Смотреть в кино архивные кадры

Предыдущая статья Следующая статья

Госфильмофонд провёл II Московский международный фестиваль архивных фильмов

Текст: Анастасия Силачева, Алина Замирина, Кристина Гомозова

С 16 по 30 ноября проходил II Московский международный фестиваль архивных фильмов. Госфильмофонд России познакомил киноведов и всех посетителей фестиваля с коллекцией одного из важнейших в мире и крупнейшего в России киноархива. 

Двухнедельная программа фестиваля позволила зрителям прикоснуться к тайнам истории кино, увидеть редкие кадры на большом экране. Пять площадок – Третьяковская галерея, кинотеатры «Пионер» и «Иллюзион», пространство POWERHOUSE и Музей кино – продемонстрировали в залах киноэкспедии, научно-популярные фильмы и документальное кино. 

©Кристина Гомозова / Журналист Online

Кино в провинции Российской империи

Одним из первых событий кинофестиваля, посвящённым истории отечественной кинематографии, стала лекция «Ярославская кинофабрика Григория Либкена», которая состоялась 19 ноября в кинотеатре «Иллюзион». Хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедника Ирина Зубатенко рассказала об одной из самых успешных кинофабрик в начале ХХ столетия.  

История начинается с малого – с фото Григория Ивановича Либкена. Удивительный кадр был найден в личном деле, которое сейчас хранится в Государственном архиве Ярославской области. На кадре запечатлён авантюрист и мошенник, который смог стать пионером русского кино и создать одну из самых успешных фабрик кинопроизводства.

В Ярославле торговец колбасными изделиями решает расширить предпринимательскую деятельность, поэтому открывает собственную кинематографическую прокатную контору. В начале ХХ века поход в кино стал для жителей Ярославля привычным делом. В городе располагалось пять кинозалов, каждый из которых был полностью заполнен в дни показа. В сравнении с соседними городами (например, Калугой, где было всего два кинотеатра) масштаб кинопрокатной деятельности в Ярославле достиг столичного уровня.

©Анастасия Силачева / Журналист Online

Ирина Зубатенко комментирует это так: «Пресса публиковала данные о доходе кинозалов: за воскресенье через каждый из этих залов проходило около 1500-2000 человек. За один день вот эти пять кинозалов пропускали до 10 тысяч человек. Естественно, кино было востребовано».

В чём был успех Григория Либкена? Возможно, в его предприимчивости и желании освоить новые кинематографические технологии. В 1915 году он предпринял одну из первых в России попытку записать фильм со звуком, используя специальный аппарат. Либкен был, прежде всего, делец и коммерсант. Поэтому кинематографическая прокатная контора вскоре превратилась в одно из крупнейших акционерных обществ, действующее за пределами Российской империи. 

В процессе лекции Ирина Зубатенко акцентировала внимание на том, что Григорий Либкен не переставал стремиться к новаторству, что позволило ему выйти на международный уровень. По этой же причине предприниматель обратил внимание не только на кинопрокат, но и на кинопроизводство. Первой картиной, негатив которой приобрела французская фирма Пате, стала «Драма на Волге» («Дочь купца Башкирова»). Григорий Либкен «ставит дело на широкую ногу», рекламирует кинопроизводство в газетах, создаёт собственный павильон, привлекает любителей и профессиональных актёров и формирует съёмочную команду. Для современного человека – это стандартный рабочий процесс, но в период дореволюционной России это равнозначно колоссальному труду. Кроме этого, Григорий Либкен сам принимает участие в съёмках, играя эпизодические роли в фильмах. До 1918 года на кинофабрике было создано более 70 картин. Русская публика полюбила кинохронику, комедии и мелодрамы, положительно восприняла «блокбастер» того времени – фильм «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). 

© Анастасия Силачева / Журналист Online
© Анастасия Силачева / Журналист Online
© Анастасия Силачева / Журналист Online

Деятельность кинофирмы смогли приостановить только революционные действия. В июле 1918 года кинофабрика сгорела, а Григорий Либкен покидает Россию. Киноархив, к счастью, удалось сохранить сотрудникам фирмы. Особое место, по словам Ирины Зубатенко, в восстановлении репутации Ярославской кинофабрики занимает Пётр Васильевич Мосягин, ставший в будущем деятелем советского кино. И сейчас Ярославль носит славу одной из столиц регионального кинопроизводства, а всё благодаря уверенному старту Григория Ивановича Либкена.

Толстой на экране, 1812

Следующим событием фестиваля архивного кино стал показ пяти немых короткометражек начала XX века, объединённых в цикл под названием «Реставрации и находки. Толстой на экране, 1812». 

В Музее кино обозреватель фильма Тамара Шведюк рассказала, как получила плёнку. Она изучала коллекции ранних европейских фильмов, которые в архив Госфильмофонда передал Сергей Иванович Осипов, дореволюционный прокатчик, собравший свою коллекцию кинолент. Историк кино признаётся: «Коллекция эта была на удивление хороша, там были очень редкие копии итальянских и французских фильмов, не сохранившиеся ни в одном архиве мира».

©Алина Замирина / Журналист Online

Тамаре хотелось узнать, кто так хорошо сберёг эти фильмы, она начала поиски. Через некоторое время ей удалось найти Валентину Георгиевну Карпеченко, внучку Осипова, которая изначально не подозревала о кинематографическом прошлом своего прадеда. «Для неё он был лишь тихий, любящий искусство техник-механик, который чинил пишущие машинки», - поясняет Шведюк. Состоялся совместный разговор, Валентина Карпеченко начала поиски. Уже в октябре 2021 года она написала Шведюк сообщение: «Тамара, перезвоните, мы нашли плёнки. Ещё». Так в Госфильмофонд поступили 2 нитроплёнки (плёнки, изготовленные на нитрооснове), содержащие кинохронику Льва Толстого: «Станция Астапова» (о последних днях жизни писателя) и «Перенесение тела». «Эта оригинальная хроника была снята на студии братьев Пате (Pathé Frères) во Франции в 1910 году, плёнке более 110 лет, она сохранилась в хорошем состоянии», - добавляет киновед.

© Алина Замирина / Журналист Online
© Алина Замирина / Журналист Online
© Алина Замирина / Журналист Online
© Алина Замирина / Журналист Online
© Алина Замирина / Журналист Online

Также в обсуждении короткометражек о Льве Толстом приняла участие программный директор фестиваля архивных фильмов Ольга Деревянкина. Она подтвердила, что плёнка сохранилась в идеальном качестве, а также добавила: «Для плёнки как для живого организма страшны перепады температуры и влажность, так как за этим может последовать развитие бактерий» (процесс гидролиза и появление плесени).

©Алина Замирина / Журналист Online

Кроме хроники Толстого зрители посмотрели фильм «1812», срежиссированный Василием Гончаровым, Александром Уральским и Каем Ганзеном. Фильм изначально сохранился в четырёх частях, на фестивале была показана не известная всем российская версия, а одна часть фильма, которая прокатывалась в Америке. 

Ольга Деревянкина замечает: «Этот фильм - одна из первых кинематографических работ, которая была сделана совместно нескольким студиями. Компания Ханжонкова и фирма братьев Пате вначале снимали историю о Наполеоне и войне 1812 года по отдельности, но через какое-то время решили объединиться. Именно поэтому Наполеона играют два разных актёра, остальными сценами студии обменялись».

©Алина Замирина / Журналист Online

Всего на встрече было показано пять фильмов: «Станция Астапово» и «Перенесение тела» (1910); «Лев Толстой в кругу семьи», «Лев Толстой» (снятые Александром Дранковым в 1908-1910 годах); «1812» (1912). Немое кино сопровождалось игрой Ивана Гребенщикова на фортепиано.

Путешествие по континентам

Разговоры о высоком сменяются высоким местоположением. Ещё одним событием, в рамках фестиваля архивного кино, стал показ картины Владимира Шнейдерова и Якова Купера «На высоте 4500», снятой в 1931 году.

©Алина Замирина / Журналист Online

Владимир Шнейдеров - настоящий кинопутешественник. Он был в составе первой киноэкспеции в середине 1920-х годов, затем работал на телевидении и вёл программу «Клуб Кинопутешествий», которая была занесена в «Книгу рекордов Гиннеса» в 1985 году как старейшая программа советского телевидения. Шнейдеров много путешествовал: в 1920 он побывал в Узбекистане, затем участвовал в авиационной экспедиции Москва - Монголия - Китай (на основе этого путешествия был снят фильм «Великий перелёт»).

Фильм «На высоте 4500» интересен тем, что он не документальный, а игровой (разновидность художественного кино с заранее прописанным сценарием). 

Киновед Дарья Горбач рассказала, как снимали картину: «В 1931 году Шнейдеров снаряжает экспедицию, в которой принимает участие 10 человек, 5 из которых - непрофессиональные актёры из Москвы. Чтобы снять фильм, они едут в горы Тянь-Шань. Перед этим был написан сценарий, но уже попутно съёмочная группа продолжает его редактировать»

© Алина Замирина / Журналист Online
© Алина Замирина / Журналист Online
© Алина Замирина / Журналист Online
© Алина Замирина / Журналист Online

В фильме принимали участие коренные жители Тянь-Шаня. Горбач признается, что снимались они неохотно. Также киновед рассказывает: «За съёмки им платили натуральными товарами: косметикой, продуктами, специями, однако были и нюансы, так как актёры не хотели играть злодеев. Во время съёмки эпизода с басмачами (враждебным по сюжету племенем) коренные жители очень сильно обиделись, когда узнали, что сыграли злодеев. Но режиссёр фильма предложил им изобразить из себя добродушных колхозников, душа их растаяла»

Фильм был снят в условиях настоящей экспедиции. Все люди, задействованные в работе, поднялись на высоту 3600 метров, некоторые из них смогли покорить и 4500 метров. Картина была сделана со звуковым, но фонограмма не сохранилась. Поэтому в Третьяковской галерее фильм был показан в немой версии в сопровождении музыкантов: Сергея Летова (духовые инструменты) и Владимира Нелинова (барабаны и перкуссия - установка ударных инструментов, состоящая из бубна, маракасов, колокольчиков, деревянных ложек и других).

Кино начинается с выставки

©Кристина Гомозова / Журналист Online

Одним из завершающих кинофестиваль событием стала лекция «У истоков кинофестиваля: история и эволюция искусства проведения кинематографических конкурсов», которая прошла в большом зале кинотеатра «Иллюзион». Ее прочел Федерико Стриули, историк кино, Ph.D. в области истории искусств. Спикер рассказал о первых публичных киноконкурсах и последующем развитии кинофестивалей, поделился подробностями о том, как проходил первый «Оскар» и зарождался Венецианский кинофестиваль. 

Федерико Стриули отметил, что публичный показ всегда был ключевым феноменом кино, начиная с братьев Люмьер и продолжая переходами от показов на ярмарках к конкретным местам – кинотеатрам. Однако с развитием языноязыка, эстетики и технологии, начиная с 1907 года, потребность в специальных мероприятиях ощущалась сильнее. Она исходила как от проинформированной публики, так и от профессионалов кино. Журналисты и кинокритики стремились узаконить кино как новую форму искусства, они отмечали визуальные и моральные достоинства фильмов, которые получали награды, а также критически оценивали современные зарубежные и отечественные кинопроизводства. Представители киноиндустрии же поощряли подобные попытки. 

Италия, как один из ведущих игроков в области, конкурировала с Францией за первое место, поэтому первые кинофестивали в привычном нам формате появились именно в этой стране, на севере Италии, где базировались одни из самых активных кинокомпаний. Сама эволюция концепции кинофестиваля была прямолинейной, при этом прогресс был ожидаемым, выдающимся и быстрым. Каждое новое событие добавляло выставке, как было принято тогда говорить, новые элементы к тому, что в современном понимании является полноценным фестивалем и искусством показа фильмов. 

Первый национальный конкурс состоялся в Турине в феврале 1907 года. Тогда в рамках четвертой фотовыставки организовали национальный конкурс с участием основных кинокомпаний того времени. Все мероприятие длилось около 2,5 часов, учитывая среднюю продолжительность фильмов. Наградой была отмечена туринская кинокомпания Амброзио, в частности фильм под названием «Русская история». 

Два года спустя, в октябре 1909 года, состоялся первый всемирный киноконкурс, и это был, вероятно, первый настоящий пример кинофестиваля. В мероприятии впервые участвовали иностранные кинокомпании, появились конкуренция, международное жюри и робкие попытки критических обзоров в специализированных журналах. На фестивале показали более 20 тысяч метров отснятого материала, он состоял из 70 фильмов от 9 итальянских и 11 иностранных кинокомпаний. Наградами были отмечены итальянские, французские и американские компании. Среди самых важных кинолент были «Нерон», «Макбет», «Патриция и Скьява». 

1911 год же был ознаменован нововведениями в проведении кинофестивалей. Мероприятие проходило в Турине, в рамках международной выставки промышленности и труда. На нем были введены три отдельные номинации: за научные, за просветительские и за художественные работы. Кроме того, обязательным стало участие фильмов, не вышедших в прокат. На каждую кинокомпанию отводилось не более 600 метров. Была предпринята ранняя попытка отбора фильмов, а специальные комиссии могли исключить кино из участия. Жюри, в состав которого входил Луи Люмьер, наградило «Золотую свадьбу», «Одиссея». 

Чтобы показать свое видение мероприятий, Федерико Стриули процитировал статью, опубликованную в 2010 году: «Эти конкурсы полезны не только потому, что демонстрируют производственную и коммерческую активности кинематографа, они имеют гораздо более высокую цель: расширить человеческую мысль, показать художественные красоты регионов, продемонстрировать, как и насколько кинематограф может влиять на образование и обычаи народов». 

©Кристина Гомозова / Журналист Online

В 1929 году состоялся закрытый ужин с награждением, длившийся около 15 минут. Несмотря на большой промежуток времени, на церемонии были оценены фильмы 1927 и 1928 годов. Более того, победители были объявлены за три месяца до этого. Первый «Оскар» сильно отличался от тех фестивалей, которые проходили в 1920-е годы, и имеет только несколько сходств с современным. 

Завершая лекцию, Федерико Стриули рассказал про год, который повлиял на искусство проведения кинематографических конкурсов. Это был 1932 год, когда прошел первый Венецианский кинофестиваль. Он был результатом действия политических, экономических и местных интересов. В месте, где он проходил, люди стремились к развитию туристического сектора. Несмотря на название мероприятия, которое дословно можно перевести как «Первая международная выставка киноискусства Венеции», тема кино как искусства не стала ключевой. 

Примечательно, что кинопоказ был отмечено отсутствием конкурса как такового: представителям фильмов давался лишь сертификат об участии. Однако поворотным этот кинофестиваль считают за то, что он положил начало идее кинофестиваля, похожего на то, каким мы его себе представляем: участие высшего общества, репортеров, особое место проведения кинофестиваля, международный масштаб. 

Тогда кинематограф переживал еще одно важное событие – переход от немого кино к звуковому. Это были сложные метаморфозы, проходившие по-разному в каждой из стран: кто-то полностью переходил на звук, а кто-то придерживался старых традиций. В то время был не распространен дубляж, его результаты были неудовлетворительными. При этом кинокритики и зрители не были особо впечатлены или обеспокоены ситуацией, пребывая между ностальгией по ушедшей эпохе и любопытством по отношению к новой. 

Московский международный фестиваль архивных фильмов проводится в России второй раз. Ранее в стране существовал ежегодный фестиваль архивного кино «Белые столбы», который с 1977 организовывал Госфильмофонд.

В этом году любителям киноискусства удалось посмотреть самые разные картины, посвящённые киноэкспедициям, животной тематике, кино Еревана и республик Средней Азии и Казахстана. Также зрители смогли увидеть отреставрированные архивные находки и узнать историю их обнаружения.

02.11.2021
Как вести блог в Instagram по сценариям Pixar и Netflix
Digital-маркетолог Ильяна Левина на выставке ARTLIFE рассказала о том, как правильно вести свой блог в Instagram
08.10.2021
Сканер кожи и шахматы с искусственным интеллектом
Интерактивная научная выставка открывает фестиваль «NAUKA 0+»
13.09.2021
Счастливое студенчество начинается с хорошего тьютора
О работе тьюторов первого курса рассказали студенты разных вузов России
18.12.2021
Соедините нас мостом
Как реальная история создания моста в китайском городе Наньнин может вдохновить на создание воображаемой истории любви