Чехов не обидится

Предыдущая статья Следующая статья

«Журналист Online» – о творческом эксперименте Московского театра юного зрителя

Текст: Елена Кузяева и Татьяна Стекольникова

Постановка «Дядя Ваня» Юрия Бутусова по пьесе А.П.Чехова, которая идет на сцене МТЮЗа, – не тот спектакль, который оставляет равнодушным. Ценителям современного искусства он покажется гениальным, консерваторы посчитают его слишком концептуальным и абсурдным. Но не найдется человека, который сразу же его забудет.

©Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры"

Сначала зрителя удивляют декорации – шесть нарисованных на белом фоне дверей, из которых позже по ходу пьесы появятся Соня, дядя Ваня, Серебряков, его жена, Телегин; одинокий стул; ведро, перевернутое вверх дном; раковина. Обстановка сама по себе напоминает больничный коридор или коридор коммунальной квартиры. Никакой чеховской гостиной, столовой или сада с аллеей.

Затем зрителя приводят в замешательство сами герои. На первый взгляд, в них тоже мало что осталось от Чехова. Неуклюжий дядя Ваня, в костюме и шляпе, как будто испачканных мукой, постоянно совершающий непонятные движения, кричащий и топающий ногами. Соня в платье в горошек, с белым лицом, изображающая курицу-наседку. Елена Андреевна в вечерних платьях и на высоких каблуках. Телегин, забирающийся на стены и ползающий по полу.

Эти непонятные герои совершают много неясных и странных действий. Профессор зачем-то проносит по сцене самовар. Соня, держа топор, говорит о милосердии... В конце пьесы этот топор «выстрелил», как знаменитое чеховское ружье: героиня разрушила стены топором, чтобы ничего не осталось, чтобы все ушло вместе со старым домом. Этот долгожданный взрыв эмоций дал возможность выйти наружу всеобщему напряжению.  «Мы отдохнем», – уверенно повторяет Соня, – «мы увидим все небо в алмазах». Несмотря на тяжесть жизни, герои живы надеждой.

А в финале все действующие лица предстают перед нами в современной одежде, олицетворяя связь времен.  Нетрудно понять: вопросы, которые поставил в пьесе Чехов, обращены и к нам, сегодняшним. И главный из них, пожалуй: «Что нас ждет?».

© Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры"
© Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры"
© Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры"
© Фото предоставлено организаторами Фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры"

Игра актеров непривычна. Каждый персонаж кричит, надрывается, словно находится на грани истерики. Это передается в зал, зритель ощущает на себе напряжение между героями и сам становится частью этого мира.

Все произнесенные фразы переходят в эхо. Окончания слов героев растворяются в какой-то неизвестности, будто не все сказано, будто речь не может полностью выразить всего, что происходит в душе каждого.

На протяжении почти всего спектакля присутствует музыкальное сопровождение. Даже диалоги героев, подчас очень интимные, идут под музыку. Мелодия то четкая, резкая, громкая, то совершенно спокойная, мягкая и плавная. Привлекают внимание и шумовые эффекты, придающие всей картине еще большую напряженность.

Спектакль психологически тяжелый, но посмотреть его стоит. Очень специфичное представление, в то же время достойная игра актеров позволила раскрыть образы героев  ярко и правдиво. А это если не меняет мировоззрение зрителя то, по крайней мере, заставляет его задуматься о проблемах, которые ставит перед каждым из нас сама жизнь.

Зрителю, не читавшему пьесу Чехова, трудно понять спектакль. Зрителю, читавшему пьесу Чехова, понять спектакль тоже трудно. Зрителю вообще сначала трудно понять, что там происходит. Потому что «Дядя Ваня» Юрия Бутусова – совершенно новое прочтение классики. Чтобы изменить Чехова до неузнаваемости, но в то же время передать всю его суть, нужно иметь большой опыт и быть невероятно талантливым человеком. Юрий Бутусов в одном месте собрал чеховских героев – людей, не слышащих друг друга, одиноких и неуверенных в себе, добавил сумасшествия, абсурда, и получилась хотя и спорная, но современная вещь, цепляющая за душу.

04.03.2024
Музыкальный вечер в МГУ
Танцевальному коллективу "Силуэт" исполнилось 10 лет
25.01.2022
Не только Татьянин день
Празднование дня студента: огонек, гала-концерт и медовуха от ректора
24.04.2024
Истории про Алису Селезнёву для зумеров
18 апреля в прокат вышел фильм по мотивам фантастической повести Кира Булычёва – "Сто лет тому вперед"
20.08.2023
Нужно ли сохранять языки?
Директор института языкознания РАН Андрей Кибрик рассказал о ценности и индивидуальности языков