Осторожно: супермаркет!

Предыдущая статья Следующая статья

«Журналист Online» разобрался в правах покупателя
Автор:

Почему просроченные товары появляются на прилавках и что делать, если залежавшиеся продукты оказались в вашей корзине, – рассказал сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль», cоведущий программы «Естественный отбор» на канале «ТВ Центр» юрист Александр Борисов.

©Мария Фенек

Что нужно знать покупателю, если он приобрел просроченный товар?

Следует знать, что товар с истекшим сроком годности – это не нерасторопность продавцов, а способ дополнительного дохода.

В стоимость любого товара заложены различные риски: порча, бой и пр. Они составляют около 2%, то есть потребители эти риски уже оплатили. А если товар с истекшим сроком годности оказался в корзине, то мы оставляем магазину свои деньги в качестве «премии». Кстати, такая «премия» не всегда отражается в отчетных документах (это касается маленьких магазинов), а значит, исчезает из поля налогообложения.

Что делать, если такая ситуация произошла?

Действия покупателя зависят от того, оплатил ли он товар или нет.

В первом случае необходимо обратиться к администратору (управляющему) магазина с просьбой незамедлительно изъять такой товар из продажи. Если товар уже оплачен, то потребовать возврата денег. В 99 % случаев такой конфликт сотрудники магазина пытаются уладить с покупателем на месте, ибо понимают свою неправоту, понимают, что санкции будут наложены именно на магазин, если покупатель проявит настойчивость.

Предположим, покупателя не устроит только возврат денежных средств. Что тогда?

Если вы хотите наказать администрацию магазина, стоит оставить запись в Книге жалоб и предложений. Необязательно, что вам ответят (парадокс! но законодательство не предусматривает подобного шага), однако владелец крупной торговой сети в погоне за покупателем, особенно в условиях конкуренции, обязательно обратит внимание на такую запись и примет соответствующие меры.

 Необходимо зафиксировать факт продажи, например, с помощью смартфона, планшета и т.д.) и обратиться в органы Роспотребнадзора. Ваше обращение станет основанием для проведения надзорным органом внеплановой проверки, а проверка, как правило, влечет за собой различные административные взыскания.

В качестве административного наказания будут ли наложены штрафы?

Да, но штрафы небольшие, до 30 тыс. рублей. Однако если мы, потребители, будем принципиальны, то общая сумма таких штрафов сделает невыгодным продавать просроченные товары.

Кстати, часто магазины запрещают видео- или фотосъемку, хотя не имеют на это право, поскольку магазин является местом свободного доступа, а значит, вы можете сколько угодно фотографировать товары и полки.

Что делать в том случае, если испорченная продукция опасна для жизни?

Когда очевидно, что товар с истекшим сроком годности может представлять опасность для жизни и здоровья (мясо с червями, крысы в продуктах и т.д.), то прямая дорога потребителя в полицию или даже сразу напрямую в Следственный комитет России. Уголовное законодательство (ст. 238) предусматривает ответственность за сбыт товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Следовательно, будет возбуждено уголовное дело и виновные понесут заслуженное наказание.

Как правило, многие из нас чек выбрасывают и испорченный товар замечают уже дома, что следует делать в таком случае?

Если покупку с истекшим сроком годности вы обнаружили уже дома, алгоритм действий тот же. Особо отмечу: покупатель заблуждается, полагая, что невозможно предъявить претензии магазину при отсутствия чека (мы действительно не всегда его берем, как правило бросая где-то около кассы). Да, чек – это доказательство покупки товара, но такими доказательствами могут служить и свидетельские показания (знакомые в магазине). Сам факт, что в магазине вы были не одни (жена/муж, дети и т.д.), запись с камер видеонаблюдения, которыми в целях предотвращения хищений оборудованы магазины, ваше собственное фото, свидетельствующее о покупке (редко, но бывает такое), а также штрих-код товара, который находится в базе и помещен в номенклатуру магазина.

Чем активнее мы защищаем свои права, тем больше мотивируем продавцов ответственно относиться к своей работе, устранять нарушения, а значит, повышать культуру обслуживания.

05.07.2023
Будущее онлайн-кинотеатров в России
4 июля в кластере "Ломоносов" состоялась панельная дискуссия о будущем российских онлайн-кинотеатров
22.11.2022
«О видящий! Закрой глаза и смотри»
Вадим Демчог, театр «Арлекиниада» и спектакль, в котором играют зрители
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
04.12.2020
«Любовь к лошадям – это особый вид зависимости»
Студентка факультета журналистики МГУ Полина Удовенко рассказала о своей карьере в конном спорте