Первый в своем роде

Предыдущая статья Следующая статья

Общественное телевидение России – взгляд изнутри

Корреспонденты студенческих СМИ – интернет-издания "Журналист Online", телеканала "Моховая, 9" и кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ– побывали в гостях у «Общественного телевидения России» (ОТР).

©Анастасия Антипина\ Журналист Online

 «Общественное телевидение России» (ОТР) выходит в эфир уже четыре года. За это время телеканал стал новой площадкой для обсуждения актуальных экономических, политических, социальных проблем и информирования общества о важных событиях. Корреспондент «Журналист Online» Елизавета Папазова побывала в студиях «Общественного телевидения России» (ОТР) в Останкино и узнала многие детали телевизионной «кухни».

Об ОТР

Краткую экскурсию по коридорам «ОТР» провел заместитель технического директора Александр Апархов. Он показал хранилище материалов, комнаты монтажа и записи, студии, рабочие места.

«“Общественное телевидение России” – первый в своем роде телеканал. Миссия ОТР – народная. Мы хотим создать настоящее общественное телевидение в стране, чтобы мы не зависели от рекламодателей и власти, могли общаться с народом. Такого телеканала в России пока не было, в отличии от Японии, Америки и Англии, например.

Осенью 2012-го года был подписан указ, и мы начали создавать компанию: взяли первые кабинеты для бухгалтерии и отдела кадров. Задача была – в мае 2013 года начать эфир. После этого мы уже арендовали полный комплекс помещений. Сейчас наши эфиры можно наблюдать во всей России и в некоторых странах СНГ. В интернете мы вещаем по всему миру, но в зависимости от лицензии».

© Анастасия Антипина\Журналист Online
© Анастасия Антипина\Журналист Online
© Анастасия Антипина\Журналист Online
© Анастасия Антипина\Журналист Online
© Анастасия Антипина\Журналист Online

О ремесле - с Мэтром

Генеральный директор "Общественного телевидения России" (ОТР) дает интервью корреспондентам телеканала "Моховая, 9" и интернет-издания "Журналист Online"

Заслуженный деятель искусств, знаменитый российский журналист, режиссер, продюсер, а ныне генеральный директор «Общественного телевидения России» Анатолий Григорьевич Лысенко ответил на вопросы «Журналиста Online».

С каким цветом и запахом ассоциируется у вас ваша работа?

– Хороший вопрос. Цвет – черный. Запах – точно не Channel №5. Очень давно был популярен фильм Сергея Герасимова «Журналист» – неправдивая, но прекрасная картина. И многие тогда на него «купились», бросились в журналистику. Но так или иначе «журналист» был. А сегодня это понятие сразу переходит в «журналюга». Почему? Во-первых, в какой-то мере виноваты мы сами. Мы значительно потеряли авторитет профессии. Пресса родилась, как и язык, из желания посплетничать, обменяться информацией. Сегодня, к сожалению, очень трудно понять, чем занимается журналистика. Сеет доброе и вечное? Не очень верится. Пугает людей катаклизмами и нападениями на нас? Больше похоже на правду. Со временем журналистика стала растворяться в блогерстве. Сейчас более известны блогеры, нежели журналисты. Может ли первый заменить второго? Наша профессия –  хитрая штука. В каждом дворе, в каждом подъезде, в каждом коллективе всегда есть свой политический обозреватель, экономический – и они пользуются авторитетом. А журналист? Почему к нему прислушиваются? Потому что на нем все-таки стоит печать того средства массовой информации, в котором он работает. И чем он авторитетней, тем авторитетней мнение журналиста. Блогер в отличие от журналиста не отвечает за то, что говорит. И я боюсь, что сегодня и журналисты перестают быть ответственными за то, что говорят.

Был такой прекрасный корреспондент Владимир Мезенцев. Он отличался абсолютной бесцеремонностью и наглостью: врывался с микрофоном на разные мероприятия, спрашивал все, что хотел. Я помню, он как-то привез материал с разговором со студенткой-третьекурсницей из Алма-Аты. Во время беседы она поделилась с Мезенцевым тем, что у нее было два-три половых партнера, но, когда выйдет замуж, будет верная только мужу. Я посмотрел на этот материал и решил его не выпускать в эфир. Мы долго спорили, сошлись на том, что в кадре девушке изменят голос и замажут лицо. Через 40 минут после эфира из Алма-Аты нам позвонил Председатель Государственного радио и телевещания Казахстана и сказал, что ЦК спрашивал у него, откуда эта девушка, требовал ее отчислить из комсомола и института.

Сегодня это пропало. Нет четкой грани между приличным и неприличным. Многим важен исключительно рейтинг, и это, конечно, смущает. Появилась такая штука, которой не было в мое время, – приоритет денег. Мы жили проще, довольствовались тем, что имели. По вечерам собирались в Доме журналиста, беседовали о том, как бы мы могли работать, если бы нас не угнетали. Потом, когда уже появлялись возможности, ничего не получалось – возникли деньги. Они-то и подпортили тот авторитет журналистов.

©Анастасия Антипина\Журналист Online

За что вы  любите свою работу?

– Во-первых, люблю встречаться с огромным количеством замечательных людей. Во-вторых, это прекрасная возможность увидеть мир. В-третьих, есть вариант в какой-то мере повлиять на ход событий. И жить этим. Ведь мне уже 80 с лишним лет, а я все еще работаю.

Недавно сидели с Ириной Александровной Антоновой, великим искусствоведом и до недавнего времени директором, а ныне президентом Пушкинского музея, жаловались друг другу на то, как ноги болят, ходить трудно. А она говорит: «И все-таки мы с вами счастливые люди». Так вот я счастливый.

Люблю еще за то, что много виделось, много нравилось и не нравилось. Приятно работать здесь, в ОТР. Присутствует некая семейная атмосфера. А нашего выпускающего редактора я из роддома забирал, его родители были моими коллегами.

Что вы посоветуете юным журналистам?

– Когда я смотрю на юных журналистов, хочется сказать, что все пройдет, кроме одного – взгляда утром на себя в зеркало. Если вам станет противно от самого себя, надо завязывать с этим делом. Я не имею в виду морщины, для этого есть косметика. Нужно понимать, что есть ответственность перед самим собой. Я знаю много успешных людей, у которых нет проблем с деньгами, а счастливых из них мало. Поэтому при выборе профессии надо думать, что очень легко можно оступиться и «скатиться». Не зря говорили: «Береги честь смолоду».

Журналист должен быть любопытным. Видит табличку на двери «Посторонним вход запрещен», если он пройдет мимо и не заглянет, это не журналист. Он должен сунуть нос, даже если потом получит по нему.

В 1968-1969 году мне нужно было провести репортаж с фабрики «Большевичка». Там шили хорошие мужские костюмы, я поехал туда вести прямой эфир. Со мной беседовал главный инженер завода, он был красивым, высоким, как с плаката. На его фоне я совершенно ужасно смотрелся, даже предлагали встать на скамеечку. Во время интервью голос у него был, как у Левитана. Я себя чувствовал не очень комфортно. Вдруг посреди эфира этот инженер тоненьким голосом, обливаясь потом, говорит: «А дальше я забыл». Я, пытаясь спасти ситуацию, ведь это был прямой эфир, спрашиваю: «Вы шьете по французским лекалам. Меняется ли одежда по сравнению с Францией?». И не понимаю, откуда в голове у меня эта информация. Вечером, анализируя интервью, я вспомнил, что в какой-то газете совершенно случайно прочел: «На фабрике «Большевичка» стали шить мужские костюмы по французским лекалам. Расширяется контакт СССР и Франции». Вот такая у меня есть привычка читать все и везде. И я уверен, что никакая информация не бывает лишней. Поэтому читайте, читайте и еще раз – читайте!

Сюжет о визите на ОТР телеканала "Моховая, 9"

Лица ОТР

На «Общественном телевидении России» работают несколько выпускников факультета журналистики МГУ, с некоторыми из них удалось пообщаться.

Корреспондент должен быть маньяком

©Анастасия Антипина\Журналист Online

Леонид Михайлович Млечин – выпускник 1979 года, директор Дирекции историко-публицистических программ телеканала «Общественное телевидение России»:

Как вы пришли на «ОТР»?

- Я большой поклонник Анатолия Григорьевича Лысенко, под руководством которого я работал на трех каналах: на Российском канале, на канале «ТВ Центр» и теперь на «ОТР». Если он поведет меня куда-то еще, пойду за ним. Я окончил отделение международной журналистики факультета журналистики МГУ. Всю свою жизнь занимаюсь именно тем, что мне нравится, это касается и работы. Счастливый человек! Я газетчик в третьем поколении. В середине 1990-х был заместителем главного редактора «Известий» и в тот момент увлекся телевидением. Анатолий Григорьевич меня вдохновил, и благодаря ему я ушел в телевизионную журналистику. Мой отец тогда говорил: «Ты, Толя, портишь парню жизнь!». Но, конечно, это не так. Я действительно счастлив.

Как проходит ваш день?

– Честно говоря, я работаю дома. В метре от кровати у меня стоит письменный стол. Я просыпаюсь, одеваюсь и, можно сказать, уже на работе. Я очень ленивый, в день совершаю два движения: утром сажусь за стол, а вечером встаю. Целый день я пишу.

Что вы бы хотели посоветовать будущим журналистам?

– Я не считаю, что один человек может научить другого журналистике. Это такая вещь – ты либо хочешь быть журналистом, в тебе что-то кипит, ты просыпаешься утром с мыслью, что сейчас пойдешь напишешь заметку, которую никто сделать не сумеет, или ты этого делать не хочешь, и ты не журналист. Корреспондент должен быть маньяком, все время хотеть что-то сделать, написать, снять, показать, узнать. Он должен все время об этом думать без суббот, выходных, каникул. Все зависит от личного желания.

Телевидение не умрет

©Анастасия Антипина\Журналист Online

Елена Алексеевна Карпова – выпускница 1982 года, заместитель директора Дирекции общественно-политического вещания «ОТР».

Каким был ваш журналистский путь?

 – Я пришла работать в 1982 году в главную музыкальную редакцию Центрального телевидения. Очень долго занималась музыкой на разных каналах в программах «Взгляд», «Антропология», «Просвет». Моя работа заключалась в том, что я приглашала музыкантов. Помню, самыми первыми по моему приглашению нашу программу посетили группа «Сплин», певица Земфира. И до тех пор, пока музыка не ушла с телевидения в интернет, я занималась ей. Потом перешла в молодежную редакцию, в программу «Взгляд», к тому моменту там работал мой однокурсник Влад Листьев. Наш курс Ясен Николаевич Засурский, в те годы декан факультета, так и называет «Листьевским». Пришлось вспомнить, что я литературный сотрудник, и стала заниматься ток-шоу на «Первом канале» и «ОТР». Последние 5 лет работаю в «ОТР».

Я счастливый человек, потому что работала с очень интересными людьми, была знакома с очень серьезными музыкантами.

Расскажите про свою рабочую неделю.

– Понедельник, вторник – рабочие, съемочные дни. Мы снимаем либо три программы, либо две. Перед тем как приступить к съемкам, мы составляем темы программ. Потом согласовываем их с руководством, продумываем, какие гости нам нужны в студии, и приступаем к съемкам. Как раз сейчас снимаем, а я сбежала к вам.

Я работаю с ведущим «на ухе» во время эфира. Корректирую и подсказываю, если вдруг в процессе кто-то чего-то не замечает.

За что любите ОТР?

– За то, что это телеканал. А телевидение я люблю с детства. Для меня телевидение – это религия. Поэтому немного забавно было, когда в здании напротив открыли часовню, ведь для каждого телевизионщика вера – это его работа. Мне бы очень хотелось, чтобы пришло новое поколение телевизионных редакторов, которые будут по-настоящему влюблены в свое дело. Может быть, телевидение не так уже современно, но я думаю, что оно не умрет. Когда мы пришли учиться на кафедру телевидения, преподаватели нам говорили, что кино умирает, вместо него придет телевидение. Но шли годы и кино не умерло, и телевидение развивается. Я думаю, что на стыке телевизионной журналистики и интернет-вещания будут происходить какие-то взаимообогащения, одно будет дополнять другое. Люблю «ОТР» за то, что генеральным директором является наш «взглядовский» «папа» Анатолий Григорьевич Лысенко. Здесь работает много людей, которые раньше работали во «Взгляде», в молодежной редакции.

Что вы посоветуете юнкорам?

– Слушайте много музыки, читайте хорошие книги, наслаждайтесь знанием. Пока есть возможность, поглощайте его. Когда человек перестает учиться, он умирает.

20.11.2018
“Echo Chambers”, trust and mediatization
The 10th Annual International Moscow Readings conference took place at the Faculty of Journalism of Lomonosov MSU
07.10.2018
Незабытая мода
Как прошел самый масштабный винтажный фестиваль-маркет Москвы «Vintage Marketplace», кто продает винтаж и почему носить вещи из прошлого стало модным
14.12.2018
"Бал - это не только танцы"
Хореограф Дарья Рязанова рассказала "Журналисту Online" о подготовке к балу физиков и лириков
30.11.2018
На пути к короне
Подробности Осеннего бала в Московском университете