26 апреля на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках творческой мастерской «Здесь рождаются необычные истории» состоялась встреча с Андреем Золотаревым, сценаристом, работавшим над фильмами «Словом пацана», «Триггером», «13 клинической», «Льдом», «Льдом 2», «Вне себя», «Вторжением».
Киноиндустрия – одна из самых привлекательных сфер для тех, кто мечтает создавать свои истории и следить за их воплощением на экране. Андрей Золотарев рассказал будущим сценаристам и всем желающим стать частью мира кино, как начать свой путь. «Сценаристу нужно много писать, в идеале попасть в авторскую группу. У режиссера задача чуть сложнее: все то же самое, только еще надо найти сценариста. Можно попробовать снять свой собственный короткий метр, хоть на iPhone. Думаю, хорошие режиссеры выходят из тех, кто проработал в другой профессии. Быть актером – это призвание. Если вы талантливый сценарист и достаточно социально активный, то скорее всего у вас все будет хорошо. А вот если вы актер, то все сложнее гораздо. В 95% случаев ты будешь просто голодать. Судьба актеров часто печальна, но это лучшая работа в мире», – считает Золотарев.
Обладатель «Золотого орла» за сценарий фильма «Лед» дал несколько советов, как создать сценарий, который точно возьмут в работу. По мнению эксперта, нужно грамотно написать сценарную заявку, она должна включать начало, середину, конец. Также в ней стоит описать развития сюжета и детально раскрыть каждого персонажа и обстоятельства, в которых они будут действовать. Золотарев убежден, что архетипы очень быстро превращаются в реальных людей, когда сценарист настолько погружается в характер своего персонажа, что без труда может представить его реакцию на любое событие. Рекомендуемый объем заявки – не более трех страниц.
Еще один важный момент при создании сценария – заранее наметить финал: «Интересно или неинтересно – мой простой критерий. Если вы не знаете финал, браться за историю не стоит вообще. Но если знаете, то вы вольны его менять. В "Слове пацана" эта бедная Айгуль и погибала, и не погибала. Что только с ней не было». По мнению эксперта, «идея без написанного текста — это ноль», поэтому очень важно не просто придумать сюжет в голове, но и придать письменную форму.
Не менее интересный процесс при создании сценария – поиск информации. «Это ровно так же, как и журналистика. Ты просто дольше погружаешься. "Слово пацана" мы писали три года, из них год или полтора был просто поиск. И источники у нас были самые разные, как со стороны бандитов, так и со стороны милиционеров бывших, человек 20».
На встрече Золотарев также рассказал, что сценарист не находится на съемочной площадке каждый день. Эксперт обычно приезжает на съемки в свободное время, чтобы понаблюдать за процессом, а также пообщаться с актерами. «Переносом» сценария на площадку занимается креативный продюсер, он внимательно следит, чтобы первоначальный смысл не был потерян.
В финале Золотарев поделился, что работа профессионального сценариста сегодня достаточно высоко оплачивается на рынке. По данным эксперта, одна серия сериала может стоить от 300 тыс. рублей до 2 миллионов.
Секрет успеха – продуманный сюжет и персонажи, долгий поиск информации, команда профессионалов, которая может воплотить идеи сценариста в жизнь, и, конечно, любовь зрителя. «Кино выстраивается по своим законам. Важно завлечь зрителя, погрузить его в этот мир, и тогда он вам будет готов простить все», - подчеркивает Андрей Золотарев.