт». Пленочные архивы бабушек и дедушек – результат революции Джорджа Истмена, создателя фирмы Kodak, сделавшего фотографию общедоступной.  На протяжении 74 лет бессменной оставалась Kodachrome – торговая марка цветных фотоматериалов. Позднее появились агентства, чьей специализацией стало готовить репортажи – фотофиксация событий. Работы сотрудников престижного международного агентства Magnum Photos, с конца 1940-х годов объединяющего выдающихся фотомастеров-профессионалов, наконец были признаны искусством.

Было бы замечательно, если бы каждый, кто берет в руки камеру, осознавал тот путь, что был пройден ради этого момента.

Что можно сказать о фотографах?

Для них единой классификации не придумано. Для себя я определяю фотографов так: для одних фотодело – ремесло, для других – искусство, для третьих – призвание. Это определяется отношением самого человека к своему труду и его отдачей. Чем автор делится со зрителем: своим временем или своим впечатлением?

©Роман Бармин

Почему сейчас эта профессия стала модной? 

Скорее она стала доступной: для готовой фотографии достаточно щелчка в смартфоне, мало кто интересуется сложностями процесса, например, проявкой пленки. Однако здесь уместно вспомнить слоган Kodak из прошлого столетия: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем за вас все остальное». Пожалуй, фотография сейчас – самый массовый способ поделиться своими взглядами: не требуется ничего кроме «решающего» момента и грамотного «щелчка».

Как заработать фотографией?

Рецепт довольно прост: быть честным с самим собой. Это предполагает, что следует быть честным по отношению к событиям или объектам съемки и честным по отношению к тем, для кого эти кадры предназначены, к зрителю. Думаю, в любой профессии востребованы те, кто заинтересован в своем деле, буквально «дышит» им.

Как различается работа фотографа в разных странах? 

Если говорить о Европе, могу сказать, что фотография за рубежом, как и искусство в целом, изначально коммерчески ориентирована, индивидуальна. Напротив, в России долгое время царило коллективное мышление. К сожалению, мы еще только учимся ценить интеллектуальный труд, не готовы признать, что идея принадлежит создателю, а не обществу в целом.

Какие тренды проявляются в современной фотографии?

Успехи Instagram и мобильной фотографии, появление беззеркальных камер... Фотография становится настолько доступной, что многим камера будет вообще не нужна: в создании объективов для новых моделей смартфонов Huawei участвует легендарная немецкая компания Leica, а про двойную камеру в последнем iPhone и рассказывать не приходится.

Сейчас каждый из нас фотограф – качественный кадр может сделать любой. Но задача и востребованность работы профи прежняя – стабильно высокий уровень мастерства.

©Роман Бармин

Как влияют технологии на фотографию? Я правильно понимаю, что, например, появились дроны – появилась возможность снять кадр «с высоты птичьего полета»?

Дроны — интересная тема для разговора, но пока не берусь рассуждать о них: спорно, как мы будем относиться к беспилотному будущему. Возможность снять кадр с высоты птичьего полета появилась в начале прошлого века благодаря Александру Родченко, его новаторской идее «видеть со всех точек и при всяком освещении».

Приведу более удачный и, на мой взгляд, более этичный, чем дроны, пример: существуют камеры, где фокус способен меняться уже в готовой фотографии. Почему нет?

А любительские снимки влияют на работу профессиональных фотографов?

Зависит от контекста. Если вы имеете в виду: вдохновляют ли любительские кадры профи, то думаю, что нет.

Однако в последние годы в глянце проявилась тенденция «наивных» фото, снятых, например, на Polaroid или смартфон. Мне кажется, что таким образом была обыграна массовость фотографии, ее вседоступность.

Мы уже давно не делим искусство на массовое и элитарное, как принято в школьных учебниках.

Что будет с фотографией и профессией в будущем?

Свежие проекты Школы Родченко и Центра МАРС подсказывают, что будущее за технологиями и мультимедиа. Как соотносить происходящее с фотографией – вопрос времени.

Какие правила этики действуют в работе фотографа?

Нужно быть сознательным гражданином. В мире, где камеры повсюду, нужно помнить: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Как Вы относитесь к снимкам «за минуту до смерти»? Иногда такие кадры попадают в СМИ. Они вызывают эмоции, но кафедра фотожурналистики считает, что неправильно такое снимать.

Согласен с кафедрой фотожурналистики: это элементарные табу человеческой этики. Визуальный опыт созерцания смерти — тоже опыт, однако делиться им уж точно не советую.

Этично ли обрабатывать фотографии для фотоконкурсов, обложек СМИ?

Каждый решает для себя сам: обрабатывать кадры или нет. Существует пропасть между «исправить незначительную деталь» и «добавить то, чего не было». За историю проведения, например, всероссийского фотоконкурса Best оf Russia было немало случаев, когда работы снимались с конкурса, а авторы дисквалифицировались за критическое искажение снимка.

С какими проблемами сталкиваются начинающие фотографы?

Фотография, как искусство в целом, – история о визуальном опыте встречи с прекрасным. Нужно регулярно посещать выставки, изучать авторские проекты и фотоальбомы, вглядываться и учиться, учиться, учиться. Истина кроется в мелочах.

Без знания того, что было сделано до тебя, можно получить отличный кадр. Но чаще всего, он уже был сделан задолго «до». К сожалению, «невежество чаще рождает уверенность, нежели знание».

Где можно усовершенствовать свое мастерство?

С каждой новой работой фотографии должны становиться лучше и осознаннее, самообучением достигается львиная доля мастерства фотографа. А за вдохновением и советами старших по цеху ждем в Фотоклубе МГУ.

18.04.2022
«Первый Оскар» на российских экранах
Посвящается фронтовым операторам времен Великой Отечественной войны
10.07.2023
Москва на парадных плакатах
Во дворе Музея Москвы выставлена экспозиция столичных плакатов прошлого столетия
22.09.2022
«Есть одна нация – человек»
Представители разных народов России установили рекорд благодаря совместному танцу
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой