Текст: Ульяна Гонтаренко, Алина Замирина
В рамках 18-ого Всероссийского фестиваля «Наука 0+» 7 октября состоялась лекция Сергея Анатольевича Лукьянова – ректора Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, посвященная биомедицинским технологиям. Во время лекции слушатели узнали о направлениях в медицине, которые в ближайшие 10-20 лет будут иметь практическое применение или используются прямо сейчас. Сергей Лукьянов выделил те направления, в которых российские ученые совершили масштабный прорыв.
Начал лекцию Сергей Анатольевич с небольшого разговора об иммунной системе человека. «Иммунная система, которая защищает наш организм, это всеохватывающая сеть клеточных, молекулярных взаимодействий, нарушение в которой имеют очень серьезные последствия», – отмечает Сергей Лукьянов. Установлено, что иммунная система человека состоит из врожденного и адаптивного иммунитета. «Врожденный достался нам от древних предков, он неизменный. А есть еще адаптивный, доступный только млекопитающим. Он состоит из В-клеток и Т-клеток. В-клетки производят антитела, а Т-клетки могут убивать зараженные клетки, могут определять, есть ли инфекция внутри клеток».
Иммунная система человека буквально каждый день противостоит большому количеству самых разных заболеваний. Академик выделил две группы заболеваний: аутоиммунные и онкологические. «Аутоиммунные заболевания очень разнообразны. Например, сахарный диабет, ревматоидный артрит, рассеянный склероз и болезнь Бехтерева. В основе этих болезней – ошибка иммунной системы и атака собственной ткани», – говорит эксперт. При онкологических заболеваниях клетки организма становятся злокачественными. Зачастую они образуют опухоль, что может привести к летальному исходу.
До сих пор такие болезни не поддаются полному излечению, однако Сергей Анатольевич Лукьянов рассказал, что 20 лет назад произошла настоящая революция в области медицины, в ходе которой появилась антицитокиновая терапия – современный метод лечения аутоиммунных заболеваний. На базе этой терапии в мае 2022 года компанией Биомед была начата вторая фаза клинических исследований ранее разработанного исследователями университета имени Н.И. Пирогова препарата (BCD180), предназначенного для терапии болезни Бехтерева, аналогов которому в мире не существует. По словам академика, в этой сфере Россия обгоняет все мировое сообщество на 10-15 лет.
Также исследовательским институтом была начата работа над препаратами от сахарного диабета I типа, более важным и распространенным заболеванием. Уже сейчас создаются новые препараты и, по прогнозам академика, через год-два начнутся клинические исследования. «Мы на этом пути очень быстро движемся сегодня» - отмечает Сергей Анатольевич Лукьянов.
Новые препараты, разработанные на базе антицитокиновой терапии, позволят больным в разы снизить частоту приемов препаратов и, возможно, даже излечить заболевание полностью. Ученый рассказал о планах делать лекарства под заказ для конкретных мутаций, для чего уже запланировано строительство центра по опытному производству генотерапевтических препаратов, который сможет работать в режиме реального времени. Аналогов такому производству на данный момент не существует.
В завершении лекции Сергей Анатольевич Лукьянов осветил такие направления медицины как оптогенетика и термогенетика. Разработки в этих сферах начались относительно недавно, из-за чего распространение они получат еще нескоро - через десятки лет. Оптогенетика, принцип действия которой был заимствован у водорослей, позволяет управлять нейронами благодаря световым сигналам, что открывает новые возможности в лечении болезни Паркинсона, депрессии, тревожности и даже может помочь при повышенном аппетите. Это уникальная технология, которая получила Нобелевскую премию.
Сергей Анатольевич также отметил, что вся проделанная работа охватывает массу университетов, коллективов и врачей, которым он выразил благодарность. После лекции слушатели имели возможность задать вопросы ректору РНИМУ имени Н.И. Пирогова.
– Все то, что вы рассказали – очень интересно, актуально, инновационно, но насколько это применимо будет в плоскости практического здравоохранения, то есть сколько это будет стоить, есть ли какие-то идеи или проекты, как это будет организовываться – через фонды ОМС или это будут квоты?
– Да, однозначно. Лекарства, которые сейчас в клинические исследования зайдут, они будут оценены и должны выйти. Это же невозможно предсказать. Если они окажутся эффективнее других препаратов, то Министерство Здравоохранения включит их в список под определенным рейтингованием. Мы живем в социально-ориентированной стране. Зачем нам технологии, которыми нельзя пользоваться?
– С чего вы посоветуете начинать в сфере биотехнологий?
– Выбрать в будущем на старших курсах лабораторию, отдел, где попробовать начать работать. Здесь вы получаете базовые знания, в стенах университета, но вхождение в профессию все-таки происходит в лаборатории. Я всему научился в лаборатории. Невозможно представить, сидя на лекции, как это выглядит в реальности, как физически соединяются молекулы – это надо чувствовать, видеть и тогда становится понятно, что делать с ними дальше.
– Вы упомянули, что идут разработки для лечения сахарного диабета I типа. Хотелось бы уточнить, как это будет выглядеть – таблетки, уколы или что-то другое?
– Антитела, капельницы или, возможно, уколы из шприца, также как антицитокиновая терапия, только антитела будут на другом принципе и с другим горизонтом действий. Просто сейчас по сахарному диабету в принципе нет решения, в принципе его не существует, то есть это будет прорыв.