"Дети просто разучились играть"

Предыдущая статья Следующая статья

Академик РАО Александр Веракса рассказал об игровой деятельности и еë роли в развитии ребëнка

В Шуваловском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова 8 октября состоялась лекция "Почему важно, во что играют дети? Результаты научных исследований". Гости фестиваля "НАУКА 0+" узнали, какой вид игры наиболее эффективен для детской психики и каким образом в ней должен участвовать взрослый. 

©Полина Гнедыш / Журналист Online

Заместитель директора Психологического института Российской академии образования Александр Веракса в начале лекции подчеркнул, что игровая ситуация даëт ребëнку "особые переживания, которые приносят ему удовлетворение". Они возникают из-за несовпадения того, что дети видят в реальности и представляют в своëм воображении. По словам лектора, этот опыт развивает не только мышление: "Это то, что мы проносим через всю жизнь. Это определяет наше индивидуальное видение любой ситуации".

С помощью игры дети познают мир и общество, в котором они живут. В качестве примера Александр Веракса привëл случай, когда ребëнка просят выучить список слов: "Если его в четыре года попросить просто запомнить слова, он навряд ли запомнит больше шести наименований. Но если ребёнка в игровой форме просят запомнить список покупок, который следует озвучить в воображаемом магазине перед другим ребёнком-кассиром, то оказывается удивительным образом, что он может запомнить намного больше слов". Подобные ситуации формируют умение следовать общепринятым правилам поведения и контролировать свои "сиюминутные" желания - саморегуляцию. Именно этот навык может определить поведение человека в дальнейшей жизни. 

Александр Веракса уделил особое внимание исследованиям по выбору детьми игрушек - ключевых инструментов игровой деятельности. "Мы увидели, что дети склонны выбирать более реалистичные игрушки, то есть имеющие отношение к миру взрослых, к тому социальному окружению, в котором они находятся. Второй момент - дети предпочитают более антропоморфные игрушки, хотя хочу оговориться, что прототип обычной человеческой семьи найти не так просто. Но это, наверное, пожелание к производителям". Деструктивно на саморегуляцию влияют трендовые игрушки, поскольку они эмоционально яркие, но бесполезные для конструктивной игры: "Когда ребёнку задаётся вопрос «А что ты с ней будешь делать?», «А чем ты будешь с ней заниматься?», типичным ответом было "Я буду подбрасывать её к потолку". 

Также лектор подчеркнул, что предпочтения в выборе игрушек зависят и от гендера ребëнка. В результате исследований выяснилось, что, например, мальчикам интересны детализированные предметы. Вместе с тем Александр Веракса обратил внимание аудитории на то, что любая игрушка несëт какие-либо ценности. Слушательница Анастасия Прошкина призналась, что в детстве еë любимыми игрушками были кубики и конструктор: "Я могла собирать разные машинки. Собственно, это и привело меня на мехмат МГУ". 

Во второй части лекции Александр Веракса рассказал о цифровой игре, которой отдают предпочтение современные дети. Основное еë влияние на психическое развитие дошкольников - негативное. Цифровая игра прежде всего индивидуальна и лишает ребëнка участия в социально-ролевой игровой деятельности и, как следствие, не развивает его воображение и не даëт ему усваивать общепринятые правила поведения. В подтверждение своих слов лектор привëл результаты исследований: "В среднем, дети уже в четыре года проводят не меньше десяти часов в неделю перед экраном. Наихудший вариант проведения времени подобным образом - пассивный просмотр какого-либо контента. Активное время, связанное с играми, считается более полезным. Важно, что чем больше времени проводит ребёнок в цифровых устройствах и в игре, тем сложнее переключить его внимание на другую деятельность. Постоянное индивидуальное взаимодействие с экраном приводит к формированию зависимости уже в четыре или пять лет, и дальше становится только сложнее изменять уже устоявшиеся привычки. Если правил цифровой гигиены не было представлено сразу, то потом внедрить их уже довольно проблематично". 

Также Александр отметил, что сейчас дети сталкиваются со значительными трудностями в "примерке" социальных ролей. Такой вывод учëные сделали по умению детей находиться в одной позе во время игры: "Это важнейший показатель саморегуляции. Это и умение сдерживать сиюминутные импульсы, и следовать поставленной задаче, соответствовать поставленному правилу. Конечно, это очень тяжело для ребёнка, но мы видим, что раньше детям эта задача давалась проще. Сложности связаны с тем, что во многом дети просто разучились играть". Именно поэтому в наше время особенно необходимо участие взрослых как организаторов игры. В таком случае на взрослого накладываются определëнные обязанности: "Он должен гибко реагировать на те изменения, которые происходят во время этой встречи. Он должен понимать и отслеживать прогресс для того, чтобы создавать более сложные правила, удерживать внимание детей. Именно эта игра является наиболее продуктивной". Даже чтение сказки перед сном заметно влияет на психическое развитие ребëнка. Специалисты заметили, что чтение книги и совместное обсуждение еë содержания с родителями улучшает развитие речи дошкольника и его учебные способности. 

В конце лекции Александр Веракса призвал родителей участвовать в психическом развитии детей: "Взрослый остаётся тем уникальным проводником ребёнка в мир культуры. Самостоятельно ребёнок не может открыть те скрытые смыслы, которые представлены в мире и обществе. Это справедливо и для игровой деятельности". 

12.07.2025
Русская "а-ля прима"
В Москве прошла выставка картин "Шедевры русского импрессионизма из частных собраний"
05.12.2022
Смотреть в кино архивные кадры
Госфильмофонд провёл II Московский международный фестиваль архивных фильмов
13.03.2024
"Не хватает только красок в жизни"
Незрячая студентка Регина Парпиева об учёбе на журфаке МГУ, жизни за его пределами и о том, как "не видеть препятствий"
20.08.2023
Распознавание лиц и будущее биометрических сервисов
На журфаке МГУ прошла встреча с резидентом ИНТЦ "Воробьёвы Горы" и руководителем компании Ovision Михаилом Козловым