Выставка «Правдивая ложь» открылась в ГМИИ имени Пушкина 28 сентября. Она продолжает разговор о женщинах в искусстве, уже начатый в стенах галереи «Музами Монпарнаса». В этот раз зрители увидят работы австрийской художницы Ксении Хауснер.
Ключ к названию выставки – биография художницы. Все члены семьи Хауснер– киношники или театралы, и Ксения – не исключение. Большую часть своей жизни она работала над созданием декораций для спектаклей и фестивалей, и лишь в сорок лет занялась станковой живописью.
В работах не могло не отразиться ее театральное прошлое. Сама Ксения называет свои произведения «живописными пьесами». И правда, каждая картина – словно немая сцена в спектакле, вдохновленная реальностью постановка, рассказ о правде через иллюзию.
Входная дверь, охранники, гардероб, обезличенные масками люди. Затем холл, заставленный скульптурами Родена. Узкая длинная лестница: первый этаж, второй, и, наконец третий – сюда!
Любой, попав в зал, будет сражен яркостью и наглостью красок. Работы Хауснер цепляют своим колоритом: точные и громкие цвета в сочетании с такими же точными и громкими мазками кисти – театральность, декоративность не только в композициях, но и в технике.
Отсылает к бэкграунду художницы не только внешнее, но и внутреннее: часто ключи от шифров, составленных автором, скрываются в истории мирового кинематографа: Хауснер и здесь цепляется за детали знакомого ей мира. И тут зритель не обходится без помощи кураторов: добрая часть стен исписана поясняющими текстами.
Прохаживаясь по залам и рассматривая картины, вы рано или поздно заметите, что их герои - всегда женщины. Если мужчины и есть – они лишь фон. Только женщин автор наполняет эмоциями, характером, внутренней силой. И это не совпадение.
Ксения Хауснер осознанно помещает женщин в центр. Она создает некий женский мир, где на переднем плане чувственность, чуткость, забота, взаимопонимание. Можно сказать, что этими образами художница противопоставляет женский мир мужскому.
В работах, составляющих экспозицию, Хауснер рассуждает не только о гендерных вопросах, но и о других важных социальных и экономических проблемах. Картины не просто говорят, а кричат о социальном неравенстве, о тяжелой участи бедняков и мигрантов. Не обошла художница и пандемию.
Живопись Хауснер – отрезвляющая яркость красок, сочные характеры, тонкость, чуткость и нежность, захлестывающие с головой. И москвичи еще могут успеть окунуться в этот театральный мир – до 16 января полотна терпеливо ждут новых зрителей!