5-6 февраля на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова состоялась Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия», в рамках которой было проведено более 40 секций и круглых столов.
Ключевыми задачами конференции стали коммуникация между научным и индустриальным сообществом, выявление профессиональных ориентиров и создание стратегий по решение текущих вызовов.
На секции «Журналистское образование: актуальные методики в цифровую эпоху» с докладами выступили представители разных высших учебных заведений. Преподаватель Евразийского национального университета (Казахстан) Анастасия Григорьевна Емцова рассказала про использование искусственного интеллекта в медиаобразовании. По ее мнению, студенты часто используют нейросети во вред себе:
— Я замечаю, что студенты приносят работы, дипломы, написанные с использованием ИИ. Это притупляет их критическое мышление, потому что за них подумал чат GPT.
В качестве позитивного фактора в применении технологии Анастасия Емцова отметила скорость обработки информации. Она также указала на то, что в связи с популяризацией искусственного интеллекта необходимы курсы повышения квалификации по его использованию для преподавателей.
Опытом внеучебной образовательной деятельности в области прикладного искусственного интеллекта поделилась Людмила Сергеевна Макарова из Нижегородского университета. Она подчеркнула, что в работе со студентами очень важно быть примером и показывать собственную заинтересованность в сфере новых технологий. Необходимость их изучения и сподвигла преподавателей ННГУ имени Н. И. Лобачевского открыть образовательную программу по цифровой журналистике и новым медиа.
Елена Айбулатовна Набиева из Тюменского университета подняла вопрос о качестве медиаобразования и представила свое исследование социологическими методами. Она утверждает, что в ходе опроса респонденты разных социальных групп отметили такие негативные факторы, как устаревшие знания, низкий порог вхождения в профессию, высокие требования к выпускнику журфака, игнорирование журналистского образования среди действующих журналистов. Исходя из опроса, многие преподаватели не удовлетворены абитуриентами «на входе» и выпускниками «на выходе».
Своими методами по модернизации практической работы со студентами поделился преподаватель Донского технического университета Олег Игоревич Трифонов. Он убежден, что будущим журналистам необходимо давать свободу творчества и избегать чрезмерных рамок в формате контента.
На секции по медиаконфликтологии приняли участие сотрудники Московского и Санкт-Петербургского университетов, а также эксперты из Высшей школы экономики.
Доцент института медиа ВШЭ Владимир Владимирович Сыченков выступил с докладом “Fan ID или «Фан-уйди»”: управленческая риторика в сложной коммуникации с неподготовленной аудиторией. Тема связана с тем, что несколько лет назад Госдума приняла закон об обязательном паспорте болельщика, на что футбольные фанаты отреагировали крайне негативно.
Тему конфликтологии продолжила аспирант Санкт-Петербургского университета Алена Алексеевна Родичева. В своем докладе она рассказала про особенности мнений пользователей социальных сетей в кумулятивных кризисах, а также привела примеры медиаконфликтов.
Заключительный круглый стол в рамках конференции посвятили искусственному интеллекту в медиасреде. Докладчики представили исследования, в которых изучили минусы и плюсы при работе журналиста с искусственным интеллектом. Важнейшая задача этого круглого стола — урегулировать вопрос об опасности искусственного интеллекта в журналистском сообществе. Несмотря на возможные негативные факторы, к которым может привести использование нейросетей в медиа, большинство экспертов согласились, что ИИ лишь оптимизирует работу и дополняет журналиста, а не заменяет его.