Видеть, чувствовать, выражать

Предыдущая статья Следующая статья

В Пушкинском прошла лекция о парижском периоде творчества живописца Василия Кандинского

5 июля в рамках выставки «После импрессионизма» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина состоялась лекция «Василий Кандинский в Париже. 1906–1907 гг». Наталия Автономова - историк искусства, куратор, заведующая отделом личных коллекций - рассказала о раннем творчестве художника и о его дружбе с французскими импрессионистами. Лекция была переведена на русский жестовый язык. 

©Кристина Сергеева / Журналист Online

Наталия Автономова начала лекцию с рассказа об обстоятельствах, из-за которых Кандинский оказался в Париже. Историк искусства подчеркнула, что художник был вынужден поехать во Францию в связи с закрытием нацистами в Берлине архитектурной и художественно-промышленной школы Баухаус. Кандинский «страдал в Париже от суеты, переполненной новостями жизни», однако «столица мира» была значимой в творчестве живописца. Именно здесь художник познакомился с французскими импрессионистами, чьи работы оставили большой отпечаток на творческом пути Кандинского.

За 11 лет, проведенных в Париже, Кандинский экспериментировал с форматами своего творчества: он рисовал пейзажи, создавал чёрно-белые гравюры, синтезировал живопись и музыку. Наталия Автономова отметила, что «музыка всегда незримо присутствовала в его работах».

На лекции были освещены и мотивы парижского творчества Кандинского. Находясь во Франции, художник постоянно обращался к русским сказочным образам. «Древнерусские мотивы трактовались через призму фольклора» - рассказала нам Наталия Автономова. Например, картина Кандинского «Влюблённая пара» напоминает сказку «Иван Царевич и серый волк». Даже в будущих абстрактных работах художник остается верен сказочным образам.

Ещё одной чертой парижского творчества Кандинского является обращение к народному быту. Картина «Пёстрая жизнь» - это гимн русским традициям. Герои изображены на полотне в хаотичных движениях, не связанных между собой: люди грустят и веселятся, музицируют, бегают, играют. Наталия Автономова, ссылаясь на мемуары Кандинского, отметила, что художник в этой картине поставил перед собой задачу «создать смешение масс, пятен и линий» и воспользовался для этого «взглядом с птичьего полета, чтобы разместить фигуры одну позади другой». Таким образом он смог передать многоголосие народной жизни.

В конце встречи лектор ответила на вопросы слушателей, а также дополнила свой рассказ объяснением того, как Кандинский сочетает рациональное и интуитивное в творчестве. Наталия Автономова подчеркнула, что художник предпочитал поэтапный подход к живописи, когда в начале создания произведения автор должен руководствоваться рациональностью, а на финальном этапе творцу необходимо отдаться чувству, потому что именно из-за эмоций, вложенных в картину, происходит контакт между ним и зрителем.

Образовательные лекции, посвященные живописи, проходят в Государственном музее А.С. Пушкина каждую среду. Посетить встречи можно, предварительно купив билет онлайн или на кассе. Студентам предоставляются льготы.

03.07.2025
Культ победы: фотообраз Великой Отечественной войны
Олег Бакулин рассказал о том, как советская фотография мобилизовала граждан во время войны
03.07.2025
Нидерландская гравюра
В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка "Не только Брейгель..."
03.07.2025
"Позвольте повару готовить по вкусу публики"
В Пушкинском музее до 12 октября работает выставка гравюр
03.07.2025
Стихи помнят войну
На ВДНХ состоялась лекция литературоведа Игоря Волгина о наследии Великой Отечественной войны