Первый в своем роде

Предыдущая статья Следующая статья

Общественное телевидение России – взгляд изнутри

Корреспонденты студенческих СМИ – интернет-издания "Журналист Online", телеканала "Моховая, 9" и кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ– побывали в гостях у «Общественного телевидения России» (ОТР).

©Анастасия Антипина\ Журналист Online

 «Общественное телевидение России» (ОТР) выходит в эфир уже четыре года. За это время телеканал стал новой площадкой для обсуждения актуальных экономических, политических, социальных проблем и информирования общества о важных событиях. Корреспондент «Журналист Online» Елизавета Папазова побывала в студиях «Общественного телевидения России» (ОТР) в Останкино и узнала многие детали телевизионной «кухни».

Об ОТР

Краткую экскурсию по коридорам «ОТР» провел заместитель технического директора Александр Апархов. Он показал хранилище материалов, комнаты монтажа и записи, студии, рабочие места.

«“Общественное телевидение России” – первый в своем роде телеканал. Миссия ОТР – народная. Мы хотим создать настоящее общественное телевидение в стране, чтобы мы не зависели от рекламодателей и власти, могли общаться с народом. Такого телеканала в России пока не было, в отличии от Японии, Америки и Англии, например.

Осенью 2012-го года был подписан указ, и мы начали создавать компанию: взяли первые кабинеты для бухгалтерии и отдела кадров. Задача была – в мае 2013 года начать эфир. После этого мы уже арендовали полный комплекс помещений. Сейчас наши эфиры можно наблюдать во всей России и в некоторых странах СНГ. В интернете мы вещаем по всему миру, но в зависимости от лицензии».

© Анастасия Антипина\Журналист Online
© Анастасия Антипина\Журналист Online
© Анастасия Антипина\Журналист Online
© Анастасия Антипина\Журналист Online
© Анастасия Антипина\Журналист Online

О ремесле - с Мэтром

Генеральный директор "Общественного телевидения России" (ОТР) дает интервью корреспондентам телеканала "Моховая, 9" и интернет-издания "Журналист Online"

Заслуженный деятель искусств, знаменитый российский журналист, режиссер, продюсер, а ныне генеральный директор «Общественного телевидения России» Анатолий Григорьевич Лысенко ответил на вопросы «Журналиста Online».

С каким цветом и запахом ассоциируется у вас ваша работа?

– Хороший вопрос. Цвет – черный. Запах – точно не Channel №5. Очень давно был популярен фильм Сергея Герасимова «Журналист» – неправдивая, но прекрасная картина. И многие тогда на него «купились», бросились в журналистику. Но так или иначе «журналист» был. А сегодня это понятие сразу переходит в «журналюга». Почему? Во-первых, в какой-то мере виноваты мы сами. Мы значительно потеряли авторитет профессии. Пресса родилась, как и язык, из желания посплетничать, обменяться информацией. Сегодня, к сожалению, очень трудно понять, чем занимается журналистика. Сеет доброе и вечное? Не очень верится. Пугает людей катаклизмами и нападениями на нас? Больше похоже на правду. Со временем журналистика стала растворяться в блогерстве. Сейчас более известны блогеры, нежели журналисты. Может ли первый заменить второго? Наша профессия –  хитрая штука. В каждом дворе, в каждом подъезде, в каждом коллективе всегда есть свой политический обозреватель, экономический – и они пользуются авторитетом. А журналист? Почему к нему прислушиваются? Потому что на нем все-таки стоит печать того средства массовой информации, в котором он работает. И чем он авторитетней, тем авторитетней мнение журналиста. Блогер в отличие от журналиста не отвечает за то, что говорит. И я боюсь, что сегодня и журналисты перестают быть ответственными за то, что говорят.

Был такой прекрасный корреспондент Владимир Мезенцев. Он отличался абсолютной бесцеремонностью и наглостью: врывался с микрофоном на разные мероприятия, спрашивал все, что хотел. Я помню, он как-то привез материал с разговором со студенткой-третьекурсницей из Алма-Аты. Во время беседы она поделилась с Мезенцевым тем, что у нее было два-три половых партнера, но, когда выйдет замуж, будет верная только мужу. Я посмотрел на этот материал и решил его не выпускать в эфир. Мы долго спорили, сошлись на том, что в кадре девушке изменят голос и замажут лицо. Через 40 минут после эфира из Алма-Аты нам позвонил Председатель Государственного радио и телевещания Казахстана и сказал, что ЦК спрашивал у него, откуда эта девушка, требовал ее отчислить из комсомола и института.

Сегодня это пропало. Нет четкой грани между приличным и неприличным. Многим важен исключительно рейтинг, и это, конечно, смущает. Появилась такая штука, которой не было в мое время, – приоритет денег. Мы жили проще, довольствовались тем, что имели. По вечерам собирались в Доме журналиста, беседовали о том, как бы мы могли работать, если бы нас не угнетали. Потом, когда уже появлялись возможности, ничего не получалось – возникли деньги. Они-то и подпортили тот авторитет журналистов.

©Анастасия Антипина\Журналист Online

За что вы  любите свою работу?

– Во-первых, люблю встречаться с огромным количеством замечательных людей. Во-вторых, это прекрасная возможность увидеть мир. В-третьих, есть вариант в какой-то мере повлиять на ход событий. И жить этим. Ведь мне уже 80 с лишним лет, а я все еще работаю.

Недавно сидели с Ириной Александровной Антоновой, великим искусствоведом и до недавнего времени директором, а ныне президентом Пушкинского музея, жаловались друг другу на то, как ноги болят, ходить трудно. А она говорит: «И все-таки мы с вами счастливые люди». Так вот я счастливый.

Люблю еще за то, что много виделось, много нравилось и не нравилось. Приятно работать здесь, в ОТР. Присутствует некая семейная атмосфера. А нашего выпускающего редактора я из роддома забирал, его родители были моими коллегами.

Что вы посоветуете юным журналистам?

– Когда я смотрю на юных журналистов, хочется сказать, что все пройдет, кроме одного – взгляда утром на себя в зеркало. Если вам станет противно от самого себя, надо завязывать с этим делом. Я не имею в виду морщины, для этого есть косметика. Нужно понимать, что есть ответственность перед самим собой. Я знаю много успешных людей, у которых нет проблем с деньгами, а счастливых из них мало. Поэтому при выборе профессии надо думать, что очень легко можно оступиться и «скатиться». Не зря говорили: «Береги честь смолоду».

Журналист должен быть любопытным. Видит табличку на двери «Посторонним вход запрещен», если он пройдет мимо и не заглянет, это не журналист. Он должен сунуть нос, даже если потом получит по нему.

В 1968-1969 году мне нужно было провести репортаж с фабрики «Большевичка». Там шили хорошие мужские костюмы, я поехал туда вести прямой эфир. Со мной беседовал главный инженер завода, он был красивым, высоким, как с плаката. На его фоне я совершенно ужасно смотрелся, даже предлагали встать на скамеечку. Во время интервью голос у него был, как у Левитана. Я себя чувствовал не очень комфортно. Вдруг посреди эфира этот инженер тоненьким голосом, обливаясь потом, говорит: «А дальше я забыл». Я, пытаясь спасти ситуацию, ведь это был прямой эфир, спрашиваю: «Вы шьете по французским лекалам. Меняется ли одежда по сравнению с Францией?». И не понимаю, откуда в голове у меня эта информация. Вечером, анализируя интервью, я вспомнил, что в какой-то газете совершенно случайно прочел: «На фабрике «Большевичка» стали шить мужские костюмы по французским лекалам. Расширяется контакт СССР и Франции». Вот такая у меня есть привычка читать все и везде. И я уверен, что никакая информация не бывает лишней. Поэтому читайте, читайте и еще раз – читайте!

Сюжет о визите на ОТР телеканала "Моховая, 9"

Лица ОТР

На «Общественном телевидении России» работают несколько выпускников факультета журналистики МГУ, с некоторыми из них удалось пообщаться.

Корреспондент должен быть маньяком

©Анастасия Антипина\Журналист Online

Леонид Михайлович Млечин – выпускник 1979 года, директор Дирекции историко-публицистических программ телеканала «Общественное телевидение России»:

Как вы пришли на «ОТР»?

- Я большой поклонник Анатолия Григорьевича Лысенко, под руководством которого я работал на трех каналах: на Российском канале, на канале «ТВ Центр» и теперь на «ОТР». Если он поведет меня куда-то еще, пойду за ним. Я окончил отделение международной журналистики факультета журналистики МГУ. Всю свою жизнь занимаюсь именно тем, что мне нравится, это касается и работы. Счастливый человек! Я газетчик в третьем поколении. В середине 1990-х был заместителем главного редактора «Известий» и в тот момент увлекся телевидением. Анатолий Григорьевич меня вдохновил, и благодаря ему я ушел в телевизионную журналистику. Мой отец тогда говорил: «Ты, Толя, портишь парню жизнь!». Но, конечно, это не так. Я действительно счастлив.

Как проходит ваш день?

– Честно говоря, я работаю дома. В метре от кровати у меня стоит письменный стол. Я просыпаюсь, одеваюсь и, можно сказать, уже на работе. Я очень ленивый, в день совершаю два движения: утром сажусь за стол, а вечером встаю. Целый день я пишу.

Что вы бы хотели посоветовать будущим журналистам?

– Я не считаю, что один человек может научить другого журналистике. Это такая вещь – ты либо хочешь быть журналистом, в тебе что-то кипит, ты просыпаешься утром с мыслью, что сейчас пойдешь напишешь заметку, которую никто сделать не сумеет, или ты этого делать не хочешь, и ты не журналист. Корреспондент должен быть маньяком, все время хотеть что-то сделать, написать, снять, показать, узнать. Он должен все время об этом думать без суббот, выходных, каникул. Все зависит от личного желания.

Телевидение не умрет

©Анастасия Антипина\Журналист Online

Елена Алексеевна Карпова – выпускница 1982 года, заместитель директора Дирекции общественно-политического вещания «ОТР».

Каким был ваш журналистский путь?

 – Я пришла работать в 1982 году в главную музыкальную редакцию Центрального телевидения. Очень долго занималась музыкой на разных каналах в программах «Взгляд», «Антропология», «Просвет». Моя работа заключалась в том, что я приглашала музыкантов. Помню, самыми первыми по моему приглашению нашу программу посетили группа «Сплин», певица Земфира. И до тех пор, пока музыка не ушла с телевидения в интернет, я занималась ей. Потом перешла в молодежную редакцию, в программу «Взгляд», к тому моменту там работал мой однокурсник Влад Листьев. Наш курс Ясен Николаевич Засурский, в те годы декан факультета, так и называет «Листьевским». Пришлось вспомнить, что я литературный сотрудник, и стала заниматься ток-шоу на «Первом канале» и «ОТР». Последние 5 лет работаю в «ОТР».

Я счастливый человек, потому что работала с очень интересными людьми, была знакома с очень серьезными музыкантами.

Расскажите про свою рабочую неделю.

– Понедельник, вторник – рабочие, съемочные дни. Мы снимаем либо три программы, либо две. Перед тем как приступить к съемкам, мы составляем темы программ. Потом согласовываем их с руководством, продумываем, какие гости нам нужны в студии, и приступаем к съемкам. Как раз сейчас снимаем, а я сбежала к вам.

Я работаю с ведущим «на ухе» во время эфира. Корректирую и подсказываю, если вдруг в процессе кто-то чего-то не замечает.

За что любите ОТР?

– За то, что это телеканал. А телевидение я люблю с детства. Для меня телевидение – это религия. Поэтому немного забавно было, когда в здании напротив открыли часовню, ведь для каждого телевизионщика вера – это его работа. Мне бы очень хотелось, чтобы пришло новое поколение телевизионных редакторов, которые будут по-настоящему влюблены в свое дело. Может быть, телевидение не так уже современно, но я думаю, что оно не умрет. Когда мы пришли учиться на кафедру телевидения, преподаватели нам говорили, что кино умирает, вместо него придет телевидение. Но шли годы и кино не умерло, и телевидение развивается. Я думаю, что на стыке телевизионной журналистики и интернет-вещания будут происходить какие-то взаимообогащения, одно будет дополнять другое. Люблю «ОТР» за то, что генеральным директором является наш «взглядовский» «папа» Анатолий Григорьевич Лысенко. Здесь работает много людей, которые раньше работали во «Взгляде», в молодежной редакции.

Что вы посоветуете юнкорам?

– Слушайте много музыки, читайте хорошие книги, наслаждайтесь знанием. Пока есть возможность, поглощайте его. Когда человек перестает учиться, он умирает.

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
29.09.2019
Весь мир в объективе
Корреспонденты "Журналиста Online" познакомились с работами победителей конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
25.10.2021
Где обитают московские бобры?
В столице и окрестностях поселилось около 40 бобров