«Тундра как метро»

Предыдущая статья Следующая статья

Коренной ненец Максим Няч рассказал корреспонденту "Журналиста Online" о том, как живется молодежи на севере

Текст: Михаил Назаренко

Спортсмен, путешественник, уроженец села Гыда Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа Максим Няч объединил в себе две жизни – жизнь коренного ненца, охотящегося на куропаток и пасущего оленей, и жизнь молодого продвинутого ямальца, борющегося за традиции и культуру своего народа. 

©Фото из личного архива героя

Максим, как выглядит типичный день у кочующего ненца?

Обыкновенно. Когда я пошёл в школу, у нас уже было жильё, но каждые каникулы я ездил к бабушке и мы вели кочевой образ жизни. Я просыпался, потом завтракал – очень приятная часть дня, затем отправлялся заниматься делами. Первое, нужно собрать оленей, потому что они вольно гуляют возле нашего дома, мы не привязываем их и не держим в загонах. Олень – умное животное, с человеком ему комфортно, поэтому мы не боимся, что он уйдёт куда-нибудь. Тем более, оленевод знает тундру как свои пять пальцев. Для него пространство тундры – как карта метро. Иногда бывает, что одно стадо смешивается с другим и приходится их разделять. После я запрягаю оленей в нарты (нарты – сани, прим. ред.), и мы едем на весь день на охоту, за дровами или по другим делам.

Помнишь свой первый день на охоте?

Ох, нет, первую охоту не припомню уже, я же с самого раннего детства с братьями в лес ходил, охотились там на куропаток и гусей, на лисов и зайцев. Капканы ставили, делали ловушки. Весной дерутся куропатки-самцы за самку, мы мастерили ловушки-чучела, которые привлекали внимание и добыча сразу появлялась. Не помню даже, чтобы мы долго ждали.

© Фото из личного архива героя
© Фото из личного архива героя
© Фото из личного архива героя

Сейчас, будучи продвинутым городским жителем, ты соблюдаешь культурные традиции своего народа?

Да. Я не могу их не соблюдать, меня так воспитали. Ведь, в первую очередь, всё идёт из семьи. Приехав домой, всегда делаю «обряд очищения». Это ритуал очищения души, он происходит путём омовения частей тела специальным дымом. Вот у вас есть святая вода, у нас это некий аналог. Руки, ноги, глаза - всё полностью очищаю, "мою" дымом после длительного отсутствия дома. Это освобождает от бытовых нагрузок, тяжёлых мыслей. Всегда как домой приеду – делаю. Также я участвую в традиционных культурных празднованиях, будь то «День оленевода» с весёлой северной ярмаркой, танцами и забавами или «Обряд поклонения богу солнца», где ненцы, следуя по древним обычаям, приносят в жертву оленя, с которым уходят все грехи и невзгоды.

Здорово, что традиции соблюдаются. Но, говоря о современном мире, есть ли какое-то продвижение ненецкого народа в Интернете?

Да, есть. Вконтакте и в Instagram ведутся группы и аккаунты на ненецком языке. Один из последних молодёжных проектов по сохранению традиций и языка – это создание комикса «Кунг-Фу Панда» на ненецком. В Петербурге есть ненецкий клуб, там студенты занимаются переводом, чтобы дети читали. Полностью вся речь на ненецком. Ещё одно из последних - Геннадий Салиндер, студент Ямальского многопрофильного колледжа, получил грант на форуме УрФО "Утро" на свой культурно-просветительский проект "Сказки края земли". Ребята планируют создать аудиосборник из русских сказок, переведённых на ненецкий язык.

Ты сам активно ведёшь социальные сети. Одна из последних твоих публикаций – видео о вашей поездке по Тазовскому району. Была конкретная цель или вы просто спонтанно поехали на природу?

Мы не только замечательно отдохнули, но и сделали доброе дело: заехали в посёлок Находка, где провели пару экологических мероприятий. На Ямале реализуется проект «Будущее Арктики» и мы, как активисты и общественники, приняли участие вместе с жителями Находки в уборке села. Это маленький шаг в сохранении нашего дома, я считаю. Мне не безразлично состояние нашего Тазовского района, в целом и территории Ямала.

У северных народов есть свои национальные виды спорта?

Конечно! Прыжки через нарты, кросс, тройной национальный прыжок.  Кстати, национальные виды спорта очень подходят для ОФП (общая физическая подготовка) в бразильском джиу-джитсу! Самое трудное из северного спорта, как мне кажется, – это метание тынзяна на хорей. «Тынзян» -  специальный аркан длиной не более 30 метров, его метают от черты круга радиусом пятнадцать метров, в центре которого устанавливается трёхметровый шест – хорей, которым, как правило, погоняют оленью упряжку. Реально зрелищный и нелёгкий спорт. Этому искусству не каждый может научиться. Фантастически развивает меткость и ловкость. В быту это, конечно же, используется, чтобы оленей ловить.

Что ты думаешь о развитии молодёжи ненецкого народа? 

Развиваемся, получаем образование, работаем, продвигаемся, кто-то в бизнес уходит, кто-то общественные организации открывает, кто-то путешествует, кто-то спортом занимается. Округ и общественные организации всячески оказывают поддержку: выезд для молодежи на различные форумы, соревнования международных уровней и всё в таком духе. Есть, конечно, люди, которые не отходят от традиционного образа жизни – кочуют по тундре, разводят оленей – тоже хорошо, почему нет, разнообразие культуры и жизни лишь добавляет красок в наш мир. Я сам веду городской образ жизни, временами выезжаю к родственникам. Хочется совершенствоваться, расти, но и не терять культуру и традиции своего народа. Только так получится добиться реального успеха.

22.07.2021
Что стало с таксами Чехова?
История большой любви с печальным финалом
09.06.2023
Радио сохраняет свои позиции
На журфаке МГУ прошла девятая конференция "Ружниковских чтений"
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
21.07.2021
“Только вы, смартфон и город”
Мобильные фотографы рассказали как пришли к съемке на телефон, насколько это “серьезно” и какие у этого преимущества