С 6 по 8 февраля на факультете журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова прошла международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия», которая была посвящена современным проблемам теории и практики журналистики. Корреспондент «Журналиста Online» узнал у участников, какой они видят журналистику в ближайшем будущем и как технологии повлияют на нее.
Владимир Сунгоркин, главный редактор газеты "Комсомольская правда":
- Мы находимся в сегменте средств массовой информации, рассчитанной на широкие слои населения. Здесь нужен тот самый универсальный журналист, который, поймав какую-то важную информацию, должен ее быстро довести до интернета, и до радио, и до социальных сетей, и до газеты - уже в четвертую очередь, потому что она не такая оперативная… Есть еще журналистика протокольная, журналистика министерства иностранных дел, журналистика научная... Журналистика огромная. Вообще, мы попали в такую медийную цивилизацию, где каждый человек, который что-то хочет рассказать, найдет свой сегмент.
Максим Филимонов, заместитель генерального директора, главный редактор ТАСС:
- Я бы выделил три главных момента: журналистика будет трансформироваться в технологичность, увеличение скоростей и умение говорить с разными аудиториями на разных языках. Сейчас необходимо следить за технологическими изменениями и быстро на них реагировать. И это важнейший момент не только будущего, но и настоящего. Необходимо учитывать очень жесткую конкурентную среду и вообще всю медиасреду, начиная от игровой и графической.
Григорий Прутцков, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова:
- В последние пять лет мы имеем дело с совершенно новой журналистикой. Это уже не классическая журналистика, что была 25-30 лет назад, а новые медиа. То есть та сфера, которая буквально недавно была неизвестна. Например, телеграм-каналы. Кто их пять лет назад знал? Поэтому сейчас журналистика, во-первых, меняется в сторону индивидуальной. А во-вторых, увеличение количества гаджетов постоянно меняет картину медиа. Поэтому преподаватели должны все время преобразовываться, и первый человек, кто может нам в этом помочь, – это сам студент. Потому что он гораздо чутче, чем человек старшего возраста, реагирует на эти изменения. Так что новые медиа накладывают большую ответственность на преподавателей.
Камилла Нигматуллина, доцент, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета:
- Мы находимся в жесткой конкурентной ситуации, когда индивидуальные медиа захватывают позиции традиционных медиа. У авторов много инструментов, чтобы завоевывать свою аудиторию, завлекать ее и потом монетизировать. Исход этой борьбы пока неясен, но есть две стороны: оптимисты и пессимисты. Пессимисты считают, что традиционные СМИ потихонечку проигрывают и умирают. Оптимисты же полагают, что у традиционной журналистики всегда найдется свой читатель, зритель или слушатель. Я, наверное, принадлежу ко второй группе, потому что скоро волна тех, кто попробовал, что такое авторство, схлынет. И останутся те, кто понял законы рынка и будет существовать по профессиональным правилам.
Надежда Хлебникова, доцент кафедры журналистики Украинского гуманитарного института:
- Я думаю, что в будущем журналистика будет более разнообразной, чем сейчас, потому что совсем недавно в историческом времени журналистика была монолитом, и мы жили в одном информационном поле и друг друга хорошо понимали. Сейчас же журналисты одного поколения и со схожим профессиональным опытом могут оценивать события в журналистике и медиа совсем по-разному. В будущем это разнообразие усилится. В этом есть как плюсы, так и минусы, но плюсов я вижу больше.
Никос Панайоту, Университет Аристотеля, г. Салоники (Греция):
- Я считаю, что очень много в журналистике будущего зависит только от самого человека.
Надежда Ажгихина, старший преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова:
- Журналистику будущего я вижу очень творческой, представляющей большое многообразие голосов, тем, сюжетов, героев и обстоятельств окружающей действительности. Будущее стремится к следующему витку демократизма в СМИ. Цифровая реальность многократно увеличивает возможности СМИ. И увеличение количества гаджетов вовсе не означает, что каждый может пойти, снять что угодно и стать журналистом. И многообразие информации, как и ее свобода, не равна многообразию журналистики и ее свободе. Так что я смотрю с оптимизмом и думаю, что нынешнее поколение сделает журналистику ярче, интереснее и совершеннее.
Елена Соколова, доцент, Шадринский государственный педагогический университет:
- Когда-то говорилось о конвергентной журналистике, и, по моему опыту, журналист должен действительно уметь все - быть и телевизионщиком, и радийщиком, и газетчиком, и автором, и редактором. Но когда вам 20 лет, вы еще не знаете, что вас ждет в будущем. Поэтому, когда вы думаете, что никогда не пойдете работать на телевидение, вы неправы. Может быть когда-нибудь вы попадете на телевидение, и тогда знания со спецсеминаров вам пригодятся. То есть журналистика продолжит свою конвергенцию. Поэтому преподавание должно строиться из практики: в первые годы студент должен вариться в редакции, в работе, чтобы потом его собственный профессиональный опыт журналиста ложился на теорию.