Полетать на мотоцикле

Предыдущая статья Следующая статья

Российская компания стала мировым лидером по разработке инновационного вида транспорта

В будущем неизбежно появится массовый летающий транспорт. В этом убежден Александр Атаманов – основатель компаний ООО ОКБ «АТМ грузовые дроны» и Hoversurf, занимающейся разработкой летающих мотоциклов. О том, где уже используют подобные технические новинки и когда в продажу поступит российский ховербайк, в материале «Журналиста Online».

©Фото из архива компании Hoversurf

Когда Вы решили заниматься летающим транспортом?

Впервые идея возникла в 2014 году, тогда же мы начали проводить и предварительные тесты. А уже в 2016-м году состоялся первый полет.  А вообще – это моя мечта с детства. Мне всегда нравились книжки и фильмы, в которых люди используют летающие средства передвижения в повседневной жизни. Мы начали с ховербайков (летающих мотоциклов – Прим. ред.), потому что они более удобны для проведения испытаний и экспериментов. Мы двигаемся в сторону массового использования ховербайков, но выступаем исключительно за гражданские разработки. Наши мотоциклы ориентированы на сферу first responder, включающую в себя все, что связано с быстрым реагированием, например поиском и спасением людей, доставкой медикаментов в труднодоступные места, эвакуацией населения.

Готово ли общество к летающему транспорту?

В мире, я считаю, к 2025-му году появится тренд на использование летающего транспорта, а в 2035-м году уже будут повсеместные полеты на летающих автомобилях. Многие эксперты в сфере транспорта считают, что использование такого транспорта неизбежно.

В России летающий транспорт появится позже, так как у нас действует жесткая оборонная доктрина и любые полеты над крупными городами запрещены. А в Дубае и Сингапуре, например, отношение, напротив, более лояльное – у них есть все шансы стать первыми городами в мире, где появится летающий транспорт.

Кстати, нашим проектом заинтересовалась полиция Дубая. У них остро стоит вопрос транспортной загруженности, и они рассматривают различные варианты решения этой проблемы. Совместно с ними мы проводим испытания ховербайков и обучение пилотов.

Александр Атаманов
©Пресс-служба Сколково

Что Вы можете сказать о рынке летающего транспорта на сегодняшний день?

Во всем мире насчитывается около сотни компаний, подобных нашей. В одной Силиконовой долине их около тридцати. Каждый месяц появляется новый стартап в этой области, поскольку это перспективная и бурно развивающаяся отрасль на мировом рынке, но у нас есть преимущество первого шага. Тем не менее мы стараемся соблюдать дистанцию по отношению к другим компаниям.

Как устроена Ваша компания?

В России  у нас размещен R’n’D-центр (Research and Development – Прим. ред.).  Все исследования проводятся в Технопарке ИЦ Сколково. Команда разработчиков состоит из 10 человек. Наша материнская компания Hoversurf находится в Калифорнии – так удобнее работать на мировом рынке, потому что там он больше. Помимо этого, в США решить вопросы с сертификацией можно намного быстрее, чем в России.

Мы выстраиваем сотрудничество с ведущими вузами страны. Например, за внешний вид ховербайков у нас  отвечает сотрудник, который преподает в МГТУ имени Н. Э. Баумана на кафедре промышленного дизайна. В Бауманке мы заказываем тесты на прочность наших материалов, а потом тестируем их  в боевых условиях на полигоне в Сколково и аэродроме в Калифорнии.

Ховербайк тише, чем трактор

Расскажите о технических характеристиках ховербайка.

Наш мотоцикл сможет подняться на высоту 6,000 метров, при этом уровень шума, издаваемого им, будет составлять 78 децибел – это тише, чем работающий трактор. Ховербайк с пилотом весом до 100 килограмм сможет находиться в воздухе чуть более 20 минут. Ветер  сокращает время полета, поскольку на компенсацию ветровых нагрузок надо тратить дополнительную энергию. В Дубае мы тестируем ховербайк на уровень  запыленности и высокие температуры.

Небольшой заряд батареи – наше самое уязвимое место. Несмотря на то что наша компания берет все самое лучшее на рынке, мы испытываем зависимость от гигантов-производителей элементов питания. Возможно, когда мы станем крупнее,  создадим собственный отдел по разработке батарей.

В остальном мы чувствуем себя уверенно. Во-первых, компания делает очень много деталей сама. При производстве компонентов мы используем композит – это прочные и легкие материалы. Во-вторых, компания старается работать с производителем компонентов, которые снабжают авиационную промышленность. Это такие детали, которые разрешено применять для перевозки людей в летательных аппаратах. По сути, добиться разрешения на готовый аппарат недостаточно. Нужно получить сертификаты на отдельные запчасти, которые используются в готовом изделии. Этим мы выгодно отличаемся от других стартапов, которые тоже пытаются «взлететь». Но они используют самодельные компоненты, что может привести к трагическим последствиям для пилота.

©Фото из архива компании Hoversurf

Как Вы заботитесь о безопасности  пилотов?

Как видите, пока что все живы (смеется). Сам пилот имеет экипировку, состоящую из специального костюма, шлема и карбоновых щитков – они дополнительно страхуют его от винтов ховербайка. Мы регулярно проводим краштесты. Кроме того, у нас больше, чем у кого бы то ни было в мире, пилотируемых полетов: мы налетали уже больше двухсот часов.

Что нужно для того, чтобы научиться пилотировать ховербайк?

Если вы хоть раз управляли дроном, то вам будет достаточно одного дня. Джойстики-контролеры находятся на руле ховербайка, под пальцами. Элементы управления крайне надежные:  подобные технологии используются в авиационной промышленности. Никакая лицензия для управления ховербайком не требуется:  он относится к классу Ultra Light. Единственное требование – это быть совершеннолетним.

Небесный транспорт за 150000 долларов

Наша бизнес-модель подразумевает взаимодействие с производственными партнёрами. Так называемое joint venture. Мы выступаем как R’n’D-компания, которая придумывает, а они – как  завод, который делает. Мы не планируем сами строить завод. Если ты придумал что-то, то именно на этом и надо сфокусироваться. А производственную часть отдавать тем, кто в этом хорош. У нас идут переговоры с Yamaha, Airbus, с корейской компанией Hanwha. И в итоге будет финальный выбор в пользу какой-то одной компании, с которой мы начнем партнерство.

Сколько будет стоить ховербайк, когда поступит в открытую продажу?

Мы проводили исследование, размещая предзаказ на ховербайк и устанавливая различные варианты цены. В результате мы пришли к цифре в 150000 долларов – это адекватная цена для такого вида транспорта. Пока мы не продали частным лицам ни одной модели, но, полагаем, что в дальнейшем это будет возможно.

22.03.2024
«Мягкая сила сегодня как никогда эффективна и работает как часы»
На журфаке МГУ выступил президент Национальной палаты моды Александр Шумский
11.04.2023
Нейросеть – конкурент или помощник?
Преподаватели журфака МГУ обсудили проблемы ИИ в медиаиндустрии на XIV Всероссийском форуме деловых СМИ
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
07.12.2022
Чувствовать свое время
«Журналист Online» пообщался со сценаристом и креативным продюсером Юлией Максимовой