Великий каталонец в Манеже

Предыдущая статья Следующая статья

Виртуальная прогулка по выставке Сальвадора Дали в «Манеже»

Текст: Наталия Борисова

Пока большинство проводит время дома, обучаясь и работая дистанционно, "Журналист Online" предлагает виртуальную экскурсию по нашумевшей выставке Сальвадора Дали в московском Манеже.

Проходя по Моховой, еще несколько дней назад можно было наблюдать огромную очередь, медленной змеей двигающуюся в кассу музейного комплекса «Манеж». В конце января здесь открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», посвященная творчеству каталонского сюрреалиста – эпатажного художника, скульптора и режиссера иррациональных сюжетов. Последний раз работы мастера привозили в Москву более девяти лет назад, в ГМИИ Пушкина. Прошлая экспозиция включала 25 картин и ряд графических зарисовок. Новая выставка состоит из 188 работ – живописные полотна, гравюры, рисунки разных творческих периодов из жизни Сальвадора Дали.

Силу воздействия сюрреализма посетитель начинает ощущать еще на улице: при входе в выставочное пространство помещена гигантская инсталляция, повторяющая одну из знаковых картин Дали – «Мягкий автопортрет с жареным беконом». Оригинал полотна представлен на суд зрителя на самой выставке, картина демонстрируется в России впервые. Полотно было создано в 1941 году, когда художник переехал в США и пытался кардинальным образом переменить многие сферы своей жизни. «Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь» написал он о полоске жареного бекона, изображенного у «подножия» автопортрета.

Холл, окрашенный в ярко-красный цвет, имитирует башню «Галатея» театра-музея Дали в городе Фигерасе, где художник провел свои последние дни. Экспозиционное же пространство, где развешены картины, представляет собой контрастную зону тьмы и света, черного и пурпурного. Здесь можно увидеть «Портрет моей сестры» (1925 г.), «Безумного Тристана» (1944 г.), «Дематериализацию под носом Нерона» (1947 г.), «Максимальную скорость Мадонны Рафаэля» (1954 г.), а также несколько стереоскопических пар, в том числе «Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, – там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца» (1977 г.). В отдельной зале размещены иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Совмещение несочетаемых форм, обращение к скрытым сферам подсознания, абсурдность и элементы жестокости приковывают внимание зрителя к картинам и заставляют пройти зал по периметру снова и снова, чтобы, если не разгадать весь замысел мастера, то хотя бы ненадолго погрузиться в причудливый и парадоксальный мир Сальвадора Дали.

© Наталия Борисова / Журналист Online
© Наталия Борисова / Журналист Online
© Ирина Анненкова / Журналист Online
© Марина Тимошенко / Журналист Online
© Наталия Борисова / Журналист Online
© Ирина Анненкова / Журналист Online
© Виктория Мингалимова / Журналист Online
© Людмила Заботина / Журналист Online
27.02.2022
«Научить режиссуре нельзя, а вот научиться можно»
Начинающий режиссер Софья Борисова поделилась своим опытом работы в съемочной команде
22.11.2022
«О видящий! Закрой глаза и смотри»
Вадим Демчог, театр «Арлекиниада» и спектакль, в котором играют зрители
20.08.2023
Журфак в Красновидово
Стратегическая сессия журфака МГУ прошла в Можайском районе Подмосковья
07.07.2023
Будущее за "Телеграмом"
Сессия о будущем "Телеграма" прошла в инновационном кластере "Ломоносов"