Поле, фишки, два стола

Предыдущая статья Следующая статья

Настольные игры сегодня - «цифровой детокс» или живое общение?

Современная настольная игра значительно отличается от своей «предшественницы»: вместо ломкой ярко разрисованной картонной упаковки – жестяные баночки и коробки с модными рисунками и узорами; вместо тусклых тонких игровых «листочков» - плотные напечатанные карточки и приятные наощупь фишки и множество других игровых компонентов.

©Мария Большакова / Журналист Online

Настольная игра сегодня

Мы поговорили о развитии рынка настольных игр с руководителем издательства «Экономикус» (занимающимся выпуском разработок игр российских авторов - прим. ред.) Фёдором Корженковым:

- Рынок настольных игр в России есть. Этому свидетельствуют наличие нескольких специализированных розничных сетей – «Мосигра», «Мир Хобби», «Игровед», «GagaGames». Недавно даже в Москве и Петербурге «под крылом» «Игроведа» открылся Музей настольных игр.

Ежегодно с 2013 года компания «Мир Хобби» проводит большой двухдневный фестиваль настольных игр «Игрокон», с посещаемостью около 20 тысяч человек. С 2009 года существует портал «Тесера», посвященный настольным играм, на котором зарегистрировано 40 тысяч пользователей и описано 20 тысяч игр. На рынке работают десятки издательств и выпускаются сотни новых настольных игр в год. 

Рынок настольных игр в России составляет только около 3-5% рынка игрушек, и около 2-3% международного рынка настольных игр.

 - С чем связан такой «бум»?

 - Ещё в 1920-30-х годах в Советском Союзе печаталось множество настольных игр тиражами в десятки тысяч копий (например, таких, как «Дадим сырьё заводам!», 1930 г.). В фильме «Мой друг Иван Лапшин» (1984 г.), посвящённом событиям 1930-х годов можно услышать: «... поступила новая настольная игра, «Ночной Полет» называется!».

В условиях плановой экономики такие игры распространялись по магазинам, библиотекам и детским учреждениям всей страны, но трудно оценить, насколько они были востребованы. Одна из самых знаменитых игр того времени – игра «Пираты» В. Голицына, датируемая обычно 1934 г., но опубликованная впервые в 1984 г. в журнале «Пионер». 

В 1988 г. в Советском Союзе появилась игра «Менеджер» (от издательства «Кооператив Лечебная Физкультура» и позже - ряд других изданий) – клон западной «Монополии» 1934 года. Появление этой игры действительно можно назвать первым «бумом» – она захватила умы людей, рекламу настольной игры показывали по телеканалам, общие тиражи разных версий «Менеджеров» оцениваются в сотни тысяч и, возможно, могли достигать и миллионов копий. 

Много позже на рынок пришли правообладатели оригинальной «Монополии» (сейчас это компания «Hasbro»). «Монополия» на сегодня является всё ещё одной из самых популярных в категории классических настольных игр с печатным полем (с продажами в России более 100 тысяч копий в год).

В 1990-х годах уже существовал ряд компаний, которые начали специализироваться на настольных играх («Технолог», «Звезда»).  Через десять лет на российском рынке появились самые известные западные хиты – «Колонизаторы» Катана, «Каркассон», «Манчкин». 

©Мария Большакова / Журналист Online

К 2008-2010 годам появились уже упомянутые особенно известные сегодня бренды – «Мир Хобби», «Мосигра», «Игровед». Именно в этот период отмечается второй большой «бум» уже современных настольных игр: с 2007-2008 годов и до 2015 года можно говорить о бурном росте рынка и спроса на "настолки" по 20-50% в год и более. В это время произошло становление специализированных розничных сетей, появился ряд независимых российских издателей, создававших российские авторские игры. Наше издательство и одноименная серия игр «Экономикус» появились много позже - только в 2016 году.

«Игрокон» (напомним: самый масштабный фестиваль настольных игр в России – прим. авт.) проводится с 2013 года. Для сравнения - международная выставка «Spiel» в немецком Эссене проводится с 1983 года.

- А что происходит с "настолками" в последние 4-5 лет?

- Уже где-то с 2015 года и по настоящее время происходит более спокойный рост рынка настольных игр (по разным оценкам -  от 5 до 15% в год). На российском рынке происходит другой «бум» – на качественное наполнение и улучшение ассортимента на полках магазинов и локализациями (переводы на русский язык – прим. авт.) всех основных западных хитов. Сейчас на русском языке можно найти практически любую известную на Западе настольную игру. При этом появляется и множество российских авторских настольных игр, которые не только не уступают западным играм, но и сами успешно выходят на международный рынок. Российские игры и издательства активно представляют себя на международных выставках, получая признание и подписывая контракты на лицензирование. Происходит и реструктуризация рынка - например, из последних значимых событий – компания «Мир Хобби» приобрела значительную долю холдинга «Мосигра», а ряд издательств объединился в «Лигу Партизан» (в которую сейчас входят «Экономикус», «Экивоки», «Простые Правила» и ещё более десятка издательств) – оставаясь самостоятельными независимыми компаниями посредством объединения удаётся эффективнее решать вопросы логистики, производства и попадания в сети, а главное – заниматься мероприятиями по популяризации настольных игр.

©Мария Большакова / Журналист Online

Меняем экранное время на живое общение

В целом настольные игры всё активнее входят в современную культуру отдыха. Всё больше людей играют в игры, в семьях есть целые коллекции. "Настолки" популярны в качестве подарков, а также используются в образовании и бизнесе. Кроме того, в условиях «захвата внимания» людей всевозможными гаджетами, перенасыщения «онлайном» и тренда на «цифровой детокс» – настольные игры становятся востребованным форматом живого семейного и дружеского общения.

Иногда хочется выключить все электронные средства связи, не отвечать на сообщения в мессенджерах и отдохнуть от виртуального мира, в котором мы проводим значительную часть своей жизни. Но есть один риск: такой досуг кому-то может показаться скучным: с тобой - только игровые компоненты, другие игроки и партия, которую нельзя поставить на паузу или перемотать.

Откроем страшный секрет… С этой проблемой игроки сталкиваются крайне редко. Другими словами, нужно очень постараться, чтобы партию захотелось бы побыстрее закончить и никогда больше не собираться за игрой. И чтобы не быть голословными, мы поговорили с настоящим экспертом по организации домашних игровых партий Леонсией Литвиновой.

©Мария Большакова / Журналист Online

- Леонсия, как ты пришла к этому увлечению? 

- Мое увлечение настольными играми началось в студенческие годы - хотелось «качественного» проведения времени с друзьями. Хотелось не только гулять, ходить в кино и обсуждать его, но и более активно взаимодействовать и узнавать друг друга в процессе общения. Сначала мы играли в салонные игры вроде «Мафии», «Шляпы» и «Крокодила» обычными игральными картами и листочками, на которых сами писали слова. От них перешли к патигеймам (игры для вечеринок, отличающиеся простотой объяснения и игрового процесса и, как правило, предполагающие коммуникацию игроков – прим. авт.) вроде «Табу», простеньким филерам (карточным играм, но не азартным – прим. авт.) типа «Уно» и «Коровы 006», играх со скрытыми ролями вроде «Гномов-вредителей», играм на ловкость и внимательность («Башня», «Медвед»). Чем больше и чаще мы играли, тем больше хотелось пробовать новое. Оказалось, что лучший подарок вовсе не книга, а коробка с игрой, ведь ее можно разделить с друзьями практически «не отходя от кассы».

Игровая индустрия сейчас предлагает огромное количество различных вариантов игр: с разными целями, ценами, механиками, компонентами и оформлением, для любого числа участников и на любое время партии, от 10-15 минут до нескольких часов и даже кампаний на много дней. Так что, на мой взгляд, что-то подходящее и интересное можно отыскать абсолютно для каждого.

- Есть какие-то трудности «на пути» настольщика?

 - Чем глубже погружаешься и чем больше игр узнаешь, тем больше хочется попробовать, так что одна из сложностей - не все цепляющие меня игры легко достать в России.

Если еще лет 10 назад  бытовало предубеждение, что настольные игры - это только «кинь-двинь», "Монополия" и "Мемо", и вообще это скучно, но нужно для развития детей, то сейчас я с таким мнением встречаюсь все реже. Но люди все еще не очень понимают, как можно тратить столько денег на картон - с этим я борюсь, вовлекая людей в партии, рассказывая/показывая простые, недорогие и увлекательные игры, которые могут их заинтересовать.

Для тех, кто не может приобрести желанную коробку

Настольные игры, как и почти любое увлечение, требуют вложений. Качественная коробка с полем, пластмассовыми компонентами и карточками стоит около полутора тысяч рублей (стоимость меняется в зависимости от разных показателей). Многие не могут позволить себе приобретать игры регулярно и из-за этого не играют в них вовсе. Но и у этой проблемы, оказывается, есть решение.

В Москве существует множество клубов настольных игр. Клуб – это игровое пространство, работающее почти круглосуточно. Любой желающий может посетить его и, заплатив стоп-чек (определённую сумму – за вход и использование «ресурсов» клуба. Как правило, она не превышает 500 рублей), играть в любом количестве в абсолютно любые «настолки» неограниченное время. Этот вариант подходит не только для тех, кто не может позволить себе приобрести любимую коробку, но и для всех желающих найти единомышленников и достойных игровых партнёров.

Хобби-клубу «Трилогия» - уже 3 года. Ещё пару лет назад помещение клуба больше напоминало маленькую комнату коммунальной квартиры, чем игровое пространство. Сейчас так сказать нельзя: в распоряжении посетителей – три просторных зала с заполненными играми шкафами.

©Мария Большакова / Журналист Online

«Когда я узнал, что можно заняться клубом настольных игр, я подумал: «О нет, что за бред, кто вообще играет в настольные игры! -, признается один из руководителей клуба Никита, - а потом я попробовал. И вот у меня свой клуб.

Настольные игры – один из способов выражения своего желания помечтать, погрузиться в детство. Концепция безумно добрая. Здесь никто не курит, не пьёт, не портит своё здоровье, а побыть с друзьями хочется. По большому счёту, даже особенный сервис не нужен: только стол, четыре стены и хорошая компания. Мне становится тепло на душе, когда я захожу в комнату, а все искренне смеются. Люди «переключаются» от работы, учёбы, чтобы потом снова туда вернуться и жить с новыми силами. Я понимаю, что занимаюсь созиданием.

Люди собираются по «сарафанному радио»: сюда приходят наши друзья, друзья друзей и так далее. Держится клуб исключительно на энтузиастах (которых, к сожалению, пока не очень много), которые не только объясняют правила игр, но и способствуют поддержанию семейной атмосферы, помогают осознавать новым участникам клуб как маленький дом.

Мы понимаем, что многие игры безумно дорогие. И, конечно, не хочется покупать коробку за 15 тысяч, которую будешь редко открывать. Такие игры есть у нас в клубе, и любой желающий может с ними познакомиться. Кроме того, в «Трилогии» часто проходят турниры. Участие в них – это возможность реализоваться: у любителей одной игры формируется «турнирная сетка», из которой понятно, кто – «крутой». У нас нет специализации на каких-то играх. Нам интересно собирать здесь разных людей.

В городе мы – один из самых больших клубов настольных игр. Но о конкуренции с другими говорить не приходится, потому что способ организации клуба очень зависит от стиля общения его создателя с аудиторией и его к ней отношения. Мы, учредители «Трилогии», - нежные, добрые и ласковые. И атмосфера в нашем клубе – такая же.

И всё же мы закрытое сообщество. Ведь к настольщикам всё равно относятся как-то с оглядкой. «Поедем, порубимся в «Контру» и выпьем» - это сейчас модно. А настольные игры – не в тренде. Потому что сейчас в тренде не доброта, а агрессия. Но у этого есть очевидный плюс: здесь можно легко «обрасти компанией», которая будет дружной и крепкой, потому что все будут держаться друг за друга».

Если играть в настольные игры немножко чаще, можно научиться относиться ко всему одновременно легко и ответственно: то, что происходит за столом – только игра, но именно от участников этой игры зависит, с каким настроением уйдёт после каждый из них. Вполне возможно, что повсеместное распространение «настолок» поспособствует возвращению в моду доброты, открытости и желания делить самые светлые и радостные моменты с другими.

20.12.2019
Собачье сердце журфака
Студенты факультета журналистики рассказывают о своём отношении к собакам и их правам
19.05.2020
Изоизоляция в действии!
Корреспондент «Журналиста Online» расспросил участников челленджа с копированием картин о том, как у них это получилось
06.07.2020
И… меня утвердили на роль!
Корреспондент «Журналиста Online» поговорила с молодой киноактрисой Валентиной Ляпиной
08.04.2020
"Доброта - она заразительная!"
Фотокорреспонденты «Журналиста Online» провели день со студентами-волонтерами из МГУ