Импортозамещение: как в России делают комиксы

Предыдущая статья Следующая статья

О первом фильме по мотивам российских комиксов «Майор Гром», стереотипах и индустрии этого развлекательного формата, рассказал гендиректор издательства BUBBLE Артем Габрелянов
igromir.fotoezh.ru
©FOTOEZH.RU
Гендиректор издательства BUBBLE Артем Габрелянов и главный редактор Роман Котков на фестивале Comic Con.
Издательству BUBBLE – главному поставщику российских оригинальных комиксов, исполнилось пять лет. За это время компания не только сумела выпустить 7 линеек комиксов, создав собственную Вселенную, но и разработала на основе комиксов компьютерную игру BUBBLE multiverse и организовала BUBBLE vision – импринт для издания комиксов, с помощью которого молодые и талантливые российские авторы смогут печатать свои комиксы. В прошлом году была образована киностудия BUBBLE Studios. Студия уже в этом году на фестивале Comic Con Russia 2016 представила трейлер 25 минутного короткометражного фильма «Майор Гром. Выходной», который выйдет уже в середине декабря и станет приквелом полнометражного фильма, над ним также уже ведется работа.   
Генеральный директор издательства, автор серии «Майор Гром» и продюсер фильма Артем Габрелянов рассказал подробнее о BUBBLE, создании короткометражной ленты и новых творческих проектах компании.

– Не страшно ли было лезть в индустрию кино с такой мощной заявкой – первый фильм по российским комиксам?

- Презентация фильма на фестивале Comic Con в Москве прошла удачно: публика была в восторге. Мне кажется, что именно в этом году начался тектонический сдвиг в сознании людей и в индустрии российского кино в целом. Недавно вышли очень хорошие фильмы «Хадкор» Ильи Найшуллера, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева. Мы стараемся приблизиться к их уровню, показать, что мы тоже лица нового русского кино, которое не стыдно показать на Западе.

Трейлер первого российского короткометражного фильма по оригинальным отечественным комиксам «Майор Гром».

– У многих сложился стереотип, что комиксы – развлечение для подростков. Существуют ли у комиксов ограничения по возрасту?

- Ограничения, конечно есть, но это не потому что там элементы эротики, в них поднимаются достаточно серьезные темы, которые подросток может не понять. Например, есть замечательный комикс «Маус», который переводил мой друг Василий Шевченко. И конечно, существует множество взрослых комиксов, назвать их детскими может только не разбирающийся в этом человек. Комикс – это не жанр, а формат, в котором можно рассказать свою историю. Не будут же говорить, что кино – это слишком для детей, а музыка -  слишком для стариков. Комиксы могут быть и детскими, и взрослыми, и семейными – для всех.

​Стереотип, что комиксы – вещь для детей, сложился в девяностые годы, когда у нас в стране были комиксы про Микки-Мауса, Мишку Бамси, и все думали, что это что-то исключительно детское. Хотя в 2015 году BUBBLE запустил новую серию комиксов – «Зигги – космический хомяк», ориентированную именно на детскую аудиторию. В комиксе рассказывается история детства хомяка Зигги (одного из главных героев комикса «Метеора») и его брата Йанго. Красочные рисунки, постеры в каждом номере, игры-головоломки и интересные научные и исторические факты, включенные в повествование, – вот что является спецификой детского комикса. Но хочу заметить, что сюжет ничуть не менее интересный, чем у любой из «взрослых» серий. 

– Можно ли считать комиксы серьезным литературным или художественным творчеством? 

– Да, это вид творчества, который позволяет рассказать историю, один из многих форматов, таких как кино, книга, театр.

 – А что доминирует в комиксе: картинка или текст? 

– Текст и картинка работают в равной степени, об этом еще Алан Мур говорил. Хороший комикс невозможен без состыковки текста и картинки. Я не считаю, что комикс может выезжать за счет чего-то одного. 

– Вы занимаетесь сценариями, а никогда не пробовали или не хотели попробовать себя в роли художника?

– Нет, я рисую ужасно, это можно увидеть по нашему специальному первоапрельскому выпуску «Инок – король вечеринок», где я нарисовал пару картинок. Но я придумал для себя вот какую штуку – я хочу перерисовать по трафарету какое-нибудь изображение Сергея Разумовского от Фобс (псевдоним художницы нескольких линек комиксов, в том числе и «Майора Грома», Анастасии Ким), чтобы мне на автомате было понятно, как рисовать, и я тоже мог делать для фанатов скетчи.

igromir.fotoezh.ru
©FOTOEZH.RU
Компании BUBBLE с нуля удалось создать в России целую индустрию комиксов – непривычного российскому сознанию культурного контента.

– Фэнтези, космос, приключения, детектив – ваши комиксы пестрят разнообразием жанров. Может быть, планируете что-нибудь новенькое?

– Да, в 2017 году мы запустим серию «Легенды BUBBLE». Пока не могу сказать, о чем она, но это будет новый формат, смешение жанров, очень необычная серия, так что ждите.

– Два года подряд вы являетесь участником оригинального Сomic Con в Сан-Диего. Как вас принимала публика в США?

– Поездка на оригинальный Comic Con в США стала еще одним важным шагом в становлении индустрии русских комиксов и развитии самой компании BUBBLE. На фестивале в 2016 году я и главный редактор BUBBLE Роман Котков презентовали первую книгу издательства на английском языке Exlibrium: Book One. Кроме того, впервые за всю 46-летнюю историю проведения фестиваля российская компания выступила со своей собственной лекцией.

Мало кто о нас знает в США. Но те, кто знакомились с нашими изданиями, приходили в восторг. Побывав там, я почувствовал себя моложе ровно на 5 лет, когда мы только начинали запускать комиксы в России и нас тоже никто не знал. Мы добились многого в России, но, когда мы приезжаем в Америку, нам приходится по-новому завоевывать аудиторию. Это отрезвляет. Я собираюсь на Comic Con в Нью-Йорк, где на меня опять выльют ушат холодной воды и скажут: «Чувак, ну, может, в России ты чего-то и добился, но за рубежом не очень, так что давай, работай в этом направлении».

– Значит, критика вас все же подстегивает? 

– Конечно, если критика адекватна и правильно подана, то она служит топливом для дальнейшего развития и самосовершенствования.

– Вы перевели комиксы «Метеора» и «Экслибриум» на английский язык и представили публике на Западе. Будете ли продвигаться на Восток – например в Китай и Японию, где тоже сложилась особая комикс-культура?.

– Мы, конечно, всегда ставим перед собой новые планки, но перепрыгивать через них не так уж легко, поэтому пока у нас не хватает сил, чтобы охватить все стороны земного шара: сейчас конкретно мы будем смотреть на Америку и Европу.

igromir.fotoezh.ru
©FOTOEZH.RU
Российские комиксы произвели на Западе фурор, журнал «Den of Geeks», выпустивший специальный номер, приуроченный к Comic Con, назвал деятельность BUBBLE «революцией в мире комиксов».

– Творчество BUBBLE популярно и на Урале, и в Сибири. Посещаете ли российские мероприятия?

– Мы часто ездим по городам России, были на Comic Con в Екатеринбурге, были в Самаре. Иногда поездки совпадают с нашими проектами, и мы просто не можем гастролировать по стране.

– На сайте BUBBLE есть диджитал-версии комиксов, которые являются платными, но их можно найти в бесплатных торрентах. Российская публика готова платить за интернет-контент?

– Ну а что делать?! Будем потихоньку приучать – объяснять, что любой труд должен оплачиваться. Для меня была поразительна одна история, когда человек, который на протяжении долгого времени выкладывал наши комиксы, почему-то перестал это делать, но его дело подхватил другой пользователь, и ему написали столько добрых слов, сколько нам не пишут в комментариях в официальной группе за месяц. У меня очень странные ощущения. Почему человека, который своровал чужое творчество, любят, хвалят и ценят, а людей, которые все это создали, потратили время, силы и деньги, пропускают, как несуществующее звено? Я не ярый противник пиратства, не требую, чтобы ссылки на наши комиксы немедленно удаляли, не бросаюсь подавать в суд, но, ребята, просто напишите в первую очередь авторам, оцените их труд. 

– Каким вы видите BUBBLE через 10 лет?

– Недавно мне рассказали интересную теорию о том, что мы очень сильно переоцениваем то, что можем сделать за год, но сильно недооцениваем то, что можем сделать за пять лет. Я боюсь рассуждать о том, что будет через десять лет, но я надеюсь, что план построения нашей Вселенной, который мы расписали на 10 лет, будет выполнен и даже перевыполнен. А ближайшие цели – расширение линейки наших комиксов и распространение их по России и за рубежом.

20.08.2023
Видим всплески из прекрасного далека
Доктор физико-математических наук Григорий Рубцов рассказал о самом ярком гамма-всплеске, который произошел 2 млрд лет назад
13.10.2019
Неожиданная медицина
Опасные антибиотики, полезная радиация, неожиданный селен в перспективе цифровых технологий
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
22.07.2021
Что стало с таксами Чехова?
История большой любви с печальным финалом