Пленарное заседание Международной научно-практической конференции "Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия" началось 5 февраля в обновлённой 232 аудитории факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Выступающими стали ведущие специалисты в области медиа и журналистского образования. Участники приехали на конференцию из разных регионов России и стран СНГ.
В начале заседания декан факультета журналистики МГУ, академик РАО, доктор филологических наук, профессор Елена Леонидовна Вартанова выразила благодарность гостям за участие в конференции:
— Я рада вас приветствовать в этой аудитории ещё и потому, что она встречает нас после капитального ремонта, который был проведен за деньги Правительства и ректората в связи с подготовкой к 270-летию Московского университета.
Декан отметила, что лишь несколько исторических аудиторий Московского университета удостоились такой чести. Елена Леонидовна Вартанова рассказала, что на конференции во многом будет затронута тема диджитала, поэтому в программе мероприятий есть и специалисты из компании “Яндекс”.
Директор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, доктор социологических наук, профессор Анатолий Степанович Пую подарил факультету императорский фарфор и признался, что сотрудничество с Московским университетом для него — большое счастье. Елена Леонидовна отметила, что СПбГУ - “братский” университет.
Анатолий Степанович рассказал про трансформацию журналистского образования: «В нашем подразделении еще 10 лет назад училось 700 человек, сейчас учится более 2000 человек. Это говорит о том, что то, что мы предлагаем, востребовано». Кроме того, Анатолий Степанович Пую выразил надежду на сотрудничество в исследовании искусственного интеллекта в рамках журналистской среды.
Генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Юрьевич Новиков рассказал про существование печатного издания в эпоху диджитал.
— Печатные СМИ продолжают существовать, выходить многомиллионными тиражами. Самая высокая лояльность именно к печатным СМИ, — отметил он.
Эксперт объяснил, что за последние два года произошли титанические сдвиги в медиаиндустрии. Например, Руслан Юрьевич Новиков подчеркнул, что после ухода зарубежной прессы ситуация с продажами отечественной совсем не улучшилась: «Без здоровой конкуренции ничего не произойдет, не будет никакого развития».
Из проблем современных печатных СМИ он также выделил техническое оборудование, запчасти и программное обеспечение западного производства. Кроме того, он рассказал, что существует большая проблемы на рынке и с Почтой России. Это единственный партнер, который занимается подписными изданиями «Аргументы и факты». По мнению Руслана Юрьевича Новикова, в Москве газету можно купить быстрее, в деревнях и селах почтальон приносит прессу гораздо реже.
Тем не менее эксперт рассказал, что при общем падении коммерческой рекламы произошел «ренессанс» русских компаний. Рынок печатных СМИ трансформировался, а многие российские компании стали активнее покупать рекламу. Кроме того, издание «Аргументы и факты» получили серьезную проектную поддержку государства.
С докладом про использование искусственного интеллекта в медиа выступил глава редакционной коллегии ИА URA.RU Михаил Сергеевич Вьюгин. Он рассказал, что нейросети активно внедряются в процесс создания контента. С их помощью можно качественно писать небольшие заметки, генерировать изображения и модерировать комментарии.
Михаил Сергеевич Вьюгин обозначил проблему, с которой столкнулась журналистика: «журналист хорошо пишет, но плохо ориентируется в алгоритмах, искусственный интеллект — наоборот». Эксперт также поделился историей развития и принципами работы своего информационного агентства. «URA.RU» позиционирует себя как региональное агентство, имеющее радекции в нескольких городах.
В завершении пленарного заседания Елена Леонидовна Вартанова рассказала про методики, используемые в обучении на журфаке МГУ, а также определила основные вызовы, которые стоят перед журналистикой сегодня.