Многообразие виртуальности

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспонденты «Журналиста Online» посетили на Фестивале NAUKA 0+ лекции о виртуальной реальности

Текст: Жанеля Жарасова, Екатерина Закарьян

Виртуальная реальность уже давно не является чем-то недостижимым и заоблачным, однако мало кто знает, как эти новые технологии работают и какое влияние оказывают на человека. ​

©https://pixabay.com

Иллюзия реальности

Кандидат психологических наук Артем Ковалев представил исследовательский проект «Иллюзия движения собственного тела в системах виртуальной реальности».

Как оказалось, о VR учёные думали, начиная с 60-х годов XX века. Тогда погружение в виртуальный мир происходило с помощью видеокамер.

Ранний инновационный подход к развитию человечества помог определить некоторые особенности психики, возникающие в генерируемой компьютером среде. Первые попытки использования VR-систем обнаружили возникновение таких дискомфортных симптомов, как головокружение, тошнота, потеря ориентации в пространстве, напряжение  глазных мышц и иллюзия движения собственного тела. Последний симптом лектор выделяет особенно. А. Ковалев считает, что  иллюзия движения тела является лакмусовой бумажкой, некоторым показателем того, насколько эффективно используется та или иная виртуальная среда. «Важно, что происходит у нас в мозге, когда мы надеваем шлем ВР», – объясняет автор проекта.

Данный феномен в науке получил название «векция». Такое явление мог ощутить каждый, кто находился в поезде и наблюдал, как с соседнего пути начинал двигаться состав, а казалось, будто движется собственное тело. «Если мы хотим двигаться вперёд в изучении VR, нам необходимо понять, почему эта иллюзия возникает и что с этой иллюзией делать», – считает Артём Ковалёв.

Большое значение в принятии виртуальной реальности человеческим мозгом имеет зрение. Был проведён эксперимент, в процессе которого одну группу испытуемых попросили надеть VR-шлем и пассивно наблюдать за движением машины по виртуальной трасе Формулы-1, а другую группу  попросили ещё и управлять машиной с помощью руля. В итоге возникла забавная ситуация: первая группа «пассивных» наблюдателей уже через 15 минут чувствует себя плохо, у них начинается тошнота и головокружение, вторая же группа через 30 минут после гонки чувствует себя прекрасно. Ещё один наглядный бытовой пример может встретиться во время поездки на машине: укачивает в основном пассажира на заднем сидении, а водителя – почти никогда.

Эволюция сделала так, что на каждый новый вызов окружающей среды человек отвечает определённым «человеческим инструментом». В рамках нашей современности, например, мы уже наблюдаем изменение зрительной активности. Поэтому именно движение глаз, как главный инструмент XXI века, используется перцептивной системой, чтобы адаптироваться к новому миру, который, несомненно, порождает VR.

Гулять по Луне

Руководитель Центра разработки экспериментальных проектов "России сегодня" Далер Фатыхов рассказал, как развивается виртуальная реальность в медиа и какие проекты уже существуют.  

В частности, речь шла о новом проекте РИА «Лунная станция». Это прогноз того, как будет выглядеть первая международная лунная станция, основанный на экспертных интервью. Пользователи смогут «исследовать» станцию снаружи и изнутри, а также «прогуляться» по лунной поверхности и посмотреть, как со стороны выглядит солнечное затмение на земле.

Не менее интересным кажется проект альтернативной реальности под названием «Перевал Дятлова», где воссоздаются три самые обсуждаемые версии трагедии (причины гибели группы не установлены даже спустя 60 лет). Погрузившись в эту реальность, пользователь окажется в палатке вместе с туристами за секунду до катастрофы.

Для того, чтобы погружение было максимально полным, VR задействует зрение, слух, вестибулярный аппарат, осязание и обоняние.  Человек помещается в другую реальность и может осматриваться, перемещаться или даже взаимодействовать с предметами так же, как в обычной жизни.

Разработчики проектов верят в то, что в скором времени возможен переход от плоских экранов к объемному изображению в смешанной реальности, которая открывает пути к новым вычислительным платформам, своей экосистеме приложений и уникальным правилам дизайна. Конечно, чтобы осуществить этот переход, потребуется немало сил и времени, ведь сейчас даже самый простой VR-шлем доступен далеко не каждому. Но, внедряя новые технологии в медиа, Далер Фатыхов и его коллеги приближают виртуальную реальность к нам.

20.08.2023
"Широко шагайте в распахнутые двери"
18 октября состоялось официальное открытие Общеуниверситетского дня карьеры МГУ имени М.В. Ломоносова
05.12.2022
Смотреть в кино архивные кадры
Госфильмофонд провёл II Московский международный фестиваль архивных фильмов
23.02.2022
ГЭС-2: от промышленности к искусству
Чем привлекает гостей новый дом культуры в центре Москвы
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать