Над двумя великими реками

Предыдущая статья Следующая статья

Как строили самый «долгий» мост через Волгу и почему мост через Хуанхэ в Биньчжоу имеет стратегическое значение?

Текст и фото: София Железнякова, Ли Цзяци

Долготанцующий мост над Волгой

Как по Волге-матушке, по реке-кормилице —

Всё суда с товарами, струги да ладьи…

И не притомилася, и не надорвалася:

Ноша не тяжёлая — корабли свои.

Владимир Высоцкий. Песня о Волге

©София Железнякова / Журналист Online
Вид на мост с волгоградского берега

Где искать самые красивые закаты?

Самая крупная река в Европе, одна из длиннейших рек в мире, Волга стала рекордсменкой за счет огромного бассейна и возраста, который, согласно геологическим данным, составляет около 20 млн лет.

Историю Волги можно проследить по древним летописям: в «Повести временных лет» сказано, что до середины X века великая река была частью Волжского торгового пути, однако после похода князя Святослава, значение этого пути снизилось. Следующие пять веков Волга почти не была задействована в торговле, но с приходом к власти Ивана Грозного в XVI веке торговый путь обрёл былую популярность. Река и сегодня остаётся важной для торговых и пассажирских перевозок, а строительство на ней гидроэлектростанций позволило максимально использовать её ресурсы.

Издалека долго течёт река Волга…

Река берёт своё начало в Тверской области и проходит извилистой лентой через всю европейскую часть России. В устье она распадается на несколько рек, при взгляде на карту напоминающих корни дерева, и впадает в Каспийское море.

На Волге расположены целых четыре города-миллионника: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград, названный в честь самой реки. Именно в нём находится самый длинный и необычный мост через Волгу.

Волгоград стоит на правом берегу Волги, а на левом находится Волго-Ахтубинская пойма, где сосредоточено несколько небольших городков и посёлков. Каждое лето сотни волгоградцев ежедневно пересекают мост через Волгу, чтобы искупаться в реке, съездить на дачу, устроить пикник или отдохнуть на турбазах, которых в Волго-Ахтубинской пойме очень много.

Особенно там красиво осенью — ведь в самом Волгограде очень мало деревьев и растительности, а лесов и лесопарков нет и вовсе. А вот на берегу Волги можно встретить густые леса, пролески и даже озеро с лотосами, которые зацветают в середине лета.

©София Железнякова / Журналист Online
Вид на памятник “Родина-мать”

Два берега выглядят очень контрастно: на одном стоит город-миллионник, а на другом — тихие маленькие поселения и дикая природа, которой не хватает в городе. Разделённые рекой, заводы и деревья смотрят прямо друг на друга.

Весной и летом можно наблюдать, как Волга пересыхает, обнажая песчаные островки, или, наоборот, разливается так, что затапливает почти все ступеньки на городской набережной.

Особое удовольствие - прохладным летним вечером ехать или идти по мосту, любуясь закатом, который  переливается оттенками розового и сиреневого, отражаясь на дрожащей от движения быстрых катеров и пассажирских судов воде. Каждая поездка по мосту — это маленькое приключение, во время которого вновь чувствуешь себя ребёнком, который с любопытством смотрит на проносящиеся с бешеной скоростью пейзажи.

©София Железнякова / Журналист Online
Вид на мост с набережной в Волгограде

Главный долгострой области

Волгоградский мост совсем молодой — его строительство началось в девяностые, а первая очередь открылась только в 2009 году. До этого, чтобы пересечь реку и оказаться на другом берегу, жителям города приходилось садиться на паром или добираться до ГЭС, через которую можно попасть на левый берег. Нашлись несколько смельчаков, которые вплавь пересекали расстояние между Волгоградом и Краснослободском — городом, который начинается сразу после моста.

Мост считается главным долгостроем во всей Волгоградской области: проблемы с финансированием, затянувшаяся подготовка площади для строительства, продление сроков… Строительство не окончено до сих пор. Готова только одна очередь моста, а толстые опоры с трапециевидными наконечниками так и стоят в воде по соседству с дорогой.

©София Железнякова / Журналист Online
Сваи моста для второй очереди строительства

Общая длина конструкции — 2,5 км, и только меньше половины моста проходит над самой Волгой. Тысячи метров дороги петляют над Волгоградом и въездом в Краснослободск, образуя сложные и плавные развязки, ездить по которым — одно удовольствие.

Волгоградский мост — автомобильный, и только над Волгой пешеходы могут зайти на него, чтобы попасть на другой берег. Но именно пешеходам и велосипедистам достаётся самый живописный отрезок этого сооружения. Последним, правда, приходится сойти с велосипеда, чтобы ненароком кого-то не сбить, ведь с одной стороны движется автомобильный поток, а с другой — водный.

Танец моста

В мае 2010 года, через полгода после открытия моста, город стал свидетелем необычного явления: из-за просчетов при строительстве и сильного ветра конструкция вошла в резонанс, и дорога превратилась в бетонную ленту, которая колебалась на ветру. В это время по мосту проезжало много машин, но никто из водителей и пассажиров не пострадал. Хотя колебания были огромными и даже достигали метра в высоту! После этого мост закрыли на ремонт, через несколько дней разрешили проезд для легковых машин, а вот водителям грузовиков пришлось ждать ещё три месяца для завершения всех проверок. Волгоградский мост перестал извиваться на ветру, но с тех пор его прозвали «танцующим».

©София Железнякова / Журналист Online
Вид на мост с левого берега Волги

По проекту, волгоградский мост должен стать ещё протяженнее — в будущем его длина составит почти 30 км. Для удобства строительства проектировщики разделили его на четыре комплекса, первый из которых — уже знакомый нам мост через Волгу. Вся конструкция станет частью большого транспортного узла, который объединит несколько маршрутов во всём Южном федеральном округе. А пока волгоградцы пересекают реку по мосту, с которого открывается живописный вид на Волгу и на оба берега.

Укрывающий мост над Хуанхэ

Неужели вы не видите, друзья,

Как воды знаменитой Хуанхэ,

С небесной низвергаясь высоты,

Стремятся бурно в море,

Чтоб не вернуться больше?

Ли Бо

Хуанхэ занимает важное место в наших учебниках по географии. Это длинная река, которая расположена в северном регионе Китая. Она берёт начало на Тибетском нагорье и протекает с Запада на Восток через девять провинций, а затем впадает в Бохайское море в провинции Шаньдун.

Бассейн реки Хуанхэ является самым первым освоенным регионом в Китае. Когда все регионы мира еще оставались terra incognita, китайский народ, преодолев трудности, открыл эту бесплодную землю, начал работать и жить на ней, в результате сформировав великолепную культуру, которая существует по сей день. Хуанхэ питает культуру Китая уже более 5000 лет.

Чтобы развивать сообщение между двумя берегами Хуанхэ, над рекой построили мосты. Согласно историческому труду «Ши цзи» Сыма Цянь, мосты через реку Хуанхэ были построены в 257 году до н. э.

©Ли Цзяци / Журналист Online
Закат с моста через Хуанхэ

Пешком через Хуанхэ

В моем родном городе Биньчжоу есть мост через Хуанхэ. В 1950-х годах в городе поговаривали: чтобы пересечь реку, нужно несколько дней. А еще говорят: когда переходят через холодные воды реки, покрываются холодным потом, словно идут через ворота, охраняемые призраками.

Когда-то давно с северного на южный берег Хуанхэ передвигались на пароме, который перевозил транспорт и пешеходов. Люди начинали ждать паром с трех часов утра, но до самой ночи не все успевали пересечь реку. Многие оставались ночевать на пароме.

В сезон половодья, когда воды Хуанхэ поднимаются, паром перестает работать, и пешеходы беспомощно застревают в ловушке на берегу. А зимой, когда Хуанхэ замерзает, переправиться через нее можно только по льду. Если не соблюдать осторожность, можно угодить в прорубь!

©Ли Цзяци / Журналист Online
Вид на мост с берега

В 1960-1970-е годы, когда Китай готовился к китайско-индийской войне и голоду, наступившему после изнурительных «пятилеток», район Биньчжоу фактически не подходил для строительства такого масштабного проекта, как мост через Хуанхэ. Однако в начале 1970-х годов командующий военным округом Цзинань Ян Дэчжи приехал в Биньчжоу, чтобы изучить местность, но из-за сильного течения реки он застрял на берегу. Потребовалось несколько хитрых маневров, чтобы военачальник смог успешно пересечь Хуанхэ. Тогда Ян Дэчжи посчитал, что, хоть сейчас и наступил мирный век, с точки зрения стратегической безопасности мост возвести необходимо. Позже его заявление о строительстве моста было одобрено правительством, и люди были рады услышать новость о возведении моста.

© Ли Цзяци / Журналист Online
Часть конструкции моста

Как появился мост в Биньчжоу

Строительство моста началось в январе 1972 года и было завершено к октябрю того же года. Тогда же он был открыт для движения. Длина моста составляет около 1400 метров, а ширина - девять метров, на то время это был самый длинный автомобильный мост через Хуанхэ.

С весны 1984 года до осени 1987 года мост перестроили, исправив его технические недостатки. сейчас общая длина моста составляет более 17.500 метров, из которых главный мост составляет около 3000 метров в длину и 20 метров в ширину. Мост разделен на две части: главный мост и подъездной.

Проект реконструкции моста через Хуанхэ в Биньчжоу оказался слишком дорогим и трудным в реализации. Было принято решение взять в долг 600 тыс. юаней и потратить их на возведение моста. Чтобы вернуть деньги, местное правительство сделало проезд по мосту платным – эта система начала работать в 1986 году. Только в конце 2017 года мост стал бесплатным.

Между прошлым и настоящим

В северном конце моста находится статуя Тан Сайер высотой 30 метров. Тан Сайер - местная героиня, которая возглавила крестьянское восстание против имперского правительства в XV веке. Хотя восстание провалилось, оно улучшило положение крестьян, а Сайер избежала казни: несмотря на поражение, она пользовалась такой поддержкой населения, что ее спрятали в безопасном месте.

©Ли Цзяци / Журналист Online
Вид на мост с берега

Мост через Хуанхэ в Биньчжоу, как почтенный старик, стоит над рекой зимой и летом, наблюдая взлеты и падения вод Хуанхэ, становясь свидетелем развития и изменения города, укрывая транспорт и пешеходов, приходящих и уходящих.

24.11.2022
«Ты почему ещё не в костюме?»
Дрессировщик тигров Артур Багдасаров о жизни артиста цирка
06.11.2019
Алгоритмы новой эпохи
Цифры, скорости и игры на Всероссийском форуме «Цифровизация 2019»
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
03.03.2020
Бездомные – временно!
Корреспонденты «Журналиста Online» побывали в приюте для бездомных животных и узнали, как стать новым хозяином пушистого