– Не страшно ли было лезть в индустрию кино с такой мощной заявкой – первый фильм по российским комиксам?
- Презентация фильма на фестивале Comic Con в Москве прошла удачно: публика была в восторге. Мне кажется, что именно в этом году начался тектонический сдвиг в сознании людей и в индустрии российского кино в целом. Недавно вышли очень хорошие фильмы «Хадкор» Ильи Найшуллера, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева. Мы стараемся приблизиться к их уровню, показать, что мы тоже лица нового русского кино, которое не стыдно показать на Западе.
– У многих сложился стереотип, что комиксы – развлечение для подростков. Существуют ли у комиксов ограничения по возрасту?
- Ограничения, конечно есть, но это не потому что там элементы эротики, в них поднимаются достаточно серьезные темы, которые подросток может не понять. Например, есть замечательный комикс «Маус», который переводил мой друг Василий Шевченко. И конечно, существует множество взрослых комиксов, назвать их детскими может только не разбирающийся в этом человек. Комикс – это не жанр, а формат, в котором можно рассказать свою историю. Не будут же говорить, что кино – это слишком для детей, а музыка - слишком для стариков. Комиксы могут быть и детскими, и взрослыми, и семейными – для всех.
Стереотип, что комиксы – вещь для детей, сложился в девяностые годы, когда у нас в стране были комиксы про Микки-Мауса, Мишку Бамси, и все думали, что это что-то исключительно детское. Хотя в 2015 году BUBBLE запустил новую серию комиксов – «Зигги – космический хомяк», ориентированную именно на детскую аудиторию. В комиксе рассказывается история детства хомяка Зигги (одного из главных героев комикса «Метеора») и его брата Йанго. Красочные рисунки, постеры в каждом номере, игры-головоломки и интересные научные и исторические факты, включенные в повествование, – вот что является спецификой детского комикса. Но хочу заметить, что сюжет ничуть не менее интересный, чем у любой из «взрослых» серий.
– Можно ли считать комиксы серьезным литературным или художественным творчеством?
– Да, это вид творчества, который позволяет рассказать историю, один из многих форматов, таких как кино, книга, театр.
– А что доминирует в комиксе: картинка или текст?
– Текст и картинка работают в равной степени, об этом еще Алан Мур говорил. Хороший комикс невозможен без состыковки текста и картинки. Я не считаю, что комикс может выезжать за счет чего-то одного.
– Вы занимаетесь сценариями, а никогда не пробовали или не хотели попробовать себя в роли художника?
– Нет, я рисую ужасно, это можно увидеть по нашему специальному первоапрельскому выпуску «Инок – король вечеринок», где я нарисовал пару картинок. Но я придумал для себя вот какую штуку – я хочу перерисовать по трафарету какое-нибудь изображение Сергея Разумовского от Фобс (псевдоним художницы нескольких линек комиксов, в том числе и «Майора Грома», Анастасии Ким), чтобы мне на автомате было понятно, как рисовать, и я тоже мог делать для фанатов скетчи.
– Фэнтези, космос, приключения, детектив – ваши комиксы пестрят разнообразием жанров. Может быть, планируете что-нибудь новенькое?
– Да, в 2017 году мы запустим серию «Легенды BUBBLE». Пока не могу сказать, о чем она, но это будет новый формат, смешение жанров, очень необычная серия, так что ждите.
– Два года подряд вы являетесь участником оригинального Сomic Con в Сан-Диего. Как вас принимала публика в США?
– Поездка на оригинальный Comic Con в США стала еще одним важным шагом в становлении индустрии русских комиксов и развитии самой компании BUBBLE. На фестивале в 2016 году я и главный редактор BUBBLE Роман Котков презентовали первую книгу издательства на английском языке Exlibrium: Book One. Кроме того, впервые за всю 46-летнюю историю проведения фестиваля российская компания выступила со своей собственной лекцией.
Мало кто о нас знает в США. Но те, кто знакомились с нашими изданиями, приходили в восторг. Побывав там, я почувствовал себя моложе ровно на 5 лет, когда мы только начинали запускать комиксы в России и нас тоже никто не знал. Мы добились многого в России, но, когда мы приезжаем в Америку, нам приходится по-новому завоевывать аудиторию. Это отрезвляет. Я собираюсь на Comic Con в Нью-Йорк, где на меня опять выльют ушат холодной воды и скажут: «Чувак, ну, может, в России ты чего-то и добился, но за рубежом не очень, так что давай, работай в этом направлении».
– Значит, критика вас все же подстегивает?
– Конечно, если критика адекватна и правильно подана, то она служит топливом для дальнейшего развития и самосовершенствования.
– Вы перевели комиксы «Метеора» и «Экслибриум» на английский язык и представили публике на Западе. Будете ли продвигаться на Восток – например в Китай и Японию, где тоже сложилась особая комикс-культура?.
– Мы, конечно, всегда ставим перед собой новые планки, но перепрыгивать через них не так уж легко, поэтому пока у нас не хватает сил, чтобы охватить все стороны земного шара: сейчас конкретно мы будем смотреть на Америку и Европу.
– Творчество BUBBLE популярно и на Урале, и в Сибири. Посещаете ли российские мероприятия?
– Мы часто ездим по городам России, были на Comic Con в Екатеринбурге, были в Самаре. Иногда поездки совпадают с нашими проектами, и мы просто не можем гастролировать по стране.
– На сайте BUBBLE есть диджитал-версии комиксов, которые являются платными, но их можно найти в бесплатных торрентах. Российская публика готова платить за интернет-контент?
– Ну а что делать?! Будем потихоньку приучать – объяснять, что любой труд должен оплачиваться. Для меня была поразительна одна история, когда человек, который на протяжении долгого времени выкладывал наши комиксы, почему-то перестал это делать, но его дело подхватил другой пользователь, и ему написали столько добрых слов, сколько нам не пишут в комментариях в официальной группе за месяц. У меня очень странные ощущения. Почему человека, который своровал чужое творчество, любят, хвалят и ценят, а людей, которые все это создали, потратили время, силы и деньги, пропускают, как несуществующее звено? Я не ярый противник пиратства, не требую, чтобы ссылки на наши комиксы немедленно удаляли, не бросаюсь подавать в суд, но, ребята, просто напишите в первую очередь авторам, оцените их труд.
– Каким вы видите BUBBLE через 10 лет?
– Недавно мне рассказали интересную теорию о том, что мы очень сильно переоцениваем то, что можем сделать за год, но сильно недооцениваем то, что можем сделать за пять лет. Я боюсь рассуждать о том, что будет через десять лет, но я надеюсь, что план построения нашей Вселенной, который мы расписали на 10 лет, будет выполнен и даже перевыполнен. А ближайшие цели – расширение линейки наших комиксов и распространение их по России и за рубежом.