Великий каталонец в Манеже

Предыдущая статья Следующая статья

Виртуальная прогулка по выставке Сальвадора Дали в «Манеже»

Текст: Наталия Борисова

Пока большинство проводит время дома, обучаясь и работая дистанционно, "Журналист Online" предлагает виртуальную экскурсию по нашумевшей выставке Сальвадора Дали в московском Манеже.

Проходя по Моховой, еще несколько дней назад можно было наблюдать огромную очередь, медленной змеей двигающуюся в кассу музейного комплекса «Манеж». В конце января здесь открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», посвященная творчеству каталонского сюрреалиста – эпатажного художника, скульптора и режиссера иррациональных сюжетов. Последний раз работы мастера привозили в Москву более девяти лет назад, в ГМИИ Пушкина. Прошлая экспозиция включала 25 картин и ряд графических зарисовок. Новая выставка состоит из 188 работ – живописные полотна, гравюры, рисунки разных творческих периодов из жизни Сальвадора Дали.

Силу воздействия сюрреализма посетитель начинает ощущать еще на улице: при входе в выставочное пространство помещена гигантская инсталляция, повторяющая одну из знаковых картин Дали – «Мягкий автопортрет с жареным беконом». Оригинал полотна представлен на суд зрителя на самой выставке, картина демонстрируется в России впервые. Полотно было создано в 1941 году, когда художник переехал в США и пытался кардинальным образом переменить многие сферы своей жизни. «Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь» написал он о полоске жареного бекона, изображенного у «подножия» автопортрета.

Холл, окрашенный в ярко-красный цвет, имитирует башню «Галатея» театра-музея Дали в городе Фигерасе, где художник провел свои последние дни. Экспозиционное же пространство, где развешены картины, представляет собой контрастную зону тьмы и света, черного и пурпурного. Здесь можно увидеть «Портрет моей сестры» (1925 г.), «Безумного Тристана» (1944 г.), «Дематериализацию под носом Нерона» (1947 г.), «Максимальную скорость Мадонны Рафаэля» (1954 г.), а также несколько стереоскопических пар, в том числе «Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, – там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца» (1977 г.). В отдельной зале размещены иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Совмещение несочетаемых форм, обращение к скрытым сферам подсознания, абсурдность и элементы жестокости приковывают внимание зрителя к картинам и заставляют пройти зал по периметру снова и снова, чтобы, если не разгадать весь замысел мастера, то хотя бы ненадолго погрузиться в причудливый и парадоксальный мир Сальвадора Дали.

© Наталия Борисова / Журналист Online
© Наталия Борисова / Журналист Online
© Ирина Анненкова / Журналист Online
© Марина Тимошенко / Журналист Online
© Наталия Борисова / Журналист Online
© Ирина Анненкова / Журналист Online
© Виктория Мингалимова / Журналист Online
© Людмила Заботина / Журналист Online
06.07.2020
Jambo, mzungu - привет, белый человек!
Корреспондент «Журналиста Online» рассказал об опыте работы волонтером с детьми в Африке
03.11.2020
Живая музыка и песочная анимация
В Дарвиновском музее прошел органный концерт с песочной анимацией
19.11.2020
Цифровизация школы: вынужденная, но важная
На журфаке МГУ прошел круглый стол «Цифровая медиаграмотность школьных учителей: опыт дистанционного онлайн-обучения»
19.05.2020
Изоизоляция в действии!
Корреспондент «Журналиста Online» расспросил участников челленджа с копированием картин о том, как у них это получилось