Двукратная олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира, пятикратная чемпионка Европы и многократный призер всевозможных соревнований Алия Мустафина рассказала в интервью, как все начиналось, через что она прошла на пути к заветным медалям и что ей еще предстоит.
— Как начиналась твоя спортивная карьера?
— Когда мне было 6 лет, меня с сестрой привели в спортивный клуб ЦСКА. Ведь наш папа спортсмен, и нас тоже решил приобщить к спорту. Мы начали заниматься гимнастикой.
— Кто у тебя был первым тренером?
— Первым тренером у меня была Елена Владимировна Перелыгина. Можно сказать, она положила начало моей спортивной карьере, прежде всего приучила к дисциплине. Потом она меня передала другим тренерам — Дине Камаловой и Сергею Зеликсону (они тогда работали в паре). С ними я прошла большой отрезок пути, выиграла большое количество международных соревнований, первенство Москвы и России. Тогда же мне удалось попасть в юниорский состав сборной России, затем на чемпионат Европы в 2008 году и достойно там выступить: в гимнастическом многоборье я заняла второе место, а командой мы выиграли золотую медаль.
— Почему ты не продолжила тренироваться у Дины Рашидовны? И по каким причинам тебе пришлось прерывать свою спортивную карьеру?
— После чемпионата моему тренеру предложили заключить контракт со знаменитой американской школой гимнастики Валерия Люкина «Voga classic». Дина Рашидовна приняла решение переехать в Америку на постоянное место жительства, и я осталось без тренера. На некоторое время мне пришлось приостановить занятия, потому что мне не с кем было тренироваться, а по правилам техники безопасности мы не имеем права выполнять упражнения в зале без тренера.
— Как ты попала к Александру Александрову?
— После Олимпийских игр в Пекине 2008 году у нас в сборной поменялся старший тренер, им стал знаменитый еще в СССР Александр Сергеевич Александров. Меня пригласили на спортивную базу «Озеро Круглое», чтобы вернуть в большой спорт под руководством Александрова (он тренировал основной состав). Мы с большим трудом находили общий язык во время тренировок: мне было тяжело заставить себя тренироваться после травмы. Профессиональный спорт требует много сил, физических и моральных. Ведь у нас тренировки 6 дней в неделю! Все, кто находится на сборах, практически круглый год оторваны от семьи. Сборы длятся три недели в течение каждого месяца, и лишь на несколько дней все разъезжаются по своим городам, а когда у нас начинаются соревнования, мы после сборов, как правило, сразу уезжаем на соревнования, а потом снова возвращаемся на олимпийскую базу «Озеро Круглое» — и так весь год. И только в конце года нас отпускают на пару недель к родным, но и тогда тренируемся в своих спортивных залах каждый день.
— Расскажи про ваш график тренировок.
— С 7:00 до 8:30 — утренняя тренировка, мы называем ее зарядка. В 11 утра у нас первая тренировка: до 13:30 отрабатываем свои комбинации в каждом из четырех гимнастических видах; в 16:30 начинается вечерняя тренировка, разминка, дальше работа со специалистами по 30 минут. А потом мы опять проходим все четыре вида, но повторяем свои комбинации не полностью, а отрабатываем только те элементы, которые не всегда получаются, и учим новые связки, для того чтобы поднять базовые оценки. Они очень важны: чем выше базовая оценка упражнения, тем выше будет и окончательная. И, конечно, не надо забывать, что выступление в целом должно быть на высоком уровне: если ты упадешь во время выполнения какого-либо элемента, то говорить о хорошей оценке уже не приходится.
— Что с тобой произошло на чемпионате мира в Штутгарте?
— В 2011 году я получила серьезную травму колена. Я выполняла опорный прыжок – один из сложнейших элементов в спортивной гимнастике (его делают всего несколько гимнасток в мире). Мне не хватило высоты, чтобы в воздухе докрутить все повороты, и тогда при огромной амплитуде весь мой вес пришелся на одну ногу. Это тяжелейший удар для всего тела, а тем более для одной ноги. Я не смогла продолжить борьбу за медали, пришлось сняться с соревнований. Вместе с нашим врачом меня увезли в немецкую клинику, где поставили диагноз: разрыв крестообразных связок. Срочно сделали операцию, ведь с такой травмой нельзя терять время.
— Удалось ли полностью восстановиться после операции?
— Чтобы восстановиться до нужного уровня, пришлось очень много работать. С этой травмой я была вынуждена прекратить тренировки на целый год, а до начала Олимпийский игр оставалось совсем мало времени. Надо было не просто восстановиться, а еще и подготовить конкурентоспособную программу, с технически сложными комбинациями. Но нам с Александром Сергеевичем это удалось! Сказать, что было тяжело, значит, не сказать ничего. Это был самый сложный год в моей карьере, и к тому же это был предолимпийский сезон, когда надо было выходить на помост и побеждать, не допуская никаких ошибок.
— За твоими плечами две Олимпиады. Было ли различие в подготовке к ним, в отношении к медалям?
— Подготовка отличалась. Ко второй было готовиться труднее: возрастные изменения, когда превращаешься из девочки в девушку, давали о себе знать. А отношение к медали всегда одинаковое.
— Ты взяла паузу в связи с рождением малышки и очень быстро заявила, что возвращаешься в спорт. Это возвращение легко дается?
— Возвращение дается непросто, но не настолько, что руки опускаются. Главное, что есть настрой, есть желание, поэтому трудности ушли на задний пла
— Чувствуешь поддержку семьи?
— Без поддержки моих родителей и близких людей уверена, у меня ничего бы не получилось. Родители всегда поощряют мой выбор, помогают во всем и дают советы.
— Ты уже очень многого добилась. Какие еще цели ты ставишь перед собой на будущее?
— Цель одна — набирать не спеша форму и при этом оставаться мамой!
— На ближайшем чемпионате России на каких снарядах будешь выступать? Если не на всех, то почему?
— На чемпионате России планирую делать все снаряды, возможно за исключением прыжка. Я еще не делаю достаточно сложный прыжок: в восстановлении он дается тяжелее всего, поэтому торопиться с ним не стоит.